Тема: Философия Средних веков и эпохи Возрождения
Тип занятия: Лекция - беседа
Актуализируются в работе ОК -1, ОК-2, ОК-8
Цели:
Учебная: ориентироваться в наиболее общих философских понятиях, определять роль философии в жизни человека и общества;
Развивающая: способствовать формированию умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Воспитательная: способствовать личностному развитию обучающегося, побуждать самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации..
Метод реализации: изучение новой темы, актуализация знаний - выстраивать диалог между обучающимися и преподавателем .
Информационно-методическое обеспечение:
1. Кохановский В.П. Основы философии: учебник // В.П Кохановский. 2-е изд перераб. и допол.–М,: Академия, 2015.-232с.
2. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник // Хрусталев Ю.М. Рекомендовано НМС. –М,: Академия , 2009.-336 с.
Структура занятия
1. Организационный момент: Проверка присутствия студентов и их внешнего вида; проверка санитарного состояния учебного кабинета; проверка материально-технического обеспечения рабочего места студента согласно методических указаний– 3 мин.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.
Берет на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. - 5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности обучаемых - Формирование навыков и умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Тренировка коммуникативного взаимодействия обучающихся; повторение пройденного материала. Изучение нового.
Мин.
5. Основная часть – 60 мин.
6. Систематизация знаний, умений - актуализация знаний, полученных студентами в ходе обсуждения тем. Формирование навыков и умений на материале стандартных вопросов (тренировочные тесты , творческие задания); выдача индивидуальных консультаций , если у обучающихся возникают дополнительные вопросы по теме лекции.
– 10 мин.
7. Подведение итогов
задания для самостоятельной работы студента, контрольный тестовый опрос; подведение итогов занятия.
Оценивание результатов: В конце лекции проводим совместный анализ деятельности каждого студента.
Самостоятельная работа: Краткое комментирование внеаудиторной самостоятельной работы .
– 3-5 мин.
Преподаватель: _________________ Ю.А. Трифонова .
ТЕМА:Философия Средних веков и эпохи Возрождения
План занятия:
1. Средневековая схоластика.
2. Философия эпохи Возрождения.
Возникновение христианства знаменовало собой радикальный поворот в философском мышлении. В свете христианского мировоззрения предшествующие ему религии предстали как языческие, т.е. религии, ориентированные на отдельное замкнутое сообщество людей - религии "одного языка". Потеря древними религиями своего влияния и распространения ранение христианства означали одновременно и возникновение новой философии, которая опирается на фундаментальные идеи Священного Писания.
Дохристианская античность не знала единого Бога. В отличие от абстрактного Бога античных философов, христианский Бог являет собой личность. Только с таким Богом могут быть установлены отношения интимной духовности и взаимной любви.
Одной из центральных идей Писания является идея творения. Речь одет о творении из ничего. Такую концепцию принято характеризовать как креационизм (от лат. create — созидаю). Христианская мысль прямо утверждает сверхразумность акта божественного творения. С другой стороны, сотворив мир "из ничего", Бог не может не любить его. Его любовь превосходит возможности ума; она сверхразумна, поскольку вмещает в себя и неупорядоченность мира, и его греховность. В ней появляется момент милосердия. Следовательно, человеческое отношение к сотворенному миру и Богу также не может ограничиться лишь научно-рациональным подходом, а предполагает истину
Откровения и любовь к Богу.
Дохристианская греческая мысль не противопоставляла человека природе. Они едины и являются частью Вселенной. Для Библии же характерна другая трактовка. Человек — не просто часть Вселенной: он резко выделяется среди всех существ, поскольку создан "по образу и подобию Божию", что выделяет его среди тварных существ. Человек становится центром тварного мира.
В античности считалось, что нравственные установления есть природная необходимость, которой человек должен подчиняться, поскольку в противном случае он станет причиной собственных бед. Античный Бог сам был подчинен природным законам. Христианский Бог не только находится выше сферы природных законов, но и дает нравственный закон людям. Следовательно, законы межчеловеческих отношений — божественны. Высшей добродетелью становится следование божественным заветам, которые зафиксированы в десяти заповедях и в Нагорной проповеди Христа. Наибольший грех состоит в нарушении божественных заветов.
Первородный грех состоит в неподчинении. Вкусив запретный плод, человек продемонстрировал нетерпимость ко всякого рода ограничениям, более того — желание быть Богом. Нарушив божественный запрет, Адам и Ева вошли в мир зла, страданий и смерти, отделившись от Бога, Грех стал не только неизбежным атрибутом земной жизни человека, но вошел в человеческую историю, в развитие общества. Смертность человека становится синонимом греховности, преодолеть которую можно только на пути возврата к Богу. Явление Христа, его искупительная жертва и воскрешение — все это свидетельствует о божественной готовности снять вину с человека, освободить его от последствий греха.
Дохристианская античная философия также искала путь спасения. Она видела его по преимуществу в знании. Библия же открывает иную возможность, перенося акцент с познания на веру.
Библия открывает веру как особую способность души. Вера присуща человеку изначально. Поэтому люди всегда во что-нибудь верят. Слепота веры состоит в ее неосознанности и неизбежно приводит к поклонению земным кумирам. Библия представляет веру как способность души, несводимую к знанию или незнанию. Откровение призывает человека осознать ценность веры как таковой, ценность, отличную от той, которой обладает интеллект. Этим самым Библия открывает человеку новое измерение — измерение духовное.
Если античная философия выделяла в человеке две составляющие — душу и тело, то Библия открывает в бытии человеке еще одну сферу — сферу духа. Дух — это причастность к божественному, т.е. сверхразумному, посредством веры.
Духовное бытие раскрывается как бытие ценностей. Они создают как бы "вертикаль" человеческого бытия. Эта вертикаль основывается прежде всего на вере. Но она предполагает еще одно качество души — любовь. Если античная любовь — любовь эротическая, то библейская предполагает самопожертвование, милосердие и сострадание. Для христианина любовь— прежде всего Бог, а человеческая любовь есть стремление следовать божественному примеру. Любовь есть бескорыстный дар, а не что-то мотивированное вознаграждением. Даже половая любовь, с христианской точки зрения, помимо эротического момента включает в себя самопожертвование, терпимость и доброту. Любовь к Богу обусловливает надежду как важнейший компонент человеческой жизни.
Надежда есть убеждение в том, что правильный образ жизни, строящийся на соблюдении божественных заповедей, принесет свои плоды, несмотря на весь грех, неизбежный в земной жизни. Надежде противоположны уныние и отчаяние. Главное средство от них — смирение, как фундаментальная добродетель христианина. Оно предполагает соединение надежды с любовью к Богу и с божественной любовью к миру.
Все эти основы христианского богословия закладывались в период патристики (от лат. pater— отец) 1-VIII вв. н.э. Это особый тип размышления Отцов церкви, целью которых было разъяснение смысла христианских истин, пояснение текста Писания. Одной из центральных тем патристики становится философско-богословский смысл явления Христа, единство трех божественных ипостасей (тема троичности).
Одним из самых влиятельных представителей патристики был Аврелий Августин ("Блаженный") (354-430 гг. н.э.). Ключевой идеей Августина можно считать следующую: познай бога и собственную душу; Бога — через душу, душу — через Бога. Бог и душа — главные темы философии Августина. Но через посредство установления взаимосвязи души и Бога он решает и все другие философские вопросы, в том числе — вопрос о человеке.
Проблема человека интересует его не с точки зрения "человека вообще", а с точки зрения человеческого "я" — конкретной личности. Движение в глубь собственного "я" мыслится Августином как движение к Богу. Таким образом, чем лучше познает человек самого себя, тем ближе он становится к Богу. Размышление над прожитым, словесное проговаривание своих ощущений и переживаний, хотя бы и мысленное—таков основной путь самопознания. При этом должен соблюдаться принцип абсолютной искренности. Огромное внимание уделил Августин природе зла и свободе воли, сути истины. Он считал, что "без веры нет знания, нет истины", а "смысл истории в нравственном прогрессе".
Патристика стала предтечей схоластики (от греч. "сходе"— спокойное занятие, учеба) — средневековая ученость. Различают четыре этапа схоластики. 1-й — от VI до IX в. -— предварительный; 2-й — от IX до XII в. — период интенсивного формирования; 3-й—XIII в.—"золотой век схоластики"; 4-й—ХIV-ХVвв. — угасание схоластики.
Схоластическая ученость на практике представляла собой ряд ступеней, поднимаясь по которым ученик мог дойти до самых высших. В монастырских и церковных школах изучали "семь свободных искусств". Ученик должен сначала освоить тривиум (от числа "три"), т.е. грамматику (латынь), диалектику и риторику. Вторая ступень (квадривиум) включала арифметику, геометрию, музыку и астрономию.
После школ ученики попадали в Университеты, которые опирались на поддержку церковных властей. Главная цель университетской науки состояла в изучении и истолковании Священного Писания и Священного Предания (т.е. произведений святых Отцов церкви). В соответствии с основной задачей большинство университетов состояли из двух факультетов — факультет свободных искусств и факультет теологии. Первый был необходимой подготовительной ступенью ко второму. В Университетах кроме подготовки кадров решалась также задача производства богословско-философской продукции с изложением христианского учения. Совокупность доктрин, созданных в период средневековья, и принято называть схоластикой в собственном смысле.
Через все этапы схоластической мысли проходит противопоставление веры и разума. Под верой понималась вера в авторитет Священного Писания и святых Отцов церкви. Схоластика была фактически занята выработкой аргументов, подтверждающих истинность Писания и Предания. Это означало выработку доказательств средствами разума истины, которая ведет к вере или по меньшей мере, непротиворечива по отношению к фундаментальным принципам разума.
Дух эпохи средневековья отмечен контрастностью двух миров — "Града земного" и "Града Божьего". Учение Августина о двух градах приобрело широкую известность. Оно во многом определяло духовный климат схоластики. Это учение было пессимистичным по отношению к земной жизни, где царствуют силы смерти, лжи и лицемерия. Спасение души мыслилось через духовное приобщение к "Граду Божьему". Противопоставление двух миров прочно утвердилось в христианском мировоззрении. Однако с XII в. наряду с ним возникла новая концепция истории, которая знаменовала переход от традиционной идеи Августина "бегства от мира" к идее "христианского завоевания мира". Церковь перешла к активным действиям в миру. Папство официально заявило о необходимости быть выше светской власти.
Хотя схоласты уделяли главное внимание ученым занятиям, они, конечно, были живыми людьми со своими страстями и увлечениями. Судьба многих из них была драматична, а то и трагична.
Широко известна драма жизни Пьера Абеляра, которую он сам описал, Пьер был одним из основателей Парижского университета, а его труды отличались безупречностью и строгой логикой. Драматической истории его любви к молодой Элоизе суждено было закончиться тем, что возлюбленные были разлучены. Она приняла постриг, он стал монахом. Много лет спустя, после смерти П.Абеляра, Элоиза, согласно ее предсмертному желанию, была захоронена в одной могиле с тем, с кем разлучила ее судьба. В одном из ее писем к П.Абеляру есть такие строки: "Своему господину, а вернее отцу, своему супругу, а вернее брату, его служанка, а вернее дочь, его супруга, а вернее сестра, Абеляру—Элоиза.... Бог свидетель, что я никогда ничего не искала в тебе, кроме тебя самого; я желала иметь только тебя, а не то, что принадлежит тебе. Я не стремилась ни к брачному союзу, ни к получению подарков и старалась... о доставлении наслаждения не себе, а тебе, и об исполнении не своих, а твоих желаний".
П.Абеляра особо интересовала мотивация поступков. Он считал, что нет никаких оснований презирать человеческие страсти, хотя человек и несет всю ответственность за свои помыслы, поступки и действия.
Ансельм Кентерберийский вошел в историю как автор доказательства бытия Бога посредством понятия о нем как существа "сверх всего мыслимого". Он верно нащупал одну из проблем, состоящую в невозможности опровержения некоторых
умозаключений посредством сведения их к противоречию или абсурду.
Уильям Оккан — яркий представитель поздней схоластики, утверждал, что бытие Бога и др. религиозные догматы не могут быть доказаны с помощью разума и основаны исключительно на вере. Философия, в свою очередь, должна освободиться от . теологии, Согласно ему, следует избегать усложненных теоретических построений. Если нечто может быть объяснено наиболее простым способом, то именно этот способ следует считать правильным, отбросив все, что осложняет объяснение. Этот принцип, выдвинутый мыслителем, принято называть "бритвой Оккама". Таким образом, оккамовский подход составляет эпилог схоластической учености и одновременно является введением к новоевропейской науке. Он открывает новые перспективы изучения природы на путях рациональных и экспериментальных.
Таким образом, средневековая философия существует преимущественно как теоцентрическое мировоззрение, т.к. теоретическая проблематика концентрируется вокруг Бога, а любовь к мудрости реализуется как течение богословской мысли. Рациональный элемент знания в ней подчиняется вере, научный интерес — религии. Отсюда и ее функциональное определение, данное Фомой Аквинским: философия — служанка богословия,
Следующим историческим типом философии является эпоха Возрождения XV-XVIII вв. — период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений. Возрождение принято понимать как поиск ново, а не реставрацию старого, как эпоху Перехода, потому что от является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются основы буржуазных общественных отношений, прежде всего в сфере экономики, именно в этот период получают развитие науки, меняются отношения церкви и государства, формируется идеология секуляризма и гуманизма. Ее характерными чертами являются:
— индивидуализм практический и теоретический, означающий, что в центр своего мировоззрения и практики деятели Возрождения поставили человеческую индивидуальность;
— культ светской (т.е. нецерковной) жизни с подчеркнутым стремлением к чувственным удовольствиям;
— светский дух религии с тенденцией к язычеству. Под "светским духом религии" следует понимать что оставаясь религиозными людьми, представители Возрождения стали меньше придавать значения обрядовой и культовой стороне религиозной жизни, сосредоточив внимание на духовной стороне. Для осмысления христианских ценностей они широко привлекали идеи, содержащиеся в дохристианских античных (т.е. языческих) религиозных учениях;
— освобождение от власти авторитетов, означавшие иное отношение к авторам, признанным средневековой схоластикой;
— особенное внимание к прошлому, к древности;
— чрезвычайный вкус к искусствам.
В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Это обусловлено развитием производства и науки. Изобретение книгопечатания, компаса, самопрялки, парохода, доменно-металлургического процесса, возобновление интереса к астрономии, физике, анатомии, физиологии, развитие экспериментального естествознания — все это расширяло человеческий кругозор, укрепляло власть человека над природой.
Изменяется средневековая картина мира.
Важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека. На передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни. Центральная фигура не Бог, а человек. Бог— начало всех вещей, а человек—центр деятельности людей. Общество — не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен.
Эпоха Возрождения характеризуется новым уровнем самосознания человека: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, жизнерадостность и свободомыслие становятся отличительными качествами передового человека того времени.
Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира.
Важным элементом мировоззрения является также культ творческой деятельности. Человек не просто удовлетворяет свои земные нужды: он создает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире —самого себя.
В эпоху Возрождения получает распространение так называемый культ Красоты. Инициаторами гуманистической мысли — одного из характернейших явлений данной эпохи являлись Данте и Петрарка.
В "Божественной комедии" Данте, которая представляет собой итог развития средневековой культуры, синтез поэзии, философии, теологии, в его статьях закладываются основы нового жизнепонимания. Не отвергая учение о творении, используя неоплатонические схемы суждений, Данте учит о том, что человек имеет двоякую—смертную и бессмертную природу, что он есть среднее звено между тленным и нетленным, и поэтому имеет двойное предназначение.
Идеи Данте о двойном предназначении человека, о самоценности его земной жизни, о его достоинстве развивал Петрарка. Он считал, что философия схоластического типа непригодна для жизненного наставления.
Гуманистическая программа, намеченная Данте и Петраркой, получила развитие и оформление у Салютати, по мнению которого главное — воспитать нового человека, способного совершать добродеятельные поступки.
Одними из характерных представителей философии эпохи Возрождения были Николай Кузанский и Джордано Бруно.
Центральным пунктом философии Николая Кузанского является учение о совпадении противоположностей - абсолютного максимума и абсолютного минимума.
Единство и бесконечность мира, его несотворимость и неуничтожим ость—основные посылки философии Джордано Бруно.
Идеи Николая Кузанского и Джордано Бруно заложили основы для развития философии и естествознания Нового времени.
Вывод: философия в эпоху Возрождения воспринималась, прежде всего как натурфилософия, философия природы. Однако на философию Возрождения оказал воздействие накопленный опыт, потенциал средневековья. Поэтому центральным остается трактовка вопроса о взаимоотношении Бога и мира. Характерной является антисхоластическая направленность. Взаимоотношения Бога и мира носят пантеистический характерно есть Бог утрачивает надприродный характер, он как бы сливается с природой, а природа тем самым обожествляется.