Работы и подготовке к практическому занятию. Рассмотрение первого вопроса необходимо предварить определением онтологии как философского учения о Бытии
Рассмотрение первого вопроса необходимо предварить определением онтологии как философского учения о Бытии. Затем целесообразно перейти к соотнесению понятий Бытие и Субстанция, и, исходя из этого, дать характеристику различным философским учениям о Бытии (плюрализм, дуализм, монизм). Выяснив эти вопросы, можно перейти к анализу содержания категории Бытие (небытие, нечто, существование, сущность, пространство, время, становление, количество, качество, мера, материя). В заключение надо различить принципиальные позиции материализма, объективного и субъективного идеализма, а также, особо, экзистенциализма в понимании бытия.
При рассмотрении второго вопроса нужно дать характеристику основным формам Бытия:
1. Бытие вещей (тел), процессов Бытия природы как целого, и природы сотворенной человеком (второй природы);
2. Бытие человека (Бытие человека в мире вещей);
3. Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуальное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;
4. Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (Бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и Бытие общества.
В заключение следует отличить Бытие кажущееся (феноменальное) от Бытия реального (ноуменального).
Ответ на третий вопрос целесообразно начинать с краткого рассмотрения определений категории материи в истории философии, затем рассмотреть материю и сознание в структуре Бытия. После того как это сделано, логично перейти к анализу атрибутов (неотъемлемых свойств) материи, раскрыть смысл определения движения как способа существования материи, пространства и времени как форм существования материи. Анализируя категорию материи, полезно обратиться к книге В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Далее следует рассмотреть формы движения материального мира и их взаимосвязь, для чего рекомендуется обратиться к книгам Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы».
При рассмотрении четвертого вопроса, рекомендуется, прежде всего, раскрыть сущность идеального в его соотношении с материальным. Затем рассмотреть виды идеального: субъективно-идеальное, объективно-идеальное. При анализе понятия «сознание» рекомендуется вначале сделать краткий историко-философский экскурс, после чего определить сущность сознания и рассказать о его происхождении. Большую помощь здесь может оказать книга Ф. Энгельса «Роль труда в превращении обезьяны в человека». Далее необходимо соотнести такие понятия как сознание – идеальное, сознание – душа, психика – сознание, сознание и самосознание, сознательное и бессознательное. В заключение рекомендуется определить структуру сознания, дать характеристику знанию, как способу существования сознания, определить эмоционально-чувственную и волевую сферы сознания, рассмотреть уровни сознания, определить деятельностную сущность сознания, его функции.
Изучение философии развития необходимо начать с выяснения исторических форм диалектики: наивной диалектики досократической античной философии, основных идей Гераклита и элеатов, диалектики как искусства оперирования противоположностями в диалоге на пути определения общезначимой истины (Сократ, Платон, Аристотель), диалектических идей Плотина и Н. Кузанского, антиномий чистого разума И. Канта. Особое внимание следует уделить философии Г. Гегеля, который первым сознательно выделил и описал всеобщие формы диалектики как учения о развитии. Анализ материалистической интерпретации К. Марксом и Ф. Энгельсом и их последователями диалектики (диалектический материализм) должен завершить исторический экскурс, после чего необходимо дать содержательную характеристику диалектики как учения о развитии материального мира и формах его познания.
Прежде всего, необходимо уяснить связь понятий «движение», «изменение», «развитие». Далее следует определить основные принципы диалектики: принцип развития; принцип всеобщей связи и взаимодействия. Изучение связей и взаимодействий – путь познания законов, однако, прежде чем изучать законы диалектики, полезно уяснить, что такое закон вообще. Это позволит выявить природу всеобщности законов диалектики, а также совпадение общей теории развития объективной действительности, теории познания и логики. Рассматривая законы диалектики, важно понять, почему закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики, законом, выражающим самое важное в ней. Для этого необходимо проанализировать понятия «тождество», «различие», «противоположность», «противоречие», виды и стадии разрешения противоречий.
Для уяснения сущности второго закона диалектики – закона перехода количественных изменений в качественные – необходимо дать определение таким понятиям как: «количество», «качество», «мера», «скачок». Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания – требует уяснения сути понятий «отрицание», «преемственность», «возврат якобы к старому», «отрицание отрицания», «спиралевидный характер развития».
Диалектические законы находят свое отражение в диалектических закономерностях, которые демонстрирует диалектика категорий – всеобщих форм развития любого материального и идеального целого, выраженных в философских понятиях. Поэтому уяснение диалектики единичного, особенного и всеобщего, причины и следствия, необходимости и случайности, содержания и формы, сущности и явления, возможности и действительности, позволяют получить цельное представление о содержании диалектических форм развития и значения их правильного понимания для нестандартного, критического, свободного от догм и авторитетов мышления в любой сфере человеческой жизнедеятельности, в том числе в сфере осуществления таможенного дела.
В заключение необходимо различить диалектику, софистику, эклектику и метафизику как разные способы отражения противоречивой сущности бытия и мышления.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что такое онтология и каковы ее основные проблемы?
2. Как определить бытие и небытие?
3. Какие формы существования бытия вы знаете?
4. Верно ли, что материю придумали материалисты, в то время как другие направления философии отвергают это понятие?
5. Материя и субстанция: что общего у этих двух понятий и чем они различаются?
6. Что такое идеальное и как оно соотносится с материальным?
7. Какова разница между философским и психологическим пониманием сознания?
8. Что такое отражение и как оно связано с сознанием?
9. Как возникает сознание и в чем его сущность?
10. Как соотносятся сознание и бессознательное?
11. Что такое интенциональность и идеамоторность сознания?
12. Что такое развитие и как оно соотносится с понятиями « движение» и «изменение»?
13. В чем состоит отличие диалектической и метафизической концепции развития?
14. Какие этапы развития диалектики вы знаете?
15. Каковы основные принципы диалектики?
16. Что такое закон, и каковы основные законы диалектики?
17. Что такое категория, и какие категории диалектики вы знаете?
18. Что такое субординация категорий и в чем ее смысл?
19. В чем состоит методологическая роль категорий диалектики?
Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:
1.1 – 1.2; 2.1 – 2.5.
Тема 2.2. Теория познания. Философия и методология науки
Философия познания (гносеология, эпистемология) как теория всеобщих оснований и закономерностей познавательного процесса. История становления гносеологии как особого раздела системы философского знания. Борьба материализма и идеализма, метафизики и диалектики в истории гносеологии. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии (оптимизм, агностицизм, скептицизм, релятивизм, солипсизм). Объект и субъект познания. Чувственное и рациональное познание, их основные формы и взаимосвязь.
Сенсуализм и рационализм. Тайна априоризма и варианты ее раскрытия в различных философских системах. Теория отражения и ее роль в понимании познания. Роль интуиции в познании. Творчество в процессе познания. Истина как аксиологическая характеристика знания. Объективность и субъективность истины. Соотношение абсолютной и относительной истины. Конкретность истины. Соотношение истины и заблуждения в познании. Критерий истины. Практика как источник, основа, цель познания и критерий истины. Абсолютность и относительность практики как критерия истины. Виды практики. Проблема «внепрактических» критериев истины (рациональная интуиция, иррациональная интуиция, логическая непротиворечивость мысли, принцип «экономии мышления», принцип верификации, фальсификации, когеренции и другие). Соотношение истины, убеждения и веры в познавательной деятельности.
Философия и наука. Специфика научного познания. Научное, ненаучное (вненаучное), паранаучное, квазинаучное, лженаучное познание. Структура и логика научного познания. Основания, идеалы и нормы научного познания. Эмпирический и теоретический этапы научного познания, их различие и взаимосвязь. Основные формы научного познания: научный факт, проблема, гипотеза, доказательство, теория и их характеристика. Соотношение теории и метода. Понятие метода научного познания. Классификация методов научного познания. Методы эмпирического и теоретического этапов научного познания. Характеристика философского, общенаучных и специальных методов научного познания и их взаимосвязь. Метод, методика, методология. Проблемы формирования методологической культуры. Общие черты и различие естественнонаучного и социально-гуманитарного научного исследования.
Практическое занятие «Теория познания. Философия и
методология науки»
(форма обучения: очная, заочная) – дискуссия
1. Гносеология (эпистемология) в системе философского знания.
2. Объект и субъект познания, их диалектика.
3. Чувственное и рациональное познание. Структура и логика научного познания.
4. Истина: ее формы, основания и критерии.