Понятие структуры в антропологии Леви-Стросса.
Структура – способ организации внутр. отношений системы, основа структ. метода – выявление отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях. Перенесение внимания с элементов на отношения между ними и системоприобретенные (реляционные) свойства. Рус. языковед Н.С.Трубецкой, кот. ввел термин “структурализм” в науку, противопост. его атомизму. Структурный подход предполагает:
1) поиск объектов, в кот. можно предполагать единую структуру, временное отвлечение от их развития: примат синхронии над диахронией
2) выделение типически повторяющихся отношений, существенных реляционных свойств элементов
3) описание отношений, их систематизация и построение абстр. структуры путем непосредственного синтеза или формально-логического и математического моделирования: применение структурной модели должно охватывать все наблюдаемые явления
4) выведение из структуры всех теоретически-возможных следствий и их проверка.
Структурализм возник в 20-е гг. XX в. в связи с переходом ряда гум. наук от описат.-эмпирич. к абстрактно-теоретич. уровню исследования. Основа этого перехода – использование структурного метода, моделирования, а также элементов формализации и математизации. Метод разработан в стр. лингвистике (Соссюр), затем распростр. на этнографию (Леви-Стросс), литературоведение (Барт) и др. Стремление к точности и формализации в изучении структур языка и худ. произведений.
Структурная лингвистика (Соссюр: язык как знаковая (семиотич.) система. Лингвистика как часть “семиологии – науки, изучающей жизнь знаков в рамках жизни общества”. Соссюр обратил внимание на различение инвариантных: неизменных структур языка (как системы) и речи (как манифестации языка). Язык как норма, как соц. кристаллизация – речь всегда индивидуальное исполнение, язык – нечто определенное во множестве разнородных актов речи, однородное, мб предметом самостоятельного изучения. Точка отсчета: произвольность и двусторонность знака: означаемое и означающее). Слово вне отношения обладает смыслом (sens), а как член отношения – значением (valeur, Б.де Куртене). Системность синхронического (грамматика) и несистемность диахронического. à Гипотеза “лингвистической относительности” Сепира-Уорфа, согласно которой язык определяет миропонимание.
В 1928 "Морфология сказки" В.Проппа, положившая начало структурному анализу текстов: структур-функц описание сказочного сюжета. Идея, что структура не обладает отличным от нее содержанием. Структура сказки представлена в виде хронологич. последовательности кач. отличных функций, каждая из кот. образует самостоят."род": король — пастушка м-ж (по оси природы) и верх-низ (по оси культуры) — и все возможные сочетания между этими 6-ю элементами. Лексика как сотворенная природа: это готовая данность, ей присущи законы, кот. членят не только действит-сть, но и само мифологич. видение мира. Свобода видения — только в нахождении упоряд. сочетаний мозаики, заданной заранее. Повлиял на Барта, в России идеи развивали Мелетинский и ученые тартусско-московской структурно-семиотической школы.
В 1950-х работы Леви-Стросса — новый этап в развитии метода — философские импликации: замысел переноса науч. метода структурной лингвистики на обширное поле культурологии в целях достижения в ней строгости и объективности по типу естественных наук. Леви-Стросс пыт. выполнить эту задачу на материале этнографии, формализуя в терминах бинарной оппозиции и теории коммуникации системы родства примитивных народов (запрет инцеста как грамматика социальных и экономических отношений и фундамент общества), ритуалы, мифы. Леви-Стросс различал в мифе, как лингвисты в языке, внешний вид и структуру в основе; как лингвисты, он отдавал предпочтение последней. Значение мифа должно быть обнаружено не на поверхностном уровне речи, понимания и представления, но во взаимоотношениях между элементами мифа, которые вместе формируют лежащую в основе структурную систему. Внутреннее содержание мифа существует как абстрактный и бессознательный познавательный порядок, который наделяет миф рациональным смыслом. Реальность, о которой говорит миф, это универсальный образ мысли, а не история о временах творения и происхождении мира.
Леви-Стросс считал, что структурные модели коренятся в бессознательном или структуре чел. ума. Ментальные структуры никогда не осознаются и не изменяются в ходе истории, они даны природой как отображение био хар-ра мозга (эти идеи от Соссюра, Якобсона и Хомского). "Человек всегда мыслил одинаково хорошо". С помощью математика Вейля построил мат. модели правил бракосочетания в арх. обществах австралийцев, модели обмена подарками. Модели, постр. посредством структур. метода, не отражают эмпирич. реальности — предмета непосредств. наблюдения, но они реальны.
Леви-Стросс "Элементарные структуры родства" (1949). описание различных систем родства, рассматриваемых как сеть обменов, но в ней содержится также тезис о переходе от естественного состояния к культурному состоянию, то есть о рождении общества, и она содержит полемику с точкой зрения Дюркгейма по этому вопросу.
Согласно Дюркгейму, социальные факты следует объяснять другими социальными фактами, а не ссылками на психологические или биологические обстоятельства. Но Леви-Стросс доказывает здесь существование социального факта с досоциальным происхождением. Это социальный институт, который наблюдается во всех обществах, и нельзя объяснить его необходимость естественными причинами. Этот "квази-естественный" институт представляет собой наблюдающийся повсюду запрет кровосмесительства и правило экзогамии, которое требует, чтобы мужчины брали себе жен из другого рода. Обмен сестрами делает мужчин братьями. Это основополагающий элемент системы родства, а с тем и социальной структуры вообще. создаются социальные связи и порядок обмена, которые становятся образцом, грамматикой для всех возможных отношений, экономических, логических и т.д. Леви-Стросс, как и Фрейд, считает попытки общества регулировать сексуальность культуросозидательными. Запрет кровосмешения - первая социальная норма, а следовательно, и фундамент общества.
тотемный объект становится "знаком", а группа - "означаемым" в своего рода тотемическом языке. Система родства представляла собой систему коммуникации для обмена женщинами, а ее результатом явилось создание социальных отношений между различными группами людей, которые начали выделять себя как части в социальном порядке. Система тотемизма делает социальную структуру явной и придает ей форму коллективного самосознания.
система родства хопи прибегает к трем различным моделям времени: 1) «пустое» время, статичное и обратимое, иллюстрируемое линиями матери отца и отца матери, где идентичные термины механически повторяются в течение ряда поколений; 2) прогрессивное время, необратимое в линии Ego (женской) с последовательностью типа: бабка>мать>сестра>дочь>внучка; 3) волнообразное, циклическое, .обратимое время в линии Ego (мужской), определяемой постоянным соответственным чередованием двух терминов: «сестра» и «ребенок сестры».