Наука на пути к холистской картине мира
В контексте развития постнеклассической науки немалый интерес представляет творческая деятельность ученых, которая неотделима от социокультурной реальности. Действительно, в современной науке новое знание продуцируется при помощи тex или иных гипотез. Назначение же гипотезы, как писал Ф. Энгельс, - быть "формой развития естествознания". Выдвижение гипотезы – творческий процесс, чьими необходимыми компонентами являются эстетический момент и интуиция. История развития человеческой культуры свидетельствует о том, что ученые не могут обойтись в своих научных исследованиях без чувственно-наглядных образов, несущих эстетическую нагрузку. Многие крупные ученые, философы, историки науки И. Дирак, И. Бор. О. Шредингер, А. Эйнштейн, А. Пуанкаре, И. Кант и др. - указывали на роль гармонии, чувства красоты в создании и отборе научных теорий и концепций. В данном случае речь идет о красоте как гармоничности, совершенстве, упорядоченности, как о свойствах, отображающих сущность.
Само творчество детерминировано и восприятием пространства, и восприятием времени. В последние десятилетия идут активные исследования психофизиологических аспектов творчества. Одним из направлений на Западе является конструирование "архитектурных машин", дающих возможность человеку выключиться из реальной пространственно-временной структуры. Предполагается, что особым образом организованная пространственная структура "архитектурной машины" способствует появлению у человека новых образов и ассоциаций, необходимых для творчества. Данное направление поисков связано с развитием электронных средств массовой коммуникации. С помощью новейшей аудиовизуальной техники создавалась "собственная среда", отключающая человека от фактической реальности, замыкающая его в мире управляемых иллюзионных эффектов. В плане научного творчества вызывает интерес исследование аналогий между явлениями искусства и науки. Так, существуют аналогии между выработанными в философии и естествознании концепциями аристотелевского пространства, ньютоновского трехмерного пространства, эйнштейновского четырехмерного пространственно-временного континуума и пластическими пространствами архитектуры (критская, японская архитектура, проекты Пиранези). Достижения культуры в целом, в том числе и художественной, оказывают бесценную помощь современным ученым в познании мира. Крупнейшие ученые нашего столетия - "Эйнштейн, Бор, Шредингер, Вернадский и др. - писали о влиянии социокультурных факторов на творческую деятельность ученого, на построение естественнонаучной картины мира, в том числе и моделей пространства - времени. Не случайно один из отцов квантовой механики, Шредингер, указывает на взаимосвязь формирующейся квантово-релятивистской картины мира и культуры современной технической цивилизации, с характерным для нее стремлением к освобождению от традиций как выражением динамичности общественной жизни, с методикой массового управления, направленной на поиск инварианта и набора возможных решений и т.д. (Э. Шредингер). Иными словами, социокультурные факторы (ценности, стиль мышления эпохи, сформировавшейся на основе практики социального общения и деятельности, и т.д.) осуществляют корреляцию между формирующейся естественнонаучной картиной мира и порождающей ее культурой эпохи.
Научное понимание объективной реальности, отражение мира таким, каким он является в действительности, невозможны без таких областей знания, как теория познания, логика, история философии, история отдельных наук, история умственного развития ребенка, история умственного развития животных, история языка, психология, физиология органов чувств. Все эти науки дают необходимые данные для глубокого познания всеобщих законов материи и сознания. Для построения обобщающей интегральной картины мира, отражающей единство мира, чьими аспектами являются материя и сознание.