Античность. уже сила толчка, двигавшая их вверх, и толчок не гнал уже их больше вверх, а движение вниз встречало пре­пятствия

уже сила толчка, двигавшая их вверх, и толчок не гнал уже их больше вверх, а движение вниз встречало пре­пятствия, они остались сжатыми в тех местах, которые могли еще их принять. Это были места на периферии, и здесь по кривой поверхности расположилась масса этих тел. Переплетаясь друг с другом по этой кривой поверхности, они произвели небо. ($) Эти атомы, раз­нообразные, но близкие к той же природе, как уже было сказано, были вытолкнуты вверх и образовали звездную материю. Множество тел, поднявшихся вверх вследствие испарения, ударялось о воздух и выталкивало его. Воздух в результате движения пре­вращался в ветер и, увлекая своим движением звезды, гнал их вместе с собой, удерживая их в воздухе и со­храняя неизменным то их круговое движение, кото­рое они имеют и теперь. После этого из осевших ато­мов произошла земля, а из унесенных вверх — небо, огонь и возд\ х. (4) Но так как в земле содержалось еще много материи и так как она сгущалась вследст­вие напора ветров и вследствие испарений, [вызыва­емых] светилами, то все ее части, состоящие из [ато­мов], имеющих мелкие формы, сплотились друг с другом и произвели жидкую субстанцию; отлича­ясь текучестью, она была унесена в углубления, кото­рые лучше могли и вместить, и сохранить ее; в других случаях застоявшаяся вода сама по себе углубляла на­ходящуюся под ней землю. Важнейшие части мира возникли таким образом.

384. Плиний. Естественная история XVIII, 273: Д.... первый уразумел и показал связь, [существую­щую] между небом и землей. ,:)

.-ч'С //. НАШ КОСМОС ШАРООБРАЗЕН !

385. Аэций II, 2,2: Л. и Д. утверждают, что космос шарообразен.

Ш. О ПРОИСХОЖДЕНИИ НЕБА

386. Аэций II, 7,2: Л. и Д окружают мир рубашкой или оболочкой, сплетенной из якореобразных атомов. .

387. Аэций II, 16, 1: Анаксагор, Д. и Клеанф ут­верждают, что все светила движутся с востока на за­пад.

388. Псевдоплутарх, комм, к «Метафизике* XII, 6, стр. 690,26: Л. и Платон ... указывают причины, по­чему одни тела движутся так, а другие иначе... А им необходимо было указать причину, почему звезды движутся с востока на запад, а планеты в обратном направлении: ведь то, что движется, движется не как попало.

389. ДиогенЛаэртский К, 30: Л. говорил, что мате­рия, из которой состоят светила, образуется в резуль­тате движения вследствие нарастания атомов. Солнце же движется по большему кругу вокруг, [т. е. снаружи], луны... (33) Круг, по которому вращается солнце, са­мый крайний; круг, по которому вращается луна, са­мый близкий к земле, остальные же расположены между этими днуми.

390. Аэций U, 15,5 (О порядке расположения све­тил): Д [утверждает, что] первыми [расположены] звез­ды, за ними планеты, за ними сол! ще, Венера, луна.Лу-крецийУ,б28[см.№ 394].

ДиогенЛаэртскийIX, 46: Естественнонаучные сочинения Демокрита следующие: ...Космография. О планетах... Сенека. Естественнонаучные вопро­сы VII, 3,2: Д., самый тонкий ученый из всех древ­них, также утверждал, что он подозревает существо­вание неизвестных нам [планет]. Но он не сказал, ни каково их число, ни каковы названия, так как в его время еще не уразумели, каковы орбиты пяти светил.

391 - Гиппапит. Опровержение ересей 1,13,4: В на­шем же космосе земля возникла раньше светил, при­чем луна находится внизу, затем солнце, затем звез­ды — не планеты. Что же касается планет, то и они не находятся на одной высоте... Космос находится в со­стоянии расцвета до тех пор, пока он уже не может присоединить к себе ничего извне.

392. Ахилп.Введение!, 13 [изЕвдора]: Ни Анакса­гор, ни Д. в «Большом Мирострое» не выставляли ут­верждения, что светила — живые существа.

393- Аэций11,13,4 (О субстанции светил): Д. гово­рит, что звезды — камни. ДиогенЛаэртскийЩ 32: Ко­смос возрастает от притока тел извне... Некоторые из этих атомов, сплетясь между собой, образуют проч­ное соединение, сперва влажное и грязеобразное, за­тем, высохши и носясь в воздухе... а потом и воспла­менившись, они образуют... звездную материю... И все звезды воспламеняются от быстроты движения. Ми­хаил Глика. Анналы 1,20 (=Феодорет N,17): Анакса­гор пустомельствовал следующее о природе светил: он говорил, что вследствие вращения вселенной ото­рвались и увлеклись вверх камни, эти камни, воспла­менившись и утвердившись вверху, стали называться светилами. Такого же взгляда по этому вопросу дер­жался и Д.

394. Лукреций V, 621 ел.:

Можно, во-первых, считать, что все это так происходит,

Как полагает о том Демокрита священное мненье.

То есть, сколь ближе к земле проходят светила, столь меньше

Могут они увлекаться вращсньем небесного вихря,

Ибо стремленье его и напор, постепенно слабея

Книзу, становятся меньше, поэтому мало-помалу

Солнце всегда отстает от движения звездною круга,

Ниже гораздо идя пылающих в небе созвездий.

А еще больше луна: чем путь се ниже проходит,

Дальше от неба лежит и ближе к земле расположен,

Тем еще. меньше она поспевать за созвездьями может.

Ибо слабее тот вихрь, которым луна увлекаясь

Ниже, чем солнце, идет, и быстрее небесные знаки

Все обгоняют ее и вокруг нее мимо несутся.

Тут-то и кажется нам, что луна достигает скорее

Каждого знака опять: ибо к ней возвращаются знаки.

(Пер, Ф. А Петровского)

395. Псевдоплутарх. Страматы 7- Д. из Абдер... утверждает, что солнце и луна [некогда] возникли. Они носились отдельно [во вселенной], причем во­все не были горячими по природе и нисколько не светящимися, но, наоборот, их природа была сход­ной с природой земли. Ведь и луна, и солнце воз-

никли еще раньше этого, при незаконченных обра­зованиях отдельных миров. Впоследствии же, когда солнечная сфера расширилась, она приняла в себя и огонь. Эпикур. Письмо Н (Диоген Лаэртский X, 90): Неверно, что солнце, луна и прочие светила воз­никли отдельно и лишь впоследствии были вклю­чены в космос [полемика с Демокритом] [см. также № 398].

396. Аэций II, 20, 7: Д говорит, что солнце — это кусок раскаленного металла или камня. Цицерон. О границах добра и зла 1,6,20: Солнце представля­ется Демокриту большим, так как он муж ученый и в совершенстве владеющий геометрией, а Эпику­ру оно представляется имеющим величину в два фута.

397. Диоген Лаэртский IX, 44: Солнце и луна составились ии таких гладких и шарообразных телец.

397а. Евстафий, камы. к Одиссее XII, 62: Испаре­ния, которыми питается солнце, как полагает Д.

398. Аэций II, 25,9 (О субстанции луны): Анаксагор и Д. говорят, что луна — это раскаленная твердь, за­ключающая в себе равнины, горы и ущелья. Ср. Ахилл. Введение 21: Другие считают луну раскаленной зем­лей, заключающей в себе твердый огонь. На ней также есть жилье, реки и все то, что на земле.

399- Плутарх. О лице на диске луны 16: Но ведь, по словам Демокрита, луна, находясь как раз напро­тив источников света, перехватывает и принимает в себя солнце. 'Гак что следовало бы ожидать, что она должна и сама светиться и что в пей должно отра­жаться сотиф.ДиогинЛем/мпский IX, 33: Все светила воспламеняются от быстроты движения, но солнце воспламеняется также и от светил, а луна получает немного от этого огня. Олимпиодор, комм, к «Мете­орологии* 1,8, стр. 67,34: Мнение Анаксагора и Де­мокрита... Это очевидно, если принять во внимание луну. Она имеет собственный свет, а кроме того, по­лучает свет от солнца. Ее собственный свет имеет цвет раскаленного угля, как видно из лунного за­тмения.

400. АэцийН, 30,3 (Почему луна кажется имею­щей вид земли): Д. Что-то вроде тени от находящих­ся на ней высоких участков: так как на ней есть уще­лья и лесистые холмы.

IV. О земле

401. Аристотель. О небе II, 13- Одни полагают, что земля шарообразна, другие — что она плоска и имеет форму барабана. Доказательство этого они видят в том, что солнце, заходя и восходя, оставляет, как можно наблюдать, прямой, а не круглый след, скрыва­ясь под землей; а если бы земля была шарообразной, то край, по которому солнце разрезается [горизон­том], должен был быть круглым... К этому они прибав­ляют еще утверждение, что земля вследствие своей неподвижности должна иметь такую форму. Фемис-тий, комм, к «О небе» II, 13, стр. 127,33: «Анаксимен, Анаксагор и Д.» — об этом было сказано выше, когда Аристотель упоминал о взглядах других ученых на форму земли; [о форме земли Аристотель говорил только в приведенном месте].

402. Аэций III, 13,4: Д. полагал, что первоначаль­но земля носилась в пространстве, так как она была мала и легка; когда же она с течением времени сгус­тилась и стала тяжелее, она остановилась.

403. Симнликий, комм, к «О небе» II, 12, стр.511,22: Из тех, которые считают, что космос конечен, боль­шая часть утверждает, что земля находится в центре, как Эмпедокл, Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор, Д. и Платон. Аэций III, 15, 7'- Парменид и Д. говорят, что земля, отстоя одинаково со всех сторон [от неба], ос­тается в равновесии, так как у нее нет причины, поче­му бы она скорее устремилась в одну, чем в другую, сторону. Поэтому она только сотрясается, но не дви­жется.

404. ДиогенЛаэртскийIX,30: Земля носится, вра­щаясь вокруг центра. Она имеет форму барабана.

405. Аэций III, 10,4 (О форме земли): Л. [считает, что земля] имеет форму барабана, Д. — что она круг­лая в поперечнике, но вогнута к середине. Астроно-

мический эксцерпт в Ватиканской рукописи 381: Земля не вогнутая, как полагал Д., и не плоская, как полагал Анаксагор.

Наши рекомендации