Тема: Философия Средних веков.

План:

1.Основные принципы религиозно – философского мышления и мировоззрения (или основные концепты христианской теологии).

2.Патристика: Августин Аврелий.

3.Схолатика. Фома Аквинский.

4.Схолатика. Проблема универсалий.

Принято считать, что Средние века начинаются с 467 года, с падения последнего римского императора Ромула Августула. Но грань, отделяющая средневековье от античности, приходится на годы правления первого христианского императора Константина Великого (306-337 гг.). Эпоха Средних веков – это огромный перелом в жизни европейских народов. Рухнул весь античный мир с его бытом, религией, философией, искусством. Нужны были новые мифы, новые символы. Задачу создания нового мира взяла на себя христианская религия. Так, например, место театра и скульптуры, основных видов искусства в античности, занимают литургия и икона. Скульптуры теперь считают идолами, а воздвигать идолов – кощунство.

Переход от античности к средневековому миропониманию – это переход вовнутрь человека. У греков все было вовне: истина всегда явлена, вся публичная жизнь проходила на площадях, нет ничего внутреннего, скрытого. Главным тезисом в Средние века стал тезис основоположника средневековой философии Августина Блаженного: «Не блуждай во вне, но войди внутрь себя!».

Сменяются ориентиры человеческого мышления – от внешнего мира к поискам внутреннего пространства души, сменяется настрой человека – от мужественной героической жизни к покорности перед божественным предопределением.

Характерной чертой средневековой философии является её связь с религией и мистикой. Если брать за критерий античность - то это упадок философии, но если учесть, что благодаря религии огромные массы приобщились к культуре, то это явление прогрессивное. По мнению В.Д. Губина, если бы философия не вступила в союз с религией, она была бы уничтожена нахлынувшими волнами варварства. Он видит главную специфику философии средневековья в том, что она осознала свою вторичность и стала обслуживать религию.

I. Основные принципы религиозно – философского мышления и мировоззрения (или основные концепты христианской теологии).

1. Теоцентризм. Главенствующей идеей христианского мировоззрения является идея Бога. Если античное мировоззрение по своей сущности – космоцентрично, то средневековое – теоцентрично. Реальностью, определяющей всё сущее в мире для христианства, является не природа и космос, а сверхъестественное начало - Бог. Христианские мыслители придают сверхъестественному роль определяющего начала во всех происходящих в мире процессах, ставят в зависимость от него существование природы, человека и общества.

2. Сотериологизм (от лат. soter - спаситель) – ориентация всей жизнедеятельности человека на «спасение души». Иисус Христос рассматривается как спаситель мира и человечества, своей мученической смертью искупивший грехи человечества. Само же спасение интерпретируется как процесс обожествления, соединения человека с Богом в так называемом «божьем царстве». Таким образом, смысл человеческого бытия, с точки зрения теоретиков христианства, состоит не в познании и преобразовании природы и общества, а в соединении с Богом в так называемом «царстве божьем». При таком подходе все стороны жизнедеятельности человека рассматриваются через призму религиозных ценностей, как факторы, благоприятствующие или препятствующие спасению.

3. Ревеляционизм (от лат. revelatio – откровение) – принцип богооткровенности. Принцип откровения предполагает существование некоего «таинственного», которое необходимо знать всем людям для спасения. Но своим умом люди не способны получить эти знания. Они постигаются только благодаря трансцедентному общению с Богом.

Трансцедентный – (выходящий за пределы) – запредельный по отношению к миру.

Само общение понимается как процесс передачи Богом людям своей «тайны», как акт божественного самораскрытия через пророков и апостолов в Священном писании (Библии). Отметим, что единственно верное и безошибочное толкование «тайны» дается церковью. Правда, человек может самостоятельно общаться с Богом – благодаря вхождению Бога в человека через мистическую интуицию. Этот способ общения – привилегия Святых.

4. Креационизм – учение о сотворении Богом мира из ничего. Бог трактуется как абсолютное творческое начало. Бог – это высшее бытие, высшее Благо, высшая Истина и высшая Красота.

5. Атропоцентризм – совокупность взглядов, утверждающих исключительную роль человека среди творений Бога: человека – венец творения. Высокий статус человеческого бытия определяется формулой «человек – образ и подобие Бога». Божественные качества человека – разум и воля. Именно разум и свободная воля делают человека нравственным существом и представителем бога в этом мире, продолжателем божественных деяний. Человеку, как и Богу, дана способность высказывать суждения, различать добро и зло. Свобода воли позволяет человеку сделать выбор в пользу добра и зла. Первые люди – Адам и Ева - сделали этот выбор неудачно. Они выбрали зло и тем самым совершили грехопадение. Отныне природа человека оказалась испорченной, на него постоянно оказывает воздействие грехопадение. Поэтому христианские мыслители определяют природу человека двойственной. Таким образом, двойственность природы человека – важнейшая черта всего христианского мировоззрения.

6. Провиденциализм - понимание теории как реализации заранее предусмотренного Богом плана спасения человека (мир развивается не сам по себе, а согласно промыслу Божию). Исторический процесс при таком подходе предстает как раскрытие богочеловеческого отношения, характеризующегося, с одной стороны, упадком, регрессом, вызванным грехопадением и отчуждением человека от Бога, с другой стороны, - восхождением человека к Богу. Основная миссия истории характеризуется как спасительная, искупительная, испытательная и назидательная.

7. Эсхатология – учение о конце мира. История в христианском мировоззрении изображается как целесообразный процесс, направляемый Богом к заранее предопределяемой цели - царству Эсхатона («царству Божию»).

II. Патристика: Августин Аврелий.

В развитии христианской теологии и связанной с ней философии обычно выделяют два периода: патристику (II-VI вв.) и схоластику (VII-XIV вв.).

Патристика (от греч. pater – отец) – период создания христианской теологии, в которой очень активны были так называемые «отцы церкви», её основатели. Теологическая теория была создана Аврелием Августином (354-430 гг.) и просуществовала до XIII века, почитаясь за образцовую. Августин написал около 30 произведений, из них основными считаются «О граде Божьем» и «Исповедь».

Особенностью размышлений Аврелия является то, что при анализе любой проблемы он её «замыкает» на Бога. Общество, личность, космос – все они символизируют Бога. Мысль Августина движется от Бога к Богу.

Подлинное бытие – Бог и только он. Бог абсолютно совершенен, его достоинства не могут прирастать или убывать. Бог вечен: «Нет времени вечного, как Ты, ибо Ты пребываешь, а если бы время пребывало, то оно не было бы временем». Бог есть творец всего. Божественная сущность присуща только Богу. Людям предоставляется возможность любить Бога и стремиться к нему.

Тема времени у Августина приобрела более актуальное значение, чем у любого мыслителя до него. Время – творение вечного Бога. Там, где царствует время, бытие не является подлинным. Творения разума изменяются только во времени, но не в пространстве. Материальные вещи существуют и во времени и в пространстве, их степень небытия максимальна.

Весь мир – и материальные вещи, и души людей созданы Богом. Природу души Августин понимал и психологически, и теологически (т.е. духовно). По Августину, основа духовной жизни – не чувства и разум, а свободная воля, которая может быть доброй и злой. Наличие у человека свободной воли объясняет существование зла в мире, воля Бога направляет человека к добру. Грешит же человек посредством своей свободной воли. Смыслом человеческой жизни является счастье, приобщение к божественному. Успеха в этом деле достигает лишь тот, кто умеет соизмерять чувства, волю, разум, кто обладает добродетелями, высшая из которых – справедливость. Но самая главная добродетель, которую особо выделял Августин, - любовь к Богу. Любящие Бога образуют град Божий, который противостоит земному. Град Божий – это избранное меньшинство. Сначала оно состояло из верных богу ангелов, потом из ветхозаветных патриархов, пророков. А после пришествия Христа этим градом стали истинные христиане, окружавшие Христа и продолжавшие его дело. Град Божий был вкраплен в град земной – нечестивую среду. Град земной господствует в мире, где происходят насилие, войны, создаются государства, руководимые шайками разбойников. Град Божий имеет незримый, идеальный характер. Единственным зримым его представителем на земле является церковь в лице святых. Именно церковь рано или поздно должна прийти к власти и править миром. Второе пришествие Христа должно ознаменовать собой конец града земного.

III. Схолатика. Фома Аквинский.

Схоластика (от лат. schola– школа) – школьная наука, школьное движение в период западноевропейского средневековья, целью которого было теоретическое оправдание церковных догматов с помощью умозрительных, формальных логических аргументов.

Величайшим представителем схоластической философии считается Фома Аквинский (1225 или 1226–1274) – основатель томизма.

Томизм – соединение философии Аристотеля с христианским мировоззрением. Основная мысль – подчинение воли разуму, известная свобода воли и глубокая идея о наличии степеней в построении мира и познаваемости Бога только по результатам его действий в видимом мире.

По сей день во всех католических учебных заведениях в обязательном порядке изучают труды Аквината. Он был сыном графа Аквинского, имевшего свой замок в неаполитанском королевстве, учился в Неаполе, Кельне, Париже. За свои труды получил звание «ангельского доктора». Главные его сочинения – «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». В его работах кроме богословия и философии рассматриваются вопросы морали, прав, государственного устройства, экономики. Считается, что Ф. Аквинский завершил построение здания католической теологии.

В «Сумме теологии» Ф. Аквинский попытался в популярной форме изложить основные идеи схоластической философии. Важно его учение о соотношении веры и разума. Цель философии – возвестить истину, исповедуемую католическим вероучением. Но для этого необходимо прибегнуть к помощи естественного разума, так как многие не понимают авторитета Священного Писания. Однако разуму не все доступно, он может доказать существование Бога и бессмертия души, но ему не доступно понимание Троичности или последнего суда, которое дается только откровением. Откровение не противоречит разуму. Главная задача – примирить истины веры и истины разума. Лучше понимать, чем просто верить – на этом основывается «естественное богословие» - высшая часть философии. Итак, философия находится на услужении у богословия и настолько же ниже его, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Любовь к Богу важнее познания Бога.

Важное значение у Фомы имеет соотношение потенциального и актуального, то есть акта и потенции. Бог является чистым актом, чистой формой, единственно подлинно существующим. Чем дальше от Бога, тем больше материи и меньше духа, меньше формы, больше содержания. Материя – это чистая потенциальность, пассивность, которая становится чем-то конкретным только благодаря активной форме.

IV. Схолатика. Проблема универсалий.

Для периода христианской схоластики характерен так называемый схоластический метод, внешне имевший несколько ступеней: от лекции к вопросам, от вопросов к диспуту (публичный спор на определенную тему), от диспута к заключительному слову учителя (магистра). Этот метод имел ограниченные возможности, что было вызвано с его ориентацией на богословие. Всякий диспут, лишенный научного содержания, неминуемо превращается в схоластические словопрения. Считается, что наиболее содержательные с философских позиций дискуссии были связаны с проблемой универсалий.

Универсалии – это понятия, выражающие общее. В зависимости от понимания универсалий формируются основания теории познания.

Спор об универсалиях шел между реалистами и номиналистами.

Реалисты (от лат realis – вещественный) настаивали на действительности общего. Так, Ансельм Кентерберийский (XI в.) полагал, что универсалии существуют в божественном разуме, но не в вещах. Такая позиция представляется как крайний реализм и на сегодняшний день несостоятельна.

Согласно умеренным реалистам (Альберт Великий, Фома Аквинский), в божественном разуме универсалии существуют как идеи вещей, в уме человека – в качестве понятий, в вещах в виде сущностей, форм. Современные ученые признают наличие общего в вещах: все тела обладают массой.

Номиналисты (от лат. nomen - имя) отрицали универсалии, полагая, что реально существуют только единичные вещи. Крайний номиналист И. Росцелин (XI в.) полагал, что универсалии представляют собой лишь имена, общее в вещах отсутствует. Умеренный номиналист Уильям Окаам считал универсалии удобными словесными формами, необходимыми в логике. Номинализм поставил под сомнение науку о сущностях, но не справился с проблемой наличия общих законов и общих свойств для одного класса веществ.

Концептуалисты (от лат. conceptus – понятие) стремились найти средний путь между реализмом и номинализмом. Так, Пьер Абеляр (XII в.) считал, что понятия выражают результат обобщения в уме сходных свойств вещей. В природе понятия не существуют, но они имеют важное теоретическое значение. Но концептуалисты не ответили на вопрос, что именно обозначают понятия.

Итак, и реалисты, и номиналисты, и концептуалисты встретились со значительными трудностями, поскольку в их распоряжении не было семантической науки, то есть концепции, описывающей посредством понятий реальные процессы. Поэтому можно говорить о том, что на рассуждениях средневековых философов об универсалиях лежит печать схоластики.

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит отличие средневековой философии от античной?

2. Почему главным тезисом в Средние века стало высказывание Августина Блаженного «Не блуждай во вне, но войди внутрь себя»? Как вы его понимаете?

3. Раскройте содержание основных принципов религиозно-философского мышления.

4. Что такое патристика?

5. Почему в творчестве А. Августина большое значение имеет тема времени?

6. Чем град земной отличается от града божьего в соответствии со взглядами А. Августина?

7. А. Августин считал главной добродетелью любовь к Богу. Как вы думаете, почему?

8. Что такое схоластика?

9. Дайте определение томизму.

10. Как вы понимаете главную задачу философии Ф. Аквинского: примирение истины веры и истины разума?

11. Раскройте суть спора об универсалиях. Что такое универсалии по мнению реалистов, номиналистов и концептуалистов?

12. Знаете ли вы вопросы, которые разрешимы не разумом, а только верой? Назовите их.

Наши рекомендации