Социальная философия xix - xx вв
В эти два столетия совершается переход от ста-
новления социальной философии к формированию ее
в специализированную отрасль гуманитарного знания,
опирающуюся в своем развитии на собственный теорети-
ческий материал, достижения всех наук, реалии совре-
менного мира.
Краткий обзор основных направлений и школ соци-
альной философии XIX - XX вв. начнем с классической
немецкой философии, идеи и концепции которой приоб-
рели методологическую значимость для гуманитарного
знания в целом. Это идеи И. Канта о достижении всеоб-
щего правового гражданского состояния, об установлении
вечного мира между всеми государствами. Стало новым
этапом в философии истории учение Г. Гегеля о законе
как объективной связи, необходимости, сущности, о диа-
лектике сущности и явления. Гениальной явилась мысль
Гегеля о закономерности мировой истории, хотя и рас-
сматривалась она как шествие абсолютной идеи. С по-
зиции антропологии, учения о человеке, Л. Фейербах
поставил вопросы об источниках и проявлении отчужде-
ния, о земных корнях религиозных верований, о любви
человека к человеку как пути преодоления социальной
несправедливости и достижения счастья.
К 30-40 годам XIX в. относится возникновение по-
зитивистской социологии и исторического материализма,
получивших дальнейшее развитие и широкое распростра-
нение. Все последующие социально-философские учения
испытали воздействие исторического материализма и так
или иначе выражали к нему свое отношение.
Французский мыслитель О.\ Конт выступает в роли
ниспровергателя всей прежней философии ("метафи-
зики") и "преобразователя наук". В трех последних книгах
шеститомного "Курса позитивной философии" и других
работах он излагает концепцию социологии как учения о
законах связи и развития общественных явлений. Свою
позитивную социологию Конт противопоставлял всей
прежней социальной философии. Социология, по О. Конту,
подразделяется на две основные части: статику, описы-
вающую условия равновесного сосуществования общест-
венных явлений, и динамику, которая рассматривает
развитие социума под воздействием моральных идей,
"естественных" законов. Идеальное общество Конт пред-
ставлял по формуле: "любовь как принцип, порядок как
основание и прогресс как цель".
Не вдаваясь в содержательный анализ учения об об-
ществе Конта и его последователей Д. Милля, Г. Спенсера,
Н. Михайловского и других, правомерно признать, что их
работы (правда, скорее вопреки намерениям самих авто-
ров!) стимулировали формирование нового статуса соци-
альной философии в гуманитарном знании, включая ее
роль как общесоциологической теории. Соединению со-
циологии позитивизма с социально-философскими кон-
цепциями активно способствовал Э. Дюркгейм.
Также достижения и других мыслителей и школ
приобрели характер специализированного знания в русле
философских размышлений о человеке, обществе, истории.
Об этом свидетельствовали не только достижения класси-
ческой немецкой философии, но и учение французских
историков Ф. Гизо, О. Тьерри, Ф. Минье о классах и клас-
совой борьбе как движущей силе развития общества. Со-
циалисты-утописты подвергли аргументированной крити-
ке капиталистическое общество, а Сен-Симон обосновал
учение об обществе как целостном организме, в котором
низшие формы закономерно уступают место высшим, об
определяющем значении в истории "индустрии" (эконо-
мики) и соответствующих ей форм собственности и
классов. В высказываниях В. Белинского, А. Герцена,
Г. Чернышевского, К. Калиновского, Т. Шевченко со-
держались идеи о революционно-демократической пер-
спективе преобразования общества, о возрастающем зна-
чении литературы, искусства, философии в просвещении
и прогрессе. Правда, социально-философские учения в
главном и решающем еще не выходили за пределы идеа-
лизма, хотя вполне заметным становилось накопление и
углубление идей, подходов, концепций, в которых
"прорезывалась" материалистическая направленность. Без
этого было бы невозможным открытие и обоснование в
40-е годы XIX в. диалектико-материалистического пони-
мания истории.
К. Марксу и Ф. Энгельсу принадлежит заслуга рас-
пространения положений материализма на познание че-
ловеческого общества, создание исторического материа-
лизма, т.е. диалектико-материалистического понимания
истории, исходные положения которого были рассмотре-
ны в "Экономическо-философских рукописях 1844 года" и
"Немецкой идеологии" (1845-1846 гг.). Предельно краткое
и одновременно исчерпывающее изложение сущности
исторического материализма дал К. Маркс в предисловии
"К. критике политической экономии".
В постсоветский период стало широко проявляться
нигилистическое отношение к марксистской философии.
Ее положительные достижения замалчиваются, а сущ-
ность учения часто извращается. Так, в "Философском
энциклопедическом словаре" (Москва, 1997) отсутствует
статья о Марксе (хотя есть справки о значительно менее
известных Маритене и Маркузе). А о "материализме исто-
рическом" говорится, что "его научным методом является
позитивизм, его метафизическую основу (хотя он и от-
клоняет самую возможность всякой метафизики) состав-
ляют натурализм и причинно-механическая картина мира,
но гл. о. законы диалектики". Между тем обвинения исто-
рического материализма в "позитивизме", "натурализме" и
"механицизме" совершенно несостоятельны, хотя, разуме-
ется, далеко не все написанное К. Марксом сохранило
свою значимость в свете современных кардинальных ди-
намических социальных изменений.
Суть главного принципа исторического материализма
состоит в признании того, что общественное бытие опре-
деляет общественное сознание, которое в свою очередь ак-
тивно воздействует на все процессы жизни общества. "Не
сознание людей, - писал К. Маркс, - определяет их бытие,
а, наоборот, их общественное бытие определяет их созна-
ние" (29. Т.13. С.7). В.И.Ленин, отстаивая важнейшее по-
ложение марксизма об определяющей роли общественного
бытия, подчеркивал значимость общественного сознания:
"Сознание человека не только отражает объективный мир,
' 255
но и творит его... Мир не удовлетворяет человека, и человек
своим действием решает изменить его" (25. Т.29. С.194-195).
Какой же смысл вкладывается в понятие "общес-
твенное бытие" и "общественное сознание"? Что ими
обозначается? Общественное бытие - это объективная
общественная реальность, прежде всего, материальный
процесс жизни общества. Под общественным сознанием
понимают духовную жизнь общества, осознание им самого
себя, общественного бытия, исторической. действительно-
сти. Эти категории прежде всего выражают первичное и
вторичное в историческом процессе, объясняют истоки,
причинную обусловленность социальных явлений.
Характерно, что в полемике с идеалистическими воз-
зрениями на общество и проявлениями волюнтаризма и
субъективизма классики марксизма-ленинизма упор делали
на материалистическое понимание истории, на признание
определяющего значения общественного бытия, матери-
альной жизни общества и объективных требований его за-
конов, т.е. на последовательное решение основного вопроса
философии с позиций материализма в познании общества.
Когда же в центре их внимания вставали проблемы взаимо-
связи основных процессов общества, соотношения объек-
тивного и субъективного, использования законов общества и
реализации их требований, то они обращали внимание на
решающую роль субъективного фактора в осуществлении
объективно назревших потребностей развития общества,
отмечая обратное активное воздействие общественного
сознания на общественное бытие.
Значительный вклад в дальнейшее обоснование и
конкретизацию материалистического понимания истории
внесли Д. Благоев, А. Богданов, Н. Бухарин, А. Грамши,
К. Каутский, А. Лабриола, П. Лафарг, Д. Лукач, Ф. Ме-
ринг, Г. Плеханов и др. В странах, где в недавнем про-
шлом коммунистические партии были правящими, хотя и
получили новаторское развитие отдельные вопросы исто-
рического материализма, имело место и то, что под его
"знаменем" распространялись вульгарно-материалистичес-
кие и волюнтаристские, апологетические концепции,
"сдобренные" марксистской терминологией и "аргументами"
в виде догматического цитирования.
Из концепций зарубежных марксистов отметим
гуманистическую антропологию, ядром которой явля-
ется учение о жизнедеятельности человека и путях пре-
одоления отчуждения его сущностных сил (работы итальян-
ца Э. Пачи, немца Э. Блоха, американца Дж. Сомервилла
и др.). Активно осуществляется исследование специфиче-
ских структур общества, которым присущи свои законы и
пространственно-временные характеристики (французские
философы Л. Альтюсер, М. Годелье, итальянский Ч. Лу-
порини). Новые вопросы развития научного знания, взаи-
мосвязь науки и техники поставлены в трудах Дж. Бернала,
Т. Павлова, М. Корнфорта и др.
В 30-70-е годы XX в. в социальной философии Запада
значительное влияние приобрела Франкфуртская школа не-
омарксизма, для которой характерна попытка сочетать
марксистскую философию с гегелевской концепцией, ан-
тропологическими и психологическими (фрейдистскими)
подходами. В книге Ю. Хабермаса "К реконструкции исто-
рического материализма" принцип организации был объяв-
лен главным критерием для выделения исторических ступе-
ней развития общества. М. Хоркхаймер и В. Адорно в работе
"Диалектика просвещения" выдвинули в качестве основной
проблемы всемирной истории усугубляющееся отчуждение
человека, порожденное конфликтом разума и природы.
Г. Маркузе приобрел известность критикой противоречий
современного технизированного и бюрократизированного
общества. Революционной силой "развитого общества" он
считал не пролетариат, а безработных, студенчество, гума-
нитарную интеллигенцию.
В многообразии мнений, концепций, школ немар-
ксистской социальной философии XX в. выделяются - по
их содержанию, предмету размышлений - основные на-
правления. Исходя из отмеченного критерия, кратко оха-
рактеризуем следующие из них.
Первое направление. В качестве определяющего и
решающего фактора исторической действительности
рассматриваются разнообразные феномены психики, соз-
нания - от бессознательного и эмоций до воли, мышле-
ния, понимания, самосознания (А. Бергсон, Н. Бердяев,
Э. Гуссерль, В. Дильтей, А. Камю, Г. Марсель, Ф. Ницше,
X. Ортега-и-Гасет, Ж.-П. Сартр, Тейяр де Шарден,
М. Хайдеггер, 3. Фрейд, М. Шелер). К этому направлению
можно отнести и других философов, в диапазоне анализа
которых находилась проблема существования человече-
9 Зак. 83 257
ского духа в мире и его роли в различных ситуациях, кол-
лизиях социального бытия.
Второе направление составляют те философские
школы и их представители, которые признают опреде-
ляющую значимость в историческом процессе за вещест-
венным, технико-технологическим фактором обществен-
ного производства, за отраслями науки, питающими их
прогресс, за системой организации производства и инфра-
структуры (Р. Арон, Д. Белл, 3. Бжезинский, Б. Бернхэм,
Т. Веблен, Р. Дарендорф, Е. Масуда, М. Мэйс, У. Ростоу,
Ф. Тейлор, А. Тоффлер, А. Турен, Ж. Фурастье и др.).
В русле социально-философских концепций сере-
дины XX в. получили также широкую известность уче-
ния об исторической действительности как развитии и
смене замкнутых культур, цивилизаций (О. Шпенглер,
А. Тойнби, П. Сорокин), разработанные методом структур-
но-функционального анализа теории социального дейст-
вия Т. Парсона и функционализма Р. Мертона.
Краткий обзор показывает, что в развитии социальной
философии XIX-XX вв. происходят процессы и дифферен-
циации, и интеграции. Это обусловлено как внутренней
логикой развития философского знания, так и потребно-
стями противоречивого, но все более взаимозависимого и
во многом целостного современного мира. Путь конструк-
тивного сотрудничества различных школ и течений соци-
ально-философской мысли и критической оценки тради-
ционных и современных концепций может способствовать
получению результатов, которые в целом повысят научный
статус и общественную значимость социальной философии.