Философия экзистенциализма. Экзистенциализм (от лат. Exsistentia - существование), он же философия существования, имел значительную роль в развитии философииXX в

Экзистенциализм (от лат. exsistentia - существование), он же философия существования, имел значительную роль в развитии философииXX в. Основные черты экзистенциализма - антисциентизм и направленность на проблемы человека, связанные со смыслом его бытия в современном мире. Существует условное деление экзистенциализма на религиозный и светский. Однако в обоих направлениях существует общая направленность на смысл человеческого бытия в мире каждой личности.

Иррационализм и антисциентизм экзистенциализма порожден тем, что в ХХ веке произошел крах веры философов в разум, в идею неуклонного прогресса истории. Отсюда убежденность экзистенциалистов в ограниченности рационального и научного мышления, Эмоциональная интуиция, чувства и переживания - вот главные средства познания мира, считают они.

Феноменологический метод Эдмунда Гуссерля (1859-1938)широко применяется в философии экзистенциализма. Метод Гуссерля, называемый интенциональным анализом, заключается в непосредственном усмотрении сущности вещи в процессе ее непосредственного переживания. Гуссерль исходит из того, что беспредметных переживаний не существует, а сознание всегда есть сознание о чем-то. Интенция же это направленность сознания на какой-либо предмет. Экзистенциалисты широко используют положение о неразрывности субъектно-объектного описания, опираясь на эмоционально-волевую сферу переживаний личности.

Мартин Хайдеггер (1889-1976) основные идеи своей философии излагает в работе «Бытие и Время». Хайдеггер субъективные категории или экзистенциалы как эмоционально- окрашенные понятия определяет средствами описания и толкования бытия. Таким экзистенциалом Хайдеггер рассматривает бытие-к-смерти. Человеческое бытие или тут-бытие всегда эмоционально, поэтому бытие раскрывается именно через него. Основной экзистенциал «бытие-в-мире» есть одна из главных сторон бытия человека как познание и понимание мира, так как человек всегда в мире и мир является миром человека. Поэтому любое истолкование и объяснение мира неизбежно является очеловечиванием самого мира самим человеком. Хайдеггер рассматривает страх как метафизическое свойство человека. При этом он различает страх эмпирический, который касается каждодневного существования человека, и страх перед Ничто или смертью, страх из-за неумения человека обрести личностный смысл своего бытия. Вторую разновидность страха Хайдеггер именует онтологическим. Все экзистенциалисты считают, что данные проблемы, связанные со страхом отсутствия личностного смысла собственного бытия возникают перед каждым человеком.

Пессимизм экзистенциализма в отношении человеческого бытия преобладает в данной философии. Поэтому неудивительно утверждение Жан-Поля Сартра (1905-1980), что история поражения есть история любой жизни. Существует один из редких вариантов оптимистического экзистенциализма в работе Колина Вилсона «Аутсайдер», где выдвигается новое понимание свободы. Свобода достигается через расширение и углубление сознания. Это приходит посредством использования различных методов психотерапии, психоанализа и самое главное через медитацию, которая позволяет контактировать интеллекту со сферой бессознательного как источником энергии Космоса.

Центральной проблемой экзистенциализма является проблема отчуждения, с которой в свою очередь связаны проблемы случайности и необходимости, ответственности и вины, свободы и произвола. Наука не способна решить проблему получения знания для претворения идеи свободы как познанной необходимости. Экзистенциалисты утверждают общую идею непреодолимой случайности человека. Человек случайно заброшен в этот абсурдный и быстро меняющийся мир, равнодушный и безучастный к самому человеку.

Тема абсурдности мира лежит в творчестве философа-бунтаря Альбера Камю, автора известного философского эссе «Миф о Сизифе». Камю утверждает, что мир есть театр абсурда и люди играют в нем абсурдные роли. Хайдеггер же разделяет бытие человека на собственное и несобственное или отчужденное бытие в некой усредненности, то есть бытие среди всех по общим правилам, которым личность всецело и слепо подчиняется.

Собственное бытие переживается в пограничных ситуациях, под которыми Карл Ясперс понимает такие критические ситуации, как опасность перед лицом смерти, страдание, вина и любовь. Именно в них человек раскрывается таким, каков он есть на самом деле, и не только для других, но и для самого себя. Интересно поднимается проблема свободы в творчестве Сартра. Так он считает, что человек осужден быть свободным. Так как свобода сама создает препятствия, от которых человек страдает, то такая свобода неизбежно перерастает в жесткую необходимость как свою противоположную крайность. В то же время Сартр считает, что если человек свободен, то он также за все абсолютно ответственен. Главное – он ответственен за свой выбор перед лицом всего человечества. Одновременно с данным положением в своей работе «Экзистенциализм – это гуманизм» Сартр утверждает, что любой человеческий выбор есть выбор в пользу человека и человечества в целом. Несмотря на универсальность человеческого содержания в проблеме выбора, Сартр поднимает вопрос личной ответственности человека за индивидуальный выбор.

Проблема интерсубъективности или межчеловеческой коммуникации также занимает экзистенциалистов. Человек определяется как социальное существо, он нуждается в другом как в зеркале, в котором отражается его суть. Однако коммуникация это не просто социальное взаимодействие людей, это прежде всего связь людей во внутренней любви. Для этого, как полагает Карл Ясперс необходимо три важных условия: 1) одиночество, так как неудовлетворенность в межчеловеческой коммуникации представляет собой начало прорыва к подлинному человеческому бытию; 2) риск, так как человек не может стать собой, не вступая в коммуникацию, и в тоже время не будучи в одиночестве, не может вступить в коммуникацию; 3) любящая борьба как беспощадное раскрытие своих слабостей и искренность.

Сартр полагает, что конфликт находится в основании межчеловеческих отношений, так как он исходит из идеи абсолютной свободы каждого индивида. Ад - это другие люди, так как человек не может одновременно выступать объектом и субъектом в коммуникации. Если человек выступает субъектом, то он подавляет другого как свой объект, другой вариант человеческой коммуникации – человек выступает объектом другого, который его отчуждает. Одновременное сосуществование в личности субъектно-объектного аспекта является идеальной мечтой. Поэтому конфликт – это первоначальное состояние бытия для другого.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему в экзистенциализме главным средством познания рассматриваются эмоциональная интуиция, чувства и переживания человека?

2. Обоснуйте положение, что экзистенциализм является философией существования

3. Почему экзистенциализмназывают философией пессимизма?

4. Почему в философии экзистенциализма в центре стоит проблема субъективных переживаний человека?

5. Что означает экзистенциал Хайдеггера «бытие- в- мире»?

6. В чём заключается оптимизм Уилсона, изложенный в его труде «Аутсайдер»?

7. В чём заключается идея свободы и отчуждения в философии экзистенциализма?

8. Что означает «пограничная ситуация», каково её значение в бытии человека?

9. В действительности ли человек всегда свободен, как считает Сартр?

10. Почему человек, как считает Сартр, осуждён быть свободным?

11. В чём разница в рассмотрении проблемы человеческой коммуникации в учениях Сартра и Ясперса?

Задание пониженной сложности:

Определите конкретную принадлежность приведенных понятий к учениям определенных философов-экзистенциалистов: бытие-к-смерти, интенция, субъект переживания, абсурд, риск, пограничная ситуация, бытие- в- мире, внутренняя любовь, оптимизм, страх онтологический, объект переживания, гуманизм, медитация, ответственность за выбор, страх эмпирический, абсурдное бытие, экзистенциалы, экзистенциальная коммуникация, одиночество, свобода, бытие для себя, аутсайдер.

Задания средней сложности:

1. Прочитав предложенный текст, охарактеризуйте основные положения философии Сартра. В чем схожесть его взглядов с философией экзистенциализма в целом?

Герой романа Сартра «Тошнота» Антуан Рокантен рассказывает, как ему открылась действительность. На берегу он брал плоские камушки и бросал их по поверхности воды. Антуана охватила тошнота, когда он разглядел, что камешки сверху сухие, теплые и гладкие, а снизу мокрые, грязные и склизкие. Через приступ тошноты ему открылась действительность как темная и отвратительная, спрятанная за внешней уютностью и комфортностью. Мир для человека враждебен, жесток и абсурден, подумал Антуан.

2. На основе краткого содержания романа «Все люди смертны» Симоны де Бовуар покажите основные проблемы философии экзистенциализма.

В XIII в. ремесленник занимался поисками эликсира бессмертия. Чтобы проверить эликсир, он поймал крысу, убил ее, а затем побрызгал эликсиром. Ожившая крыса убежала. Выпив эликсир, ремесленник стал бессмертным, но смерть близких он не может предотвратить. Люди, с которыми он сталкивается на протяжении своего многовекового существования, чувствуют, что он не такой, как все. И сам он все глубже осознает свое одиночество и отверженность. Он молит Бога о смерти. Его до ужаса потрясает мысль о том, что он переживет всех и останется один со злополучной крысой.

3. Каковы основные проблемы существования человека поднимаются в романе Альбера Камю «Посторонний»?

Герой романа Мерсо является мелким клерком. Он ведет себя просто, естественно, но при этом пренебрегает социальными условностями или, попросту не понимая их, отвергает эти условности, по которым живут многие. Но в конечном итоге обернулось его равнодушием даже к своей умирающей матери. Вскоре он, защищаясь, убивает на пляже араба.

Задание повышенной сложности:

Таблица. Представители философии экзистенциализма

Представитель экзистенциализма, года жизни Страна Направление (религиозное или атеистическое) Основные идеи учения и их новизна Основные труды Значение учения философа
           

Темы рефератов:

1. Проблема открытого общества в философии К.Поппера

2. Феноменология Э.Гуссерля

3. Проблема свободы в философии экзистенциализма

4. Проблема существования в философии экзистенциализма

5. Соотношение сущности и существования в экзистенциализме

6. Эрос и Танатос в учении З.Фрейда

7. Теория бессознательного в учении З. Фрейда

8. Эволюция теории бессознательного в неофрейдизме

9. Идея сверхчеловека в учении Ф. Ницше

10. Мир как воля и представление в философии А. Шопенгауэра

Список литературы:

Список литературы к теме №1:

1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.М., 1986.

2. Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 1.— М., 1975.

3. Фихте И.Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. М., 1993.

4. Зеньковский В.В. История русской философии. Л.,1991. Т.1.Ч.1.

5. Шаповалов В.Ф. Основы философии от классики к современности. М., 2001.

6. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2 т. Т.2. М.,1983.

7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1994.

8. Философия под/ред Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. М.,1999.

9. Бибихин В.В. Язык философии. М.,1993.

10. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1991.

11. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.,1990.

12. Немировская Л.З. Философия: Курс лекций. М., 1995.

13. Ортега- и- Гассет Х. Что такое философия. М.,1991.

14. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М., 1999.

15. Кохановский В.П. Философия. Ростов- на- Дону, 1998.

16. Хайдеггер М. Что такое философия? М.,1967.

Список литературы к теме №2:

1. Литература Древнего Востока. Тексты. М., 1984.

2. Бонгард – Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: философия, наука, религия. М.,1980.

3. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. М.,1989.

4. Литман А.Д. Современная индийская философия. М.,1985

5. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2т. Т.1. – СПб.: Стикс, 1994.

6. Степанянц М.Т. Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. М.,1997.

7. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.,1991

8. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М. 1986.

9. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М., 1999.

10. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. М.,1998.

11. Кохановский В.П. Философия. Ростов, 1999.

Список литературы к теме №3:

1. Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2 т. М.,1972.

2. Ян Цзюньмин. Цигун – секреты молодости. Киев, 1997.

3. Конфуций. Изречения. М.: МГУ, 1994.

4. Антология мировой философии. Т1. М.,1969.

5. Делюскин Л.П. Личность в традиционном Китае. М.,1992.

6. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М.,1994.

7. Книга перемен. М.,1993.

8. Литература Древнего Востока. Тексты. М., 1984.

9. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. М.,1989.

10. Степанянц М.Т. Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. М.,1997.

11. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.,1991.

12. Хрестоматия по истории философии. От Лао-цзы до Фейербаха. М.,1997.

13. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М., 1999.

14. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. М.,1998.

15. Кохановский В.П. Философия. Ростов, 1999.

Список литературы к теме №4

1. Антология мировой философии. Т.1. М.: Мысль, 1969.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. М.,1985.

3. Асмус В.Ф. Платон. М.,1975.

4. Философия под/ред Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. М.,1999.

5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1979.

6. Платон. Соч. В Зт. М.: Мысль. 1969.

7. Аристотель. Соч. В 4 т. Т.1. М.,1976.

8. Зорин В.И. Введение в евразийскую философию. Астана,2001.

9. История философии: Запад - Восток- Россия. Кн.1. М.,1995.

10. Ксенофонт. Воспоминание о Сократе. М.,1993.

11 Кессиди К.Х. От мифа к логосу. М.,1972.

12. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1991.

13. Лосев А.Ф. , Тахо- Годи А.А. Платон. Аристотель. М.,1993.

14. Немировская Л.З. Философия: Курс лекций. М., 1995.

15 Основы философии под. ред. Габитова Т.Х. Алматы,2000.

16. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М.,1995.

17. Рассел Б. История западной философии. Т.1. М.,1993.

18. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.,1981.

Список литературы к теме №5:

1. Федорова М. Классическая политическая философия. М., 2001.

2. Аврелий Августин. О Граде Божьем. Минск – М., 2000.

3. Фома Аквинский. Сумма теологии. М., 2001.

4. Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина. М.,1991.

5. Боргош Ю. Фома Аквинский. М.,1975.

6. Зорин В.И. Введение в евразийскую философию. Астана,2001.

7. История философии: Запад - Восток- Россия. Кн.1. М.,1995.

8. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1991.

9. Немировская Л.З. Философия: Курс лекций. М., 1995.

10. Основы философии под. ред. Габитова Т.Х. Алматы,2000.

11. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М.,1995.

12. Рассел Б. История западной философии. Т.1. М.,1993.

13. Соколов В.В. Средневековая философия. М.,1979.

14. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.,1991.

Список литературы к теме №6:

1. Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана. М.,1960.

2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Т. Этика. М.,1998.

3. Ибн- Сина. Избранные философские произведения. М.,1980.

4. Ислам. Энциклопедический словарь. М.,1991.

5. Касабек А.К., Касабек С.А. Искание истины. Алматы, 1998.

6. Зорин В.И. Введение в евразийскую философию. Астана, 2001.

7. Основы философии п/ред. Габитова Т.Х. Алматы, 2000.

8. Сегизбаев О.А. Казахская философия 15- начала 20 в.в. Алматы, 1996.

9. Соколов В.В. Средневековая философия. М.,1979.

10. Сулейменов О. АзиЯ Алма-Ата, 1975.

11. Степанянц М. Т. Восточная философия. М..1997.

Список литературы к теме №7:

1. Сегизбаев О.А. Казахская философия 15- начала 20 в.в. Алматы, 1996.

2. Основы философии п/ред. Габитова Т.Х. Алматы, 2000.

3. Аль-Фараби. Трактат о взглядах жителей добродетельного города. //Философские трактаты. Алма-Ата: Наука, 1972. – С.193-377.

4. Касабек А., Касабек С. Искание истины (о природе национальной философии). Алматы: Гылым, 1998. - 143 с.

5. Аль-Фараби. Об общности взглядов двух философов – Божественного Платона и Аристотеля. //Философские трактаты. Алма-Ата: Наука, 1972. – С.39-104.

6.Аль-Фараби. О том, что должно предшествовать изучению философии.//Философские трактаты. Алма-Ата: Наука, 1972. – С.3-14.

7. Аль-Фараби. Рассуждения Второго Учителя аль-Фараби о значениях слова интеллект. //Философские трактаты. Алма-Ата: Наука, 1972. – С.15-38.

8. Есимов Г. Хаким Абай. Алматы, 1995.

9. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. М.,1981.

10. Нурланова К. Человек и мир: казахская национальная идея. Алматы, 1994.

11. Орынбеков М. Предфилософия протоказахов. Алматы, 1994.

12. Соколов В.В. Средневековая философия. М.,1979.

13. Стеблева И.В. Поэтика древнетюркской литературы

14. Шулембаев К.Ш. Маги, боги и действительность. Алматы, 1975.

15. Аюпов Н.Г. Религиозная система древних тюрков. Алматы, 1998.

16. Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана 7-12 в.в. М., 1960.

Список литературы к теме №8:

1. Макиавелли Н. Государь // Избр. соч. — М.: Худ. лит., 1982.

2. Эразм Роттердамский. Воспитание христианского государя. Жалоба мира. М., 2001.

3. Леонардо да Винчи. Об истинной и ложной науке //Антология мировой фило­софии. Т 2. — М.: Мысль, 1970.

4. Антология мировой философии. Т.2. М.,1970.

5. Бруно Дж. Диалог. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1989.

6. Валла Л. О наслаждении //Антология мировой философии. Т. 2. — М.: Мысль, 1970.

7. Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995.

8. Великович Л.Н. Черная гвардия Ватикана. — М.: Мысль, 1985.

9. Джованни Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека //Эстетика Ре­нессанса: Антология. Т 1. — М.: Искусство, 1981.

10. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.,1980.

11. Кампанелла Т. О превосходстве человека над животными и о божественности его души //Эстетика Ренессанса: Антология. Т. I. — М.: Искусство, 1981.

12. Л. да Винчи. Избранные естественно- научные труды. М.,1975.

13. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. — СПб.,.: Петрополис, 1994.

14. Юсим М.А. Этика Макиавелли. — М.: Наука, 1990. — С. 81.

15. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М.,1995.

16. Немировская Л. Философия . Курс лекций. М., 1995.

Список литературы к теме №9:

1. Гоббс Т. О гражданине. Избр. философ, произв. В 2 т. Т. 1, — М.: Мысль, 1965.

2. Гоббс Т. Левиафан. Избр. произв. В 2 т. Т. 2. — М.: Мысль, 1965.

3.Бэкон Ф Соч. В 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1977.

4. Философия под/ред Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. М.,1999.

5. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1995.

6. Немировская Л. Философия . Курс лекций. М., 1995.

7. Спиноза Б. Этика. Теорема 7. Часть П. М.- Л., 1982.

8. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М.: Политиздат, 1992.

9. Эйнштейн А. Собр. научн. соч. В 4 т. Т. 4. — М.: Наука, 1964.

10. Канке В.Л. Философия. М.,1996.

Список литературы к теме №10:

1. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М.,1995.69. Немировская Л. Философия . Курс лекций. М., 1995.

2. Гулыга А.В . Немецкая классическая философия. М.,1986.

3. Кант. И. Собр. соч. в 6 т. Т.З. - М.: Мысль, 1964.

4. Кант. И. Собр. соч. в 6 т. Т.4. - М.: Мысль, 1965.

5. Гегель Г.В.Ф. Соч. В 14 т. М.-Л., 1954. Т.5.

6. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.

7. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2 т. Т.2. М.,1964.

8. Фейербах Л. Лекции о сущности религии. // Избр. филос. произв. в 3 т. М.,1955. Т.2.

9. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. — М.: Политиздат, 1992.

10. Шеллинг Ф. Соч. Т. 1. - М.: Мысль, 1987.

11. Фейербах Л. Основные положения философии будущего //Избр. филос. произв. - М., 1955, Т. 1.

12. Фихте И.Г. Избр. соч. Т. 1. - М., 1986.

13. Фихте И.Г. 0 назначении ученого. — М., 1985.

Список литературы к теме №11:

1. Есим Г. Хаким Абай. Алматы, 1995.

2. Зорин В.И. Введение в евразийскую философию. Астана, 2001.

3. Кунанбаев А. Слова назидания. Алма-Ата, 1982.

4. Кудайбердиев Ш. Три истины. Алматы, 1991.

5. Кудайбердиев Ш. Записки Забытого. Алматы, 1993.

6. Касабек А.К., Касабек с.А. Искание истины. Алматы, 1998.

7.Кодар А. Избранное. Алматы: Билим,1996.

8. Сегизбаев О.А. Казахская философия 15- начала 20 в.в. Алматы, 1996., 2001.

9. Рысбекова Ш. Размышление Абая о духовном мире человека. //Евразийское сообщество. 1999. №3.- С.7.

Список литературы к теме №12:

1. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

2. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. М.,1999.

3. Малахов В.С., Филатов В.П. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

4. Немировская Л.З. Философия: Курс лекций. М.,1995.

5. Кохановский В.П. Философия и методология науки. М.,1999.

6. Пoппep K.P. Нищета историцизма: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1993.

7. Поппер К.Р. Структура научных революций. М.,1977.

8. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т.1. М.: Феникс, 1992.

9. Радугин А.А. Философия: курс лекций. М.,1999.

10. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. М.,1998

11. Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии. — М.: Высшая школа, 1992.

12. Юнг К.-Г. Об архетипах коллективного бессознательного //Вопросы фи­лософии 1988. № I.

13. Сумерки богов. М.,1992.

Содержание

Пояснительная записка 3

Введение. Понятие, предмет и функции философии 4

Раздел 1. Древняя и средневековая философия

Философия Древней Индии 12

Философия Древнего Китая 19 Античная философия 26

Средневековая христианская философия 38

Мусульманская философия средних веков 47

Средневековое тюркское мировоззрение 53

Раздел 2. Философия Возрождения, Нового времени и современ-

ности

Философия эпохи Возрождения 69

Философия Нового времени 77

Классическая немецкая философия 86

Казахская философия ХIХ- начала ХХ в.в. 99

Современная западная философия 112

Список литературы 125

Омаргазин Руслан Бисембиевич

Введение в историю философии

Учебное пособие

Объем: 8,1 п.л.

Тираж 350 экземпляров

Формат 60х84/16

Бумага офсетная

Печать СР

Подписано в печать

Издательство Евразийского национального университета им.Л.Н.Гумилева

г. Астана, ул.Мунайтпасова,5, гл.корпус, каб.336.

Наши рекомендации