Общее понятие и периодизация философии Иммануила Канта.
Философские взгляды Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.
Антропологический материализм Людвига Фейербаха.
Вопрос 1.
Родоначальником немецкой классической философии является И. Кант (1724 – 1804) .Главные сочинения Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Теоретическая деятельность Канта делится на два периода: докритический и критический. В первом периоде, занимаясь естественнонаучными проблемами, Кант разработал концепцию происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности. Эта гипотеза была обоснована в его работе «Общая естественная история и теория неба» (1755 г.). Эта теория получила название теории Канта – Лапласа.
С 70-х годов 18 века начинается второй период деятельности Канта. В это время он создает систему трансцендентального идеализма. Тренсцендентальный – это значит возвышающийся над всеми мыслимыми категориями и родами (или выходящий за пределы познания).
В «Критике чистого разума доказывал ограниченность человеческого познания, выдвинул положение об антиномиях или противоречиях, которые возникают тогда, когда разум выходит за рамки (или за возможности) познания.
Кант указывал на следующие четыре антиномии:
1) мир конечен во времени и пространстве; мир бесконечен во времени и пространстве.
2) все в мире просто и неделимо; все в мире сложно и делимо.
3) в мире существует свобода, в мире нет свободы и все совершается по законам природы, то есть необходимо.
4) Существует Бог как первопричина мира, не существует никакой первопричины мира.
Кант пришел к заключению, что разум не может разрешить эти антиномии, потому что каждый из двух тезисов одинаково логически доказуем как истинный.
Объектом изучения трансцендентального идеализма являются априорные формы, то есть присущие человеческому сознанию до процесса познания (априорное знание – доопытное, то которое существует в разуме изначально).
К числу этих априорных форм Кант относил пространство, время, причинность и ряд других категорий.
Выступая против материализма, считающего пространство и время формами существования материи, Кант пытался доказать, что пространство и время представляют собой лишь формы сознания людей, формы их чувственного восприятия. Сюда же относится и причинность.
Приступая к анализу процесса познания, Кант исходил из того, что существует независимый от сознания людей внешний мир, являющийся источником ощущений. Познания человека проходит 3 ступени: ступень чувственного созерцания, ступень рассудка и ступень разума. Познание заключается в пространственно-временном упорядочении ощущений и установлении причинных связей между ними. Исходя из своей конструкции, Кант сделал вывод, что человек познает явления, которые сам и формирует. То есть является законодателем по отношению к природе.
Вопрос 2.
Гегель продолжил философию Канта. Его философия представляет собой классическую идеалистическую систему. Главным произведением является наука логика, в котором изложен диалектический идеализм. Первичным Гегель считал мировую идею, или безличный разум, а вторичным все материальное. Материальный мир является формой бытия, воплощенные в нем идеи. Мировая идея существует вечно и содержит в себе в скрытом виде все возможные явления природы и общества, представляет собой их источник и движущую силу. Идея в процессе саморазвития проходит различные стадии. Вначале она развивается в самой себе, затем принимает форму природы, далее проявляется в мире человеческих идей, в форме государства искусства, религии и философии. Таким образом, мир представляет собой продукт саморазвития идеи. Новым в его философии является то, что он рассматривает идею, как сампроизвольный непрерывный процесс развития. Гегель является создателем идеалистической диалектики. Идея является внутренне противоречивой и находится в постоянном движении. Разрабатывая идеалистическую диалектику, Гегель видел в ней выражение противоречивого развития категорий. Он характеризовал категории как находящиеся в непрерывном движении чистые мысли. Он показал внутреннюю противоположность, взаимопроникновение, и переходы друг в друга парных категорий: качество и количество, причина и следствие, сущность и явление. Гегель сформулировал 3 закона мышления:
1)Закон перехода количественных изменений в качественные;
2)Закон единства и борьбы противоположностей;
3)Закон отрицания отрицания.
Вопрос 3.
Фейербах был материалистом и первым подверг критике систему Гегеля. В начале своей деятельности был идеалистом и примыкал к левогегельянцам. В 1839 г. он выпускает книгу «К критике философии Гегеля», которая свидетельствует о переходе на позиции материализма. Критикуя позицию Гегеля, Фейербах преодолевает и диалектику, поэтому слабый стороной его философии является ее метафизическая сущность.
В трактовке самого понятия «материализм» иногда проявлял непоследовательность, отказываясь считать себя материалистом, так как для него материя – это пустая реальность. Во-вторых, в это время распространился вульгарный материализм (Бюхнер, Фогт, Молешотт), к которому Фейербах относился негативно. Вульгарный материализм трактовал мышление как физиологический процесс: «Мозг выделяет мысль как печень желчь».
Материализм Фейербаха являлся антропологическим, т.к. за основу решения философских вопросов берется человек, как природное биологическое существо. То есть тело человека является первичным, а сознание вторичным. Каково состояние тела, таково и состояние психики. Исходным пунктом познания служат ощущения. На базе ощущений у человека возникает мышление, которое связывает и анализирует чувства, выражая их в понятиях. Мыслить – значит связно читать показания органов чувств. Критерием истины он считал согласие всех людей с тем или иным суждением. Он выступал как критик религии. Считал, что религия является препятствием для возникновения государства, а в случае его существования представляет собой решающую причину его разложения. Основой морали, по Фейербаху, является врожденное стремление людей к счастью. К главным правилам морали он относил разумное самоограничение в поведении каждого человека и взаимную любовь между людьми.
Лекция №2.Современная Западная Философия XIX-XX вв.
Философия Марксизма.