Философские школы Древнего Китая
В развитии философии Древнего Китая особое важное значение имели даосизм и конфуцианство.
Даосизм – учение Лао-цзы о дао-пути вещей. Главная идея основателя даосизма состоит в том, что жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по определенному пути – дао. Дао – это естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией Ци(воздух, эфир) составляет основу мира. В мире все находится в движении и изменении, все постоянно меняется. Как бы ни шло это развитие, справедливость восторжествует. Таков закон. Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей.
Невмешательство, или «недеяние» (увэй – созерцательное отношение к действительности) – одно из главных требований дао по отношению к человеку. Это и есть «следование естественности». Это требование распространяется и на индивидуальную и на социальную деятельность людей, а также на сферу их познавательной деятельности.
Идеи Лао-цзы изложены в книге «Доа дэ цзин», которая относится, по предположениям, к IV-III вв. до н.э.
Конфуцианство. Основателем данного учения является виднейший мыслитель и политический деятель - Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Воззрения Конфуция изложены главным образом в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Конфуцианство – это, прежде всего морально-этическое учение, пытавшееся ответить на вопросы о том месте, которое каждый человек занимает в мире. Здесь и почитание знати, и требование признания строгой субординации внутри общества, и целый свод этических правил «почтения». «Сяо» - «почтение к родителям», «ди»- «почтение к старшему брату», «чжун» - «верность правителю и своему господину». Следование этим правилам должно было обеспечить неизменность существовавших порядков.
Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
Конфуций создает свой социальный идеал – идеал совершенного (благородного) человека (Цзюнь-цзы), который должен был обладать двумя важнейшими характеристиками – «Жэнь» (гуманизм, человеколюбие) и «И» (чувство долга и справедливости, стремления к знаниям). Цзюнь-цзы – это был эталон для подражания, к которому должны были стремиться все члены китайского общества.
Идея о совершенном человеке бала также положена Конфуцием и на модель построения государства, которое он хотел бы видеть в Поднебесной. Согласно его учению, государство – это большая семья. Но один отец – государь не в состоянии справиться с управлением. В качестве его помощников выступают чиновники. Свое право на управление они должны доказать высокой моралью, знаниями, заботой о подданных, их достатке и воспитании. Практические советы Конфуция в области управления и сегодня можно отнести к заповедям умелой администрации: мудрый руководитель должен хорошо знать, что любят люди (богатство и престиж), и что ненавидят (бедность и презрение); дельный чиновник должен уметь все видеть, все слышать, осторожно высказывать свое мнение, избегать рискованного и опасного действия.
Можно заключить, что конфуцианство принадлежит к китайской традиции, тогда как даосизм – к мировой философии. Даосское стремление выйти за пределы социума в космос отражало общечеловеческое стремление личности вырваться из замкнутости «земного» круга и государственности. Человек во все времена обладал общечеловеческим порывом ощутить себя микрокосмосом, естественным элементом космоса, совпадающим с последним по своей структуре, и, по сути.
Тестовые задания для самопроверки по теме № 2 «Философия в ее историческом «измерении». Философская мысль Древнего Китая, Древней Индии»
1. Какие философские школы Древней Индии относятся к ортодоксальным (Астика)?
A. Признающие авторитет Вед: веданта, вайшешика, йога, миманса, ньяя
B. Признающие авторитет учения Будды: хинаяма, махаяна, вирдаяна
C. Не признающие авторитета Вед: локаята, буддизм, джайнизм
D. Признающие авторитет сунны: сунниты,