Понятие авангарда. Русский футуризм
Авангард(от фр.avant-garde - передовой отряд) – в культурной традиции первой половины 20 века один из основных принципов создания художественной реальности наряду с модернизмом. Если модернизм элитарен по своей природе, то эстетическая позиция авангардного искусства демократична.
В искусстве 20 века явными направлениями авангарда являются футуризм, сюрреализм, дадизм (дадаизм).
Значение авангарда в том, что он показал относительность форм, средств и способов воплощения эстетического сознания; путем доведения до абсурда всех основных видов искусств доказал, что они изжили или изживают себя как актуальные явления культуры; выработал новые решения для выражения идей нового искусства; способствовал возникновению новых видов искусств (компьютерные искусства, современные шоу и др.).
Основные черты авангарда:
1) установка на активное, порой даже агрессивное воздействие факта искусства на человека;
2) эпатирующий и шокирующий характер произведений как на уровне формы, так и на уровне содержания;
3) броскость, необычность поэтики.
Футуризм(от лат. futurum – будущее) – направление авангардного искусства, возникшее в начале 20 века, наиболее широко распространенное в Италии и России. Теоретическая платформа направления была в основном оформлена в работах Ф.Т. Маринетти. С точки зрения футуристов, основными характеристиками современного мира были: энергия, риск, дерзость, скорость, что реализовывалось в стремлении представителей этого течения передать динамику мирового процесса. Практика футуризма связана с попыткой эстетически осмыслить действительность как стремительно несущийся поток, хаотично фиксируемый сознанием «человека толпы». Авангардная прагматика футуризма влекла за собой эпатирующий характер его искусства.
Русский футуризм был крайне неоднороден и был представлен различными группировками, соперничавшими между собой. К ним относились: «Гилея» (кубофутуристы В.В. Маяковский, В. Хлебников, Д. И Н. Бурлюки, В. Каменский, А. Крученых и др.), «Ассоциация эгофутуризма» (И. Северянин, И. Игнатьев и др.), «Центрифуга» (С. Бобров, Б. Пастернак, Н. Асеев и др.), «Мезонин поэзии» (В. Шершневич, Р. Ивнев и др.)
Основные черты философии и эстетики футуризма:
1) стремление воплотить те черты современного мира, которые представлялись футуристам основными - энергию, риск, дерзость, скорость. Старые формы для этого казались им непригодными;
2) намерение осуществить реформу поэтического языка посредством введения «свободного» синтаксиса, звукоподражания, словотворчества и др.;
3) тяготение к технократическим, урбанистическим, милитаристическим темам;
4) эпатирующий характер произведений.
Литература:
1. Марков В. История русского футуризма. – СПб., 2000.
2. Литературный энциклопедический словарь / п/р В. Кожевникова и П. Николаева – М., 1987.
3. Современное зарубежное литературоведение. Страны западной Европы и США. Концепции, школы, термины / Сост. И.П. Ильин, Е.А. Цурганова. – М., 1996.
4. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. – М., 2001.
5. Соколов А.Г. История русской литературы к.19-н.20 в. – М., 1999.
Тема 16. Процессы создания художественной картины мира в творчестве Н.Гумилева
1. Неоромантизм – раннее творчество.
2. Акмеизм – период зрелого творчества.
3. Постакмеизм – позднее творчество.
Творчество Н.С. Гумилева (1886-1921)
1. Раннее творчество (неороман-тический этап)
(1905 – 1912 (1914)
Гумилев изображает два мира: мир действительности, где царят уныние и безнадежность, и мир мечты, где происходят значительные события, живут удивительные герои, блистают яркие краски. Но поэт настаивает на том, что человек может воплотить мечту в жизнь, тогда мир действительности станет таким же прекрасным, как и мир мечты. Лирический герой этого периода – воин, завоеватель, рыцарь, человек, готовый к борьбе, решительный и уверенный в себе.
Сборники «Романтические цветы», «Жемчуга» и др.
2. Зрелое творчество (акмеисти-ческий этап)
(1912 (1914) –1918)
Гумилев выдвигает концепцию мира, согласно которой реальная жизнь, во всех ее проявлениях благословляемая Богом, есть высшая ценность. Таким образом, ситуация двоемирия снимается. Художественный мир Гумилева – это мир реальных вещей, в которых поэт прозревает божественный замысел.
Сборники «Колчан», «Шатер» и др.
3. Позднее творчество (постакме-истический этап) (1918 -
1921)
Гумилев обращается к эстетике символизма, его стихи теряют акмеистическую ясность, но зато приобретают большую смысловую глубину. В произведениях этого периода нарастают трагические ноты, мир уже больше не кажется прекрасным и праздничным.
Сборники «Костер», «Огненный столп» и др.
Литература:
1.Павловский А. Николай Гумилев // Вопросы литературы. – 1986 - № 10.
2.Богомолов Н. Читатель книг / Гумилев Н. Собрание сочинений: в 3 Т. – М., 1989.
3.Клолбаева Л. Концепция личности в русской литературе рубежа 19-20 веков – М., 1990.
Тема 17. Ранняя лирика А.Ахматовой с точки зрения внутренней динамики творчества
1. Ситуация ожидания любви в книге «Вечер».
2. Мотивы покаяния и послушничества в книге «Четки»
3. Тема катастрофичности бытия в книге «Белая стая».
Раннее творчество А.А. Ахматовой (1889-1966)
К раннему творчеству А. Ахматовой традиционно относят стихи, вошедшие в три ее первых сборника: «Вечер», «Четки», «Белая стая».
Название сборника | Основная лирическая ситуация |
«Вечер» | Ситуация ожидания любви, которая является необходимым условием жизни для лирической героини |
«Четки» | Любовь приходит к лирической героине, но она приносит с собой только страдания, более того, ведет к смерти. Лирическая героиня не может жить без любви, но и с любовью не может. Путь, который она выбирает для себя – это путь покаяния в грехах, путь послушничества. |
«Белая стая» | Понимание трагизма существования отдельной личности перерастает в осознание трагизма бытия, ощущение хрупкости мира становится основой мироощущения в стихах этого цикла |