Понятие авангарда. Русский футуризм

Авангард(от фр.avant-garde - передовой отряд) – в культурной традиции первой половины 20 века один из основных принципов создания художественной реальности наряду с модернизмом. Если модернизм элитарен по своей природе, то эстетическая позиция авангардного искусства демократична.

В искусстве 20 века явными направлениями авангарда являются футуризм, сюрреализм, дадизм (дадаизм).

Значение авангарда в том, что он показал относительность форм, средств и способов воплощения эстетического сознания; путем доведения до абсурда всех основных видов искусств доказал, что они изжили или изживают себя как актуальные явления культуры; выработал новые решения для выражения идей нового искусства; способствовал возникновению новых видов искусств (компьютерные искусства, современные шоу и др.).

Основные черты авангарда:

1) установка на активное, порой даже агрессивное воздействие факта искусства на человека;

2) эпатирующий и шокирующий характер произведений как на уровне формы, так и на уровне содержания;

3) броскость, необычность поэтики.

Футуризм(от лат. futurum – будущее) – направление авангардного искусства, возникшее в начале 20 века, наиболее широко распространенное в Италии и России. Теоретическая платформа направления была в основном оформлена в работах Ф.Т. Маринетти. С точки зрения футуристов, основными характеристиками современного мира были: энергия, риск, дерзость, скорость, что реализовывалось в стремлении представителей этого течения передать динамику мирового процесса. Практика футуризма связана с попыткой эстетически осмыслить действительность как стремительно несущийся поток, хаотично фиксируемый сознанием «человека толпы». Авангардная прагматика футуризма влекла за собой эпатирующий характер его искусства.

Русский футуризм был крайне неоднороден и был представлен различными группировками, соперничавшими между собой. К ним относились: «Гилея» (кубофутуристы В.В. Маяковский, В. Хлебников, Д. И Н. Бурлюки, В. Каменский, А. Крученых и др.), «Ассоциация эгофутуризма» (И. Северянин, И. Игнатьев и др.), «Центрифуга» (С. Бобров, Б. Пастернак, Н. Асеев и др.), «Мезонин поэзии» (В. Шершневич, Р. Ивнев и др.)

Основные черты философии и эстетики футуризма:

1) стремление воплотить те черты современного мира, которые представлялись футуристам основными - энергию, риск, дерзость, скорость. Старые формы для этого казались им непригодными;

2) намерение осуществить реформу поэтического языка посредством введения «свободного» синтаксиса, звукоподражания, словотворчества и др.;

3) тяготение к технократическим, урбанистическим, милитаристическим темам;

4) эпатирующий характер произведений.

Литература:

1. Марков В. История русского футуризма. – СПб., 2000.

2. Литературный энциклопедический словарь / п/р В. Кожевникова и П. Николаева – М., 1987.

3. Современное зарубежное литературоведение. Страны западной Европы и США. Концепции, школы, термины / Сост. И.П. Ильин, Е.А. Цурганова. – М., 1996.

4. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. – М., 2001.

5. Соколов А.Г. История русской литературы к.19-н.20 в. – М., 1999.

Тема 16. Процессы создания художественной картины мира в творчестве Н.Гумилева

1. Неоромантизм – раннее творчество.

2. Акмеизм – период зрелого творчества.

3. Постакмеизм – позднее творчество.

Творчество Н.С. Гумилева (1886-1921)

1. Раннее творчество (неороман-тический этап)

(1905 – 1912 (1914)

Гумилев изображает два мира: мир действительности, где царят уныние и безнадежность, и мир мечты, где происходят значительные события, живут удивительные герои, блистают яркие краски. Но поэт настаивает на том, что человек может воплотить мечту в жизнь, тогда мир действительности станет таким же прекрасным, как и мир мечты. Лирический герой этого периода – воин, завоеватель, рыцарь, человек, готовый к борьбе, решительный и уверенный в себе.

Сборники «Романтические цветы», «Жемчуга» и др.

2. Зрелое творчество (акмеисти-ческий этап)

(1912 (1914) –1918)

Гумилев выдвигает концепцию мира, согласно которой реальная жизнь, во всех ее проявлениях благословляемая Богом, есть высшая ценность. Таким образом, ситуация двоемирия снимается. Художественный мир Гумилева – это мир реальных вещей, в которых поэт прозревает божественный замысел.

Сборники «Колчан», «Шатер» и др.

3. Позднее творчество (постакме-истический этап) (1918 -

1921)

Гумилев обращается к эстетике символизма, его стихи теряют акмеистическую ясность, но зато приобретают большую смысловую глубину. В произведениях этого периода нарастают трагические ноты, мир уже больше не кажется прекрасным и праздничным.

Сборники «Костер», «Огненный столп» и др.

Литература:

1.Павловский А. Николай Гумилев // Вопросы литературы. – 1986 - № 10.

2.Богомолов Н. Читатель книг / Гумилев Н. Собрание сочинений: в 3 Т. – М., 1989.

3.Клолбаева Л. Концепция личности в русской литературе рубежа 19-20 веков – М., 1990.

Тема 17. Ранняя лирика А.Ахматовой с точки зрения внутренней динамики творчества

1. Ситуация ожидания любви в книге «Вечер».

2. Мотивы покаяния и послушничества в книге «Четки»

3. Тема катастрофичности бытия в книге «Белая стая».

Раннее творчество А.А. Ахматовой (1889-1966)

К раннему творчеству А. Ахматовой традиционно относят стихи, вошедшие в три ее первых сборника: «Вечер», «Четки», «Белая стая».

Название сборника Основная лирическая ситуация
«Вечер» Ситуация ожидания любви, которая является необходимым условием жизни для лирической героини
«Четки» Любовь приходит к лирической героине, но она приносит с собой только страдания, более того, ведет к смерти. Лирическая героиня не может жить без любви, но и с любовью не может. Путь, который она выбирает для себя – это путь покаяния в грехах, путь послушничества.
«Белая стая» Понимание трагизма существования отдельной личности перерастает в осознание трагизма бытия, ощущение хрупкости мира становится основой мироощущения в стихах этого цикла

Наши рекомендации