Социокультурные предпосылки формирования экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт)
Средневековые ученые, как правило, выходцы из арабских университетов, свое знание называли натуральной магией, понимая под ней надежное и глубокое познание тайн природы. Магия понималась как глубокое знание скрытых сил и законов Вселенной без их нарушения, и, следовательно, без насилия над Природой.
Схоластика (от лат. — школьный), оформившаяся в IX—XII вв., стремится к обновлению религиозных догматов, приспосабливая их к удобствам преподавания в университетах и школах. Большое значение придается логике рассуждений, в которой они видят путь постижения Бога. С расцветом схоластической учености связано оттачивание логического аппарата, рассудочных способов обоснования знания, при которых сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргументы. Схоластом величает себя всякий, кто занимается преподавательской деятельностью: Эриугена, Альбер Великий, Фома Аквинский, Абеляр, Ансельм Кентерберийский.
Для Средневековья была характерна борьба между номинализмом и реализмом, которая касалась существа общих понятий — «универсалий». Соответствуют ли им объективная реальность или универсалии — лишь слова и имена? Номиналисты отрицали онтологическое (бытийное) значение общих понятий. Универсалии существуют лишь в уме. В XIV в. Оккам выразит эту идею номинализма, заявив, что предметом познания могут быть только единичные вещи — индивидуальности
У истоков науки как профессиональной деятельности стоит Френсис Бэкон, утверждавший, что для создания нового естествознания необходимы: правильный метод (индуктивно-экспериментальный), мудрое управление наукой (это задача правителей, которые должны создавать учебные учреждения, библиотеки и т.д.) и общее согласие в работе. Идея организованной, коллективной, государственной науки воплотилась в создании первых естественнонаучных обществ (академий) в Европе (одна из первых Италия). 28 ноября 1660г. в Лондоне 12 учёных на своем собрании составили «Меморандум», в котором создавали «Коллегию» для развития физико-математического экспериментального знания (Лондонское королевское общество). Вслед были созданы Парижская академия наук (1666г.), Берлинская академия наук (1700г.) и др. В науке 17в. Главной формой закрепления и трансляции знания стала книга, в которой должны были излагаться основополагающие принципы природы вещей (базис обучения и средство фиксации новых результатов). Для учёных этого периода недостаточно было получить какой-либо частный результат, в его обязанности входило построение целостной картины мира, которая должна была отразиться в весомом фолианте. Учёный обязан был ставить не отдельные опыты, а заниматься натурфилософией. По мере развития науки и расширения исследований формируется потребность в такой коммуникации учёных, которая могла бы обеспечить их совместное обсуждение не только конечных, но и промежуточных результатов научных изысканий. В 17в. Возникает особая форма закрепления и передачи знаний – переписка между учёными. Во второй половине 17в. началось углубление специализации научной деятельности. Образуются сообщества исследователей-специалистов. Коммуникации между ними начинают осуществляться на национальном языке, а не на латыни. Появляются научные журналы, через который происходит обмен информацией. Первоначально они выполняли особую функцию объединения исследователей, стремясь показать, что и кем делается, но затем наряду с обзорами начали публиковать сведения о новом знании, и это постепенно стало их главной функцией. В конце 18в.-начале 19в. начинают возникать общества, объединяющие исследователей в различных областях. Возникла необходимость и в специальной подготовке учёных, чему способствовали университеты. Наука утверждалась в своих правах как прочно установленная профессия, требующая специфического образования, имеющая свою структуру и организацию.