Идея материального единства мира в философии Фалеса Милетского и его школы.

ФИЛОСОФИЯ

Онтология – знание о предельно общем, о бытии. Осн. вопрос: что есть мир? («онтос» - сущее)

Гносеология – знание об истине и принципах познания. Осн. вопрос: как познать мир?

Аксиология – наука о ценностях. Осн. вопрос: что есть благо?

(-Праксиология – наука о деятельности. Осн. вопрос: как добиться блага?-)

Объект\субъект – нечто, реально существующее \ существо с волей.

Субъект\предикат – то, о чем речь \ то, что о субъекте утверждается.

Идеализм – концепция, по которой сознание впереди материи.

---Субъективный и. – концепция, по которой реальность\объект.материя не существует без воли\сознания.

---Объективный и. - концепция, по которой реальность\объект.материя есть даже без воли\сознания (у Платона, Пифагора).

Материализм – концепция, по которой материя(т.е. объективная реальность) первичнее, чем идея\дух\сознание.

Диалектика– искусство вести диалог\спор с целью получения конечного истинного вывода (Платон)

Индукция – вывод общего закона из конечной совокупности частных случаев.

Дедукция – вывод частного утверждения на основе общего суждения.

Рационализм – конц.-я, по которой основа познания – разум (по Сократу – сперва познай себя, потом мир).

Эмпиризм - концепция, по которой основа познания – реальный опыт (Бэкон, Локк, Беркли, Юм).

Трансцендентальный – предпосылка знания, то, что содержится в опыте (И.Кант); предельно общий предикат: единое, истинное, благое,… (фил.Средневековья).

Трансцендентный -- трансцендентное как более высокая ступень бытия в отношении к подчиненной ей ступени, переход к которой есть трансцендирование, и абсолютно трансцендентное в отношении ко всему бытию в целом (единое).

Аналитическое суждение – сужд., истинность которого устанавливается логически (Кант, Лейбниц)

Синтетическое суждение – то, которое лишь поясняет уже заложенное в их основах знание, т.е. не несёт нового (Кант), является в некотором (или полном?) роде силлогическим.

Феномен -- явление, предмет, данный в чувственном созерцании. В широком смысле, согласно Брентано, вообще все, что может стать объектом научного рассмотрения.

Ноумены – априорные идеи чистого, т.е. не опирающегося на опыт, разума. Речь идет о психологической идее (субстанциальность души, личное бессмертие), космологической идее (мир как целое, свобода как предшествующая причинности, господствующей в мире явлений), теологической идее (Бог). Эти идеи, поскольку они не имеют основания в опыте, не свидетельствуют о существовании того, что в них мыслится: «стало быть, мы не можем даже утверждать, что познаем и усматриваем возможность этих идей, не говоря уже об их действительности

Вопросы

1. Идея материального единства мира в философии Фалеса Милетского и его школы.

2. Проблема изменчивости и противоречивости вещей в философии Гераклита.

3. Гераклит и Зенон о противоречивости движения.

4. Проблема закономерной связи всех явлений в философии Гераклита и Демокрита. Принцип детерминизма и его значение для науки.

5. Демокрит о процессе познания мира, роли органов чувств и логического мышления. Демокрит о двух уровнях знания.

6. Пифагор: законы мира и математика.

7. Анализ Парменидом категории "бытие".

8. Проблема человека в философии Сократа. Сократ о значении обобщенных понятий в познании мира и принципов жизни человека.

9. Метод дискуссий у Сократа. Сократ о принципах морали.

10. Платон о соотношении общих понятий и единичных вещей. Проблема познания в философии Платона.

11. Платон о происхождении государства. Человек и государство в трактовке Платона.

12. Атомизм Демокрита, его значение для науки.

13. Критика Аристотелем философии Платона. Проблема источника движения и источника всех форм в философии Аристотеля.

14. Учение Аристотеля о категориях. Аристотель о четырех видах причинности, четырех видах движения, о соотношении материи и формы. Категория возможности.

15. Аристотель о различных формах государства.

16. Дискуссия о соотношении общих понятий и единичных вещей в средневековой европейской философии (номинализм и реализм).

17. Механистическая картина мира в философии Р. Декарта. Дуализм Декарта.

18. Р. Декарт об аксиоматическом методе в науке. Линия рационализма в теории познания.

19. Учение Б. Спинозы о единой субстанции, ее атрибутах и модусах. Принцип детерминизма у Спинозы.

20. Критика Лейбницем сенсуализма Локка. Лейбниц о природе пространства и времени.

21. Проблемы научного метода познания природы в философии Ф. Бэкона. Линия эмпиризма в теории познания.

22. Ф. Бэкон о роли науки в жизни общества. Виды эксперимента по Ф. Бэкону.

23. Вопрос о первоисточнике всех человеческих знаний в философии Дж. Локка. Обоснование Дж. Локком принципа сенсуализма.

24. Парадоксы и противоречия сенсуализма (Дж. Беркли, Д. Юм).

25. И. Кант о творческом характере познания и о методологической роли категорий. Антиномии Канта и современное естествознание.

26. Диалектическая философия Гегеля. Принцип развития и системный подход в методологии современной науки.

27. Гегель о закономерностях исторического процесса, роли народных масс и личностей в истории.

28. Диалектический и исторический материализм К. Маркса.

29. Проблемы методологии науки в философии позитивизма (О. Конт, Э. Мах).

30. Проблемы методологии науки в философии логического позитивизма.

31. Модели эволюции научного знания в философии постпозитивизма (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун).

32. Проблемы человека и исторической необходимости в философии Н. А. Бердяева. Вопрос о судьбе России.

33. Ниспровержение системы общепринятых ценностей в философии Ф. Ницше. Идея сверхчеловека.

34. Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма.

Идея материального единства мира в философии Фалеса Милетского и его школы.

Учение Фалеса из Милета. Зарод. в Др. Гр. 6 в. до н.э.

Первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. Основу мира эти философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) видят в определенном материальном принципе. Школа стихийно тяготеет к материализму. Ее представители интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и “наивная” диалектика.

Фалес. Соединял практическую деятельность с глубоким изучением природы. Свои географические, астрономические и физиологические познания Фалес связал в философское представление о мире, материалистическое в основе, несмотря на явные следы мифологических представлений. Фалес полагал, что все существующее возникло из воды. По форме Земля - плоский диск, плавающий в воде. Вселенная полна богов, все воодушевлено. Полагал, что ближе всего к Земле находятся звезды, а дальше всего - Солнце.

Анаксимандр. Прозаическое сочинение “О природе”. Впервые чертит карту земли и создает нечто вроде небесного глобуса. Земля по форме напоминает срез цилиндра или колонны. Небо - сфера, окружающая Землю со всех сторон. Земля неподвижно пребывает в центре мира, находясь на равном расстоянии от всех точек небесной сферы. Пространство первоначально было заполнено неизвестным веществом, затем над Землей возникли оболочки воды и воздуха, огня. При высыхании Земли вода скопилась в углублениях. Родина жизни - илистое дно моря. Люди должны были родиться и первоначально развиться внутри рыб и только по достижении силы вышли оттуда.

Анаксимен. единое начало-воздух. Воздуху свойственны процессы разрежения и сгущения, посредством которых из него образуются все вещества. Разрежаясь, воздух становится огнем; сгущаясь, последовательно превращается в воду, в землю, в камни. Земля - плоский диск, парящий на воздухе. Устанавливает истинный порядок расположения Луны, Солнца и звезд в мировом пространстве по отношению к Земле. Воздух - источник жизни, душа - “дыхание”, дуновение воздуха.

Гераклит. огонь вечен, это связь между противоположностями, чувственная символизация всеобщности, для того, чтобы был огонь необходима смерть. Душа – место, где существует логос. Логос создает сущее из противоположностей. Человек рождается биологически и сознательно. Космос – это порядок, он всегда есть, был и будет. Космос по сути и есть огонь, может быть неразбуженная или полуразбуженная стихия. Огонь – синоним вечного движения, единственное что нетленно – это мысль, сами предметы исчезнут, а знания останутся, так как мысль независима от времени. Мысль – высший предел знания. 4 мысли - космос, огонь, логос и учение о душе. Учение о душе – метаморфоза огня, самообогащение, способность принять другое, не потеряв себя.

Наши рекомендации