Философия как мировоззренческая система
Тема 1. Философия и её роль в жизни общества.
Философия как мировоззренческая система.
У каждого человека есть определённые представления о мире. Существуют так называемые мироощущения и мировосприятие, связанные с эмоционально-чувственной сферой человека. Следует отметить, что некоторые философы не включают практическую деятельность в структуру мировоззрения. В противовес этой точке зрения существует другая, по которой жизненно-практический уровень мировоззрения вырастает из чувственной практики человека.
По характеру формирования и способу функционирования мировоззрение можно представить следующим образом:
Мировоззрение можно определить как систему взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе. Мировоззрением обусловлены основные жизненные позиции человека, его убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение тесно связано с философией это объясняется тем, что мировоззрение выступает фундаментом индивидуального сознания, на основе которого формируется личность. Можно сказать мировоззрение определяет социальную и нравственную, религиозную и научно-теоретическую ориентацию человека.
В мире нет двух одинаковых людей, у каждого свой духовный мир, что предполагает: человек живёт не каждый сам по себе, но и живёт в пространстве, которое объединяет его с другими людьми. Анализ памятников духовной культуры показывает, что духовный мир человека базируется на основе духовных интересов, жизненных позиций, ценностных ориентациях, уровне знаний. На этой основе и формируется мировоззрение, которое может быть обыденным, религиозным (жизненно-практическим), научным, гуманистическим (теоретическим).
Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле и повседневном опыте. Этот уровень ещё называют жизненной философией. Именно на этом уровне человек включается в социальное и индивидуальное взаимодействие в процессе жизнедеятельности. На формирование этого мировоззрения существенное влияние оказывают национальные отношения, религиозные традиции, образование, уровень духовной культуры. Оно помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных ситуациях.
Одновременно этот уровень имеет недостатки, которые преодолеваются на более высоком уровне мировоззрения, который носит теоретический характер. К этому уровню мировоззрения относится философия и наука. Соотношение жизненно-практического и теоретического уровней мировоззрения можно выстроить и в исторической последовательности. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с появлением общественной потребности в изучении общих принципов бытия и познания.
На этом основании можно сделать вывод, что жизненно-практический уровень мировоззрения находит своё обобщённое выражение в мифологии и религии. А это значит, что мифология и религия и есть предшественницы философии, а теоретический уровень предполагает комплекс представлений человека о себе на основе единства знаний и оценки.
Исторически первой формой мировоззрения является мифология, которая возникла на ранней стадии общественного развития. На раннем этапе развития человечество в форме мифов, сказаний, преданий пытались дать ответ на вопросы происхождения и устройства мироздания. Значительная часть мифов базируется на космологических представлениях устройства природы.
Известный английский этнограф Б.Малиновский отмечал, что миф в первобытной общины – это не история, а реальность в которой живут древние люди. На основе этого можно сделать вывод, миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образование, синкретическое (от гр. Synkretismos – соединение, нерасчленённость) представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней.
Ещё до появления философии люди находили ответы на важнейшие вопросы мироздания в мифологии и религии, поэтому эти вопросы носили не чисто философский аспект, скорее мировоззренческий. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Так в древнегреческой мифологии у Гомера – процесс творения мира представлялся в виде рождения: в начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос из которого всё возникло мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея, из Хаоса, источника жизни, появилась всё оживляющая любовь – Эрос. Хаос породил Мрак – Эреба и тёмную Ночь – Нюкту. От Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день. Могучая Земля породила беспредельное голубое Небо – Урана, и раскинулось Небо над Землёй. Гордо поднялись к нему высокие Горы, и раскинулось шумящее Море и т.д.
Миф совмещает в себе два аспекта – диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом миф связывал прошлое настоящее и будущее. Для древнего человека миф – это реальность, имеющая свою систему ценностей.
На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой, так как параллельно с мифами существовали различные формы религиозных представлений. Взаимоотношение мифологии и религии и формировали представления человека по различным мировоззренческим вопросам. Исторические особенности мировоззрения связаны с низким уровнем освоения человеком реальной действительности, зависимость от непокарённых сил природы и общественного развития. В этих условиях мировоззренческие аспекты вступали в социальное и индивидуальное взаимодействие в форме образов и символов. По мере развития человеческого общества, совершенствуется познавательный аппарат человека, что позволило осваивать новые формы мировоззренческих проблем. На смену образу и символу приходит разум– Логос.
По своей сути, мировоззрение есть не что иное, как общественное самосознание, воплощающееся в индивиде как единство его нравственных, философских, политических и иных ценностных представлений. Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляды человека на мир в целом, во-вторых, мировоззрение представляет собой отношения человека к окружающему миру.
От чего зависит мировоззрение человека? Прежде всего мировоззрение человека носит исторический характер и связано это с определённой исторической эпохой, в которой происходит формирование взглядов человека на мир. Мировоззрение даёт человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности. Мировоззрение через свою философскую основу даёт людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает человека методами познания и деятельности. На основе содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек в свой деятельности получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития.
По мере развития общества, мышления, развития художественного творчества и овладение явлениями природы мифологические образы приобретают разумный характер: возникают представления о богах и героях в образах животных зооморфизм – в древнегреческой мифологии, или в образах людей - антропоморфизм – в греческой мифологии.
На основе этого можно сделать вывод – миф – это самая древняя форма общественного сознания, где отразилась душа народа.
Мировоззрение – это сложное интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов: знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д.
В структуре мировоззрения можно выделит четыре основных компонента:
- Познавательный – это обобщённые знания о картине мира индивида и общества в целом;
- Ценностно-нормативный – это ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы;
- Эмоционально-волевой – это знания, ценности, нормы, убеждения, реализованные в практической деятельности;
- Практический компонент – это реальная готовность человека к определённому типу поведения в конкретных обстоятельствах.
Зарождение философии – это результат развития духовно-практической и теоретической формы мировоззрения. Философия решала мировоззренческие проблемы посредством разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные друг с другом по определённым логическим законам. В отличие от религии философия выносит на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив потребность в знаниях в виде мировой мудрости. Однако решение мировоззренческих проблем в философии происходит с позиции рациональной оценки – разума.
Философия играет особую роль в становлении и формировании мировоззрения человека. Рассматривая мировоззренческие проблемы, следует знать, что философские проблемы относятся к числу вечных. Философия обогащала духовно-нравственный мир человека, его интеллектуальный потенциал. В тоже время нельзя отождествлять философию и науку, хотя они неразрывно связаны. Отличие науки от философии состоит в том, что наук даёт окончательный ответ на конкретные вопросы, тогда как философия не даёт однозначных ответов.
Философия – это мировоззрение – система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нём человека. Это теоретический уровень мировоззрения, который носит упорядоченный характер. Философия, как форма духовной культуры, унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность взглядов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его предназначение в этом мире. Все позитивные знания, которыми располагало общество к этому периоду нашло своё отображение в философии. Мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный характер. Как отмечал немецкий философ Л.Фейербах (1804-1872 г.г.) - это сближает философию и науку, начало философии является началом науки вообще.
В античном и средневековом обществе не было достаточных стимулов для развития науки. Это объясняется тем, что социальные институты формируются в Европе XVI- XVII веках. Именно с этого времени происходит развитие частных наук, осваиваются отдельные области природы и общества. Философия утрачивает функцию теоретического освоения действительности, что приводит к изменениям в мировоззренческих вопросах.
Каждая эпоха ставит пред человеком проблемы, которые он осваивает исходя из опыта предшествующих поколений. Освоение опыта является исходным пунктом в жизнедеятельности человека. В основе опыта лежат убеждения и форма сознания. В каждом конкретном поступке человека реализованы на основе структуры мировоззрения мысли, чувства, воля.
Идеал личности прекрасно нарисовал Данте:
Я, прочитав над входом в вышине
Такие знаки сумрачного цвета,
Сказал: «Учитель, смысл их страшен мне»,
Он, прозорливый, отвечал на это:
«Здесь нужно, чтоб душа была тверда;
Здесь страх не должен подавать совета».
2.Исторические типы философии.
Философы по-разному определяют периоды в истории философии: языческая, христианская, западная, восточная, мусульманская, европейская и т.д. В современной философии выделяют восточную и западноевропейскую, в которых выделяю древнеиндийскую и древнекитайскую, современную философию Индии и Китая, античную, средневековую, Возрождения, Нового времени, Просвещения, современную западную философию, философию отдельных народов. Существует периодизация по школам и направлениям: метафизическая, механическая, идеалистическая, материалистическая, рационалистическая, философия иррационализма, которые охватывают различные школы и течения: схоластика, патристика, немецкая классическая философия, экзистенциализм и т д.
Первые философские учения, как мы с вами уже говорили выше, возникли 2800 лет назад в Индии (веданта и противостоящие ей локаята «лока - мир, учение древнеиндийской философии, тяготеющее материализму и восходящее к добрахманистскому мировоззрению», джайнизм, ранняя санкхья («число, одна их шести древнеиндийских ортодоксальных школ, признающих авторитет Вед», буддизм), в Китае (конфуцианство, моизм, легизм, даосизм) и Древняя Греция, где философские учения носили стихийно-материалистический и наивно-диалектичекий характер. Атомистический вариант материализма выдвинул Демокрит, диалектику - Гераклит, идеи - Платон. Эти направления получили развитие у Эпикура и Лукреция. Своей вершины античная философия достигла у Аристотеля, создавшего стройную систему научно-философского знания.
При изучении истории философии мы встречаемся с многообразием философских учений, школ, течений, направлений. Первопричиной такого многообразия в историко-философском процессе является философское учение того или иного мыслителя. Философское учение - это система определённых, логически связанных друг с другом воззрений. Учение созданное философом формируется в философские школы - это совокупность философских учений, объединённых базовыми идейными принципами. Совокупность различных модификаций одних и тех же принципов, принято называть течениями. Идейная конкуренция философских школ называют течениями (неопозитивизм, персонализм и т.д.). Наиболее крупные историко-философские образования именуются направлениями – совокупность течений, учений, школ и т.д. В качестве философских направлений можно назвать материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм, иррационализм и др.
Например, в современной философии таким течением являетсянеопозитивизм(основное направление западной философии ХХ в.), персонализм (лат. persona - личность, течение в философии, признающее личность первичной и высшей духовной ценностью) неотомизм и т.д.
Наиболее значительные образования в историко-философском процессе называются философскими направлениями - это совокупность философских течений, школ, которые при расхождении имеют общие положения. Таким образом, развитие философии предстаёт перед нами как столкновение идей, направлений, подходов, принципов. В процессе развития философского процесса меняется предмет философии и способ разрешения философских проблем:
а). У философии нет единого систематизирующего начала,
б). Философы обосновывали противоречащие друг другу положения.
Из этого можно сделать вывод, что философия не способна отыскать истину, это приводит к несостоятельности любых философских воззрений. Подобные взгляды высказывали сторонники скептицизма(с греч. skeptikos - рассматривающий, исследующий, философская концепция сомневаются в возможности познания действительности) Юм, Кант. Противники скептицизма соглашались, что предшествующие философские учения были ложными, стремились «создать единую философию».
Великие философы: Платон, Аристотель, Августин, Фома Аквинский, Декарт, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Маркс, Ницше и другие объявляли свои философские системы вершиной философии. В течение длительного времени в общественном сознании складывалось представление о том, что многообразие философских учений есть плод деятельности философов.
История названия «философии» есть история культурного значения науки. В процессе утверждения себя в качестве самостоятельного стремления к познанию ради самого знания, наука получает название философии. Философия(от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость, синтетическая форма общественного сознания, объединяющая в себе научно-теоретический и духовно-практический способ освоения человеком мира). Впервые слово «философ» употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580-500 г.г. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Слово «философия» возникло как самоназвание новой дисциплины (по некоторым сведениям, его ввели пифагорейцы). Человека обладающих знаниями называли «софос», то есть мудрец, а человека, обладающего «софией» - мудростью - философом. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона (427-347 г.г. до н. э.)
История свидетельствует, что теоретическая форма обоснования действительности формируется в рамках философии. Первый этап в развитии философии связан с дифференциацией теоретической формы освоения действительности, что нашло своё отражение в системе Аристотеля (384-322 г.г. до н. э.), который выделил: логику - науку о правильном мышлении, психологию - науку о душе, физику - науку о природе, метафизику (собственно философию), учение о первопричинах и общих началах бытия. При этом он называл философию «госпожой наук». Дальнейшая дифференциация теоретической формы философии происходит в средние века (ХVI- ХVII в.в.), когда наука получает самостоятельный социальный статус, сформировались самостоятельные отрасли научного знания: математика, биология, химия и т.д. Философия утратила значение науки наук, но в тоже время происходит формирование более чётких форм универсального теоретического познания. Универсализм - становится характерным признаком философского способа освоения действительности.
С возникновением феодального способа производства господствующим мировоззрением в Западной Европе становится христианство, на первом этапе которого патристика занимает ведущее место (лат. patris - отец, совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей - отцов церкви II- VIII в.в.). На её основе в IХ-ХII в.в. складывается схоластика (лат. scholaktica – учёный), тип религиозной философии проповедующий примат теологии(гр. theos - бог + logos - понятие, учение, соединение догматических предпосылок с рационалистической методикой), которая стремилась к обновлению религиозных догматов. В ХI-ХIV в.в. происходит развитие идеалистических и материалистических тенденций (борьба между реализмом «лат. realis - вещественный, действительный, направление в философии, признающее вне сознания реальность» и номинализмом «лат. nominis - имя, наименование, учение отрицающее онтологическое значение общих понятий»). В эпоху Возрождения с развитием науки и естествознания, произошло освобождение духовной культуры от пут религиозно-идеалистического мировоззрения. В Новое время прогресс опытного знания и науки требовали смены схоластического мышления, развиваются принципы материалистического понимания мира, (но материализм того времени был механическим и метафизическим).
Родоначальником материализма нового времени был Ф.Бэкон (1561-1626 г.г.), считавшим высшей целью науки господство человека над природой. Философия Бэкона соединила в себе натуролистическое миросозерцание с эмпиризмом. Совместно с Т.Гоббсом (1588-1679 г.г.) разработали метод эмпирического (гр. empeiria - опыт, направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания) исследования природы. Р.Декарт (1596-1650 г.г.), основоположник рационализма(фр. rationalisme - разумный, философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей), стремился разработать универсальный метод для всех наук - дуализм «мыслящий». Б.Спиноза (1632-1677 г.г.) противопоставил дуализму Декарта материалистическиймонизм. Д.Локк (1632-1704 г.г.) развивал сенсуалистическую теорию познания (фр. sensualisme - восприятие, чувство, ощущение, направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой познания). Идеи противоположные материализму, развивались субъективным идеализмом (разновидность идеализма, отрицает наличие реальности вне сознания субъекта) Д.Беркли (1685-1753 г.г.) и Д.Юма (1711-1776 г.г.). Объективно-идеалистическое учение разработал Г.Лейбниц (1646-1716 г.г.).
Вторая половина ХVIII века стала эпохой, когда обострилась борьба между идеализмом и материализмом в философии, происходит абсолютизация идей в развитии общества, идеалистическое понимание истории (французские философы Д.Дидро, П.Гольбах, и немецкие философы, которые развивали идеалистическую диалектику И.Кант, Г.Гегель). Против идеалистической философии и религии выступал Л.Фейербах (1804-1872 г.г.), развивавший учение антропологического материализма(гр. anthropos - человек + logos - учение, философская концепция, в которой человек рассматривается как мировоззренческая категория, через которую рассматривается система представлений о мире). В России антропологический принцип отстаивал Н.Г.Чернышевский.
Первые исследования исторического развития философии провёл немецкий философ Г. Гегель (1770-1831 г.г.), связав многообразие философии с многообразием действительности, одной из форм постижения которой выступает философия. Таким образом, признавалась ценность каждой философской системы. Связь философии с конкретным историческим процессом, с его религиозными, экономическими характеристиками является особенностью учения Гегеля. Философские системы характеризуются Гегелем как исторические образования, «духовные квинтессенции эпохи» (лат. quinta essentia - пятая сущность в философии античности пятый элемент эфир, противопоставлявшееся земле, воде, воздуху, огню).
Гегелевское учение об историческом развитии философии развивали К.Маркс (1818-1883 г.г.) и Ф.Энгельс (1820-1895 г.г.). В марксизме проблема философского плюрализма приобрела историко-материалистическое разрешение. Рассмотрение философии с позиции общественного сознания определяет её идеологическую функцию, что показывает отражение данной эпохи.
Гегелевской и марксистской философии противостоит экзистенциально-персоналистический подход (от лат. exsistentia - существование, философия существования, от лат. persona - личность, признание личности высшей духовной ценности), представители которого выступают против истолкования философии как отражения. Экзистенциализм противопоставляет сциентистско-технократическому (от лат. scientia - наука, рассматривающая науку как высшую ступень развития человеческого разума) рассмотрению общества проблему человека, взятого в его внутренних характеристиках как непоправимое уникальное бытие - экзистенция. В экзистенциально-персоналистской интерпретации философия не наука, а духовно-практическая форма освоения действительности. Сторонники этого направления настаивают на личном субъективном характере философии, т.е. на личности философа во всём его учении. Такой подход приводит философию в тупик субъективизма, она теряет духовно-нравственное значение для других людей.
Например, французский персоналист Ж. Лакруа (1900-1986 г.г.) заявляет, что значит духовный опыт личности: для верующих это духовная жизнь представленная единством бога; для сторонников экзистенциализма основу составляет иррационально-волевое начало личности. Являясь идеалистом Лакруа утверждает, что марксизм рассматривает человека в плане его социальной сущности, а экзистенциализм ограничивается внутренней жизнью человека.
Философский плюрализм появляется вследствие историчности человека, всех форма его материальной и духовной деятельности. Проблема исторической обусловленности философии определяется исторической эпохой: развитием производства, уровнем духовной культуры, характером общественных отношений, состоянием науки, религии, искусства, традициями. В тоже время признавая историческую обусловленность философских учений, школ, течений не следует забывать и личностное начало - личность философа. Подчёркивая значение личностного фактора в исторической обусловленности философского творчества, следует также анализировать противоречивость историко-философского процесса. Поэтому рассмотрение философии в процессе исторического развития от одной эпохи к другой, от одной культуры к другой позволяет оценить разнообразие философских учений, школ, течений и направлений. В основе философских течений и направлений лежит философская традиция (от лат. traditia - передача, передача духовных ценностей от поколения к поколению).
3. Основные философские концепции современности: школа позитивизма, экзистенциализма, неотомизма, философии бессознательного.
Вопросы философии - вечные вопросы культуры: что человек может знать? что он должен знать? в чём смысл и предназначение его жизни? и другие вопросы. Философские идеи обобщают всемирный опыт истории, формируют мировоззренческий уровень и масштаб проблем сближения философии и религии.
«Итак, будучи единой неразделённой наукой, философия, при дифференцированном состоянии отдельных наук, становится связующим моментом, который объединяет все остальные науки в одно общее познание. Философия каждой эпохи есть мерило той ценности, которую данная эпоха приписывает науке: «и именно поэтому философия является наукой, но выходящей за пределы науки», - так писал В.Виндельбанд (1848-1915 г.г., немецкий философ и историк, основатель баденской школы неокантианства).
«Философия есть искусство познания свободе через творчество идей, противящихся мировой данности и необходимости проникать в запретную сущность мира. Поэтому философия есть творчество, а не приспособление и послушание. В философии совершается самоосвобождение творческого акта человеческого духа в его познавательной реакции на мир», - так писал Н.А.Бердяев (1874-1948 г.г., русский религиозный философ).
По мнению древних философов существует два источника из которых рождается философия: всё наше знание, считал Аристотель, обязано своим происхождением способности человека к удивлению. Чем богаче, сложнее духовный мир личности, тем сильнее развита у него эта способность, что составляет научно-теоретическую компоненту философского знания. А.Энштейн считал, что самой большой и удивительной загадкой мира является то, что он постижим разумом, познаваем. Человеческое отношение к миру есть переживание неизбежности смерти, как считал Сократ, которую и называл вдохновляющим гением философии, что роднит философию с религию и искусством. Трагизм философского сознания, особенно ярко выраженный в философии Востока.
Например, Луций Анней Сенека (ок.5 до н. эры - 65 г.г. н. э) в I веке нашей эры высказал мысль о соотношении необходимости и случайности в судьбе человека: - «Желающего судьба ведёт, а не желающего тащит». Философия чем-то напоминает искусство, говорит Ф.Шеллинг (1775-1854 г.г.) немецкий философ-идеалист.
Философы по - разному определяли периоды в истории философии: языческая, христианская, западная, восточная, мусульманская, европейская и т.д., но начиная с Г. Гегеля периоды в истории философии связывают с историческими эпохами, К. Маркс связывал периоды в истории философии с общественно-экономическими формациями и называл её «живой душой культуры». Отсюда возникли такие периоды философии: «рабовладельческий», «феодальный», «буржуазный», «социалистический».
Философия - «духовная квинтэссенция эпохи». В античной философии квинтэссенция - от лат. quinta tsstntia - пятая сущность, пятый элемент - «эфир» противополагавшийся четырём земным элементам - (воде, земле, огню, воздуху) в качестве основного элемента небесных тел, в средневековой философии - тончайший элемент, составляющий сущность вещей.
Выделяют восточную и западную философию, в свою очередь в восточной называют древнеиндийскую, древнекитайскую, современную философию Индии и Китая; в западной философии - античную, средневековую, Возрождения, Нового времени, Просвещения, современную западную философию. В философских системах выделяют философию отдельных народов: греческую, римскую, индийскую, английскую, немецкую, французскую, арабскую и прочие.
Существует периодизация истории философской мысли по школам, системам и направлениям в философии: метафизическая, механическая, идеалистическая, материалистическая, рационалистическая, иррационалистическая и т.п. Исторический масштаб развития школ и направлений охватывается обобщениями: схоластика, патристика, немецкая классическая философия, экзистенциализм и т.п. Сами школы получили названия: кантианцы, гегельянцы, марксисты, картезианская школа и т.п.
Картезианство - направление в философии ХVII - ХVIII веков, теоретически источником, которого были идеи Декарта (лат. имя Gartesius - Картезий). Картезианство характеризуется дуализмом - разделение мира на две самостоятельные субстанции: протяжённую и мыслящую. В картезианстве получили развитие две самостоятельные тенденции: материалистический монизм - Б.Спинозы и идеалистический окказионализм - А.Гейлинкса (от лат. occasionus - случай, повод, утверждающий невозможность взаимодействия души и тела).
Марксистская философия возникла в результате развития научно-теоретической мысли и была обусловлена социально-экономической и политической небходимостью. Основоположники марксизма К.Маркс, и Ф.Энгельс подвергли анализу социальную действительность на основе диалектики Гегеля и материалистического учения Фейербаха, на основе идей классической буржуазной политэкономии А.Смита и Д.Рикардо, на основе трудов социалистов-утопистов К.Сен-Симона, Ф.Фурье и французских историков времён Реформации О.Тьерри, Ф.Гизо. Являясь обобщение развития общества марксистская философия представляла собой революцию в истории человеческой мысли.
В ХIХ-ХХ веках в Западной Европе происходит распад классической формы идеализма, складывается метафизический (вульгарный- лат. vulgaris - обыкновенный, простой) материализм, отрицая специфику сознания. К.Фохт (1817-1895 г.г.) представитель вульгарного материализма отождествлял сознание с материей, отвергая диалектику. Возникновение позитивизма (субъективно-идеалистическое направление, отрицающее мировоззренческий характер философии) связано с О.Контом (1798-1857 г.г., секретарь Сен-Симона) и Г.Спенсером (1820-1903 г.г.) на идеи, которых оказали влияние агностицизм Д.Юма, кантианство, натурфилософские идеи М.Шеллинга.
Позитивизм (от лат. positivus - положительный) философское направление, основанное на принципе, что подлинное положительное знание может быть получено в результате специальных наук, философия как наука не имеет право на существование. Французский мыслитель О. Конт решительно разрывает с метафизикой в философии, считая, что наука не нуждается в философии. По мнению позитивистов синтез научного знания, за которыми можно сохранить название «философии», являются те, которые сводятся к общим выводам из естественных и общественных наук. Наука не объясняет, а лишь описывает явления.
В 70-80-х г.г. ХIХ века складывается неокантианство (гр. neos - новый + кантианство, направление идеалистической буржуазной философии). Ярким представителем этого направления был И.Кант (1724-1804 г.г.), философия которого носила двойственный характер: признавал существование вещей вне нашего сознания (вещь в себе), в тоже время считая их непознаваемыми (отрицая познаваемость субъективного мира). Неокантианство включает направления и школы ориентирующиеся на «возвращение к Канту»:
n физиологическое направление - Ф.А.Ланге,
n психологическое направление - Я. де Фриза,
n реалистическое направление - Э.Бехера,
n марбургская школа - Г.Когена,
n баденская школа - В.Виндельбанда.
В этот же период происходит становление направлений, противостоящие рациональному познанию: неогегельянство - секулятивная (лат. saecularis - мирской, светский, передача церковных земель в светское владение) философия Ф.Брэдли (1846-1924 г.г.) и Т.Грина (1836-1882 г.г.), выдвинувшиеиррационалистическое (лат. irrationalis - неразумный, бессознательный, течение в философии противоположное рационализму) толкование диалектики Г.Гегеля (1770-1831 г.г.). Иррационалистическими являются все религиозные и философские учения, куда следует отнести и панлогизм Гегеля (гр. pan - всё + logos - слово, разум, философский принцип, по которому действительность трактуется как логическое выражение идеи). Классической формой панлогизма является философская система Гегеля, согласно которому подлинная действительность есть воплощение и самосознание мирового разума, самомышление абсолютной идеи. Получили распространение направления позитивизма - махизм (субъективно-идеалистическое направление в философии, эмпириокритицизм - гр. empeiria - опыт + критицизм - критическая философия, критика опыта). Его представитель Э.Мах (1838-1916 г.г.) трактовал познание как средство биологического приспособления к среде, отстаивая принцип экономии мышления.
В начале ХХ века приобрёл значение прагматизм (гр. pragma - действие, практика, разновидность субъективного идеализма) У.Джемса (1842-1910 г.г.), который исходил из толкования истины как практической полезности, отвечающий субъективным интересам индивида. В центре его философии - личность с её переживаниями. Выдвинутая им концепция «радикального эмпиризма», согласно которой дух и материя имеют одно начало. Идеи прагматизма стали основой «реконструкции в философии»: - философия должна не размышлять о первых началах бытия и познания, чем она занималась со времён Аристотеля, а заниматься общим решением этих проблем, которые встают перед людьми в жизненных ситуациях.
Одним из основоположников современной философской антропологии стал М.Шелер (1874-1928 г.г.), поставивший в центре своего учения проблему человека и его места в мире. Это было связано с общим возрастанием интереса к проблематике человека и достижениями естественной науки. Совместно с Плеснером предлагал рассматривать человека в единстве его душевно-эмоциональной сферы, познавательных способностей, культуры, социализации. В дальнейшем эволюционировал к персоналистической метафизике пантеистического типа. В начале ХХ века влияние приобретает неореализм Дж. Э. Мура (1873-1958 г.г.), в котором развивается космологическое направление С.Александера (1859-1938 г.г.), который видел в эволюции скачкообразный (эмерджентный- англ. emergent - внезапно возникающий) процесс. Этическая концепция Мура носит индивидуалистический характер и основывается на критике «этического натурализма», рассматривающего «добро» объективное рациональное понятие.
Как противовес неореализму возникает критический реализм Д.Сантаяна (1863-1952 г.г.), который допуская независимое существование внешнего мира. В отличии от Гуссерля, Сантаяна полагает, что мир сущностей у каждого свой - индивидуален, что приводит его к выводу двух основных категорий - не подлинного и подлинного бытия.
В первой половине ХХ века влияние приобретает персонализм Э.Мунье (1905-1950 г.г.), религиозно-идеалистическое направление, признающее личность высшей духовной ценностью, а весь мир - проявлением активности «верховной персоны» - бога. В середине ХХ века появляется экзистенциализм: «атеистический» А.Камю (1913-1960 г.г.) и религиозный К,Ясперса (1883-1969 г.г.). Выдвигая на первый план проблему человека экзистенциализм рассматривает его не как природное и социальное существо, а как духовную экзестенцию - «возможность существования», реализующуюся в акте абсолютного свободного выбора.
В религиозной философии становится влиятельным течение неотомизм(гр. neos- новый + Thomas - Фома) современная доктрина католицизма, возрождающая основные принципы средневековой схоластики Фомы Аквинского, основанная на принципе «гармонии разума и веры».
Во второй половине ХХ века прагматизм, экзистенциализм, неопозитивизм, утрачивают своё влияние в современной западной философии, их заменяет философская антропология, критический рационализм, современные варианты аналигической философии. Представителями антропологической философии Х.Плеснер (1982-1985 г.г.), А.Гелен (1904-1976 г.г.) пытаются осмыслить научные знания о человеке, но не создают его целостный образ. «Вторая природа» - культура, становится у Гелена ключевым понятием в истолковании человека, а общество и его институты лишь форма, воплощающая биологическую недостаточность человека.
Опыт истории познания показывает, что современная философия опирается на совокупность добытых человечеством знаний. На основе новых знаний философия выдвинула концепцию атомизма(гр. atomos - неделимый, учение о природе, прерывистом строении материи, развитое впервые древнеиндийскими философами в VI веке до н. эры древнегреческим философом Демокритом, Эпикуром, римским философом Лукрецием, М.В. Ломоносовым, Д.И. Менделеевым. Первоначально атомизм был натурфилософской гипотезой, а с появлением химии и физики стал естественно-научным учением), положение о сохранении количества движения, принцип детерминизма, идею развития и др. Разрабатываются современные теории космологии, пространства и времени, принцип самоорганизации и т.п. В центр философского знания выдвинулись проблемы современности: угроза ядерного уничтожения человеческой цивилизации, экологические проблемы, отчуждение человека от порождённых его деятельностью социально-политических структур. Современное общество испытывает острую потребность в выработке новых подходов, мировоззренческих ориентаций, программ человеческой жизнедеятельности.