Философия киокушинкай каратэ
Другая составная часть философии каратэ - йогические медитативные практики. Первоначально предназначенные для концентрации с целью достижения состояния нирваны, на Окинаве стали использоваться для быстрого, практически мгновенного достижения состояния "му син" (пустое сознание). Боец Окинава тэ, будучи безоружным, был вынужден вести бой с противником, имеющим на теле защитные приспособления и вооруженным мечом. И не просто вооруженным - культ меча формировался у самураев практически с детства. В среднем самурай мог нанести мечом около четырех ударов в секунду. Возможность победы при таком соотношении сил лежит за пределами нормальной человеческой реакции. Практики йоги претерпели значительную трансформацию в основном во временном факторе.
Из этих трех духовных практик и возникла философская и психологическая основа каратэ - дзен. Каратэ - это постоянно развивающееся искусство парадоксов, вбирающее в себя все самое лучшее.
Физическая тренировка является одним из объяснений мощи каратэ. Но другим, не менее важным фактором, является психологическое единство и настрой. Духовные силы, упорство и преданность подчеркиваются во всех восточных боевых искусствах и в большинстве видов спорта, культивируемых в Японии. Но некоторые молодые люди сегодня настаивают на том, что им не интересны такие вещи и они хотят обучаться только приемам. Такое отношение, вероятно, получает все большее распространение, так как молодежь рассматривает умственные и духовные аспекты боевого искусства как оборонительные. Другими словами, они никогда не испытывали действия этих сил на человеческом теле. Восточный режим тренировки возбуждает конкретные системы для полного единства души и тела. Эти системы важны не только для тренировок и технических приемов, но и для повседневной жизни и морали. Они заключаются в трех аспектах: регулировании дыхания и созерцании. Они включают в себя определенные ритуалы и церемонии, которые не должны рассматриваться как простые обряды.
В восточных сказаниях далекого прошлого говорится, что духовный центр человеческого существа расположен в области живота. Когда центр разума концентрируется там же, человек находится в оптимальном психологическом состоянии. Предполагается, что для управления духом важно управление областью живота. Вот простой обыденный пример того, что это означает на практике. Когда человек хочет поднять что-то тяжелое, он напрягает брюшной пресс. Вкладывая силу в эту часть тела, он может достичь большой мощи. Эта область живота называется танден. Танден является центром тяжести тела, руки и ноги движутся вокруг него. И при идеальных условиях вся сила, производимая телом, возвращается к нему.
Сила, мощь в тандене та же, что и в брюшном прессе, которая психологически управляется силой или слабостью мышц бедер в области живота. Сила тандена или ее отсутствие проявляют себя в степени гибкости позвоночника, силы сокращения и сжатия кишечника, силы мускулов живота и ягодиц. Другими словами, чем сильнее мышцы, кости и суставы, связки в бедро в области живота, тем больше общая сила тела. Но танден не только важный физический центр, это также и психологический центр человека. И его объединенные действия возвышают восточную философию единства души и тела. В противоположность философам, которые отвергают это, восточная философия тандена настаивает на том, что само физическое существование в духе, душе и что дух, душа проявляют себя в плоти. Два - в одном.
Системы, основанные на этой философии, не признают двойственности противоречий. Человек, объединивший дух и тело, не чувствует разницы между собой и высшим миром или между духовным и физическим. Короче, тренировка духа требует тренировки тела. К сожалению, слишком много восточных философов сегодня изучают изречения Тао, Шакьямуни (исторический Будда) и Бодхидхар-мы (великого Буддийского главы, патриарха и миссионера), не уделяя внимания тренировке, которую все эти философы поддерживают. Пренебрежение двумя данными аспектами этих философий, возможно, частично сказываются на болезненности современного человека.
В качестве системы тренировки древние восточные методы достигают своего идеального воплощения в системах тренировок каратэ. Регулирование дыхания первостепенный метод для духовного и физического единства долго преподавался йогой, Тао, Дзэном и другими системами.
Сходство рассматриваемых систем заключается в совершенном брюшном дыхании, в котором: глубокий вдох, короткая задержка и медленный выдох. Все эти системы подтверждают танден.
Каратэ стало очень популярным благодаря тому, что оно представляет собой возврат к мысли о силе как о средстве защиты и пользы для человечества, а не как о средстве нападения и разрушения. Это более глубокое значение современного бума каратэ. Каратисты сообщают миру, что отказ от оружия является высшей человеческой и социальной моралью. Они говорят, что мы должны быть сильными, но не воинственными. Некоторых родителей пугает пристрастие их детей к каратэ. Но, дети знают, что они делают. Они показывают нам выход в отказе от оружия и возвращении к лучшему представлению о силе как средстве защиты. Это и есть наиболее важное значение каратэ сегодня.
У каратэ есть неоспоримые качества. Они также подтверждаются способностями каратистов разбивать кулаками бутылки, камни, доски и стопки черепицы. Но все это результат упорства и тренировки. Это открыто и не имеет ничего общего с тайнами, известными лишь посвященным в рукописи, о наличии которых заявляют некоторые школы каратэ. Но даже если такие книги существуют, они не являются практическим пособием по овладению приемами каратэ и методами тренировок, а дают лишь абстрактные объяснения его духовного влияния. Конечно, соответствующее духовное влияние весьма существенно и в этом смысле так называемые тайные рукописи могут быть полезными. Но они наверняка не объясняют истинные, мистические качества каратэ.
Истинное величие каратэ лежит в глубине, широте и необъяснимости восточных философий, стоящих за ним. За годы тренировок, поединков люди твердо убеждаются, что это так. Влияние восточной философии чувствуется в каждом приеме каратэ. Оно охватывает системы дыхания, созерцания, которые мы используем. Оно является направляющим аспектом нашей выработки психологического единства. Но самое важное это то, что восточная философия - основа нашей морали. М. Ояма многое почерпнул от Тао, Конфуция и Дзэн-буддизма, но высочайшим даром этих течений была уверенность в себе. Осознание того, что путь, по которому мы следуем, является в то же время путем великих мудрецов и философов прошлого, придает смелость и силу. Пусть путь этот долог и впереди много трудностей, но мы верим, что "Путь этот величественный и прекрасный. Он ведет к небесам. Они далеки. Но разве мы не должны приближаться к ним понемногу, день за днем?".
6. Создание «Киокушинкай каратэ» в России
Точной даты появления каратэ в России нет. Примерно в конце 70-х в начале 80-х годах открывались подпольные клубы, где велись занятия по каратэ. Подпольно потому, что по Конституции СССР заниматься каратэ было запрещено. Хотя в соседних государствах, таких как Польша и Венгрия, данный вид спорта, был очень популярен.
Первая организация Киокушинкай каратэ до в России возникла под руководством Александра Танюшкина, ученика Анджея Древняка, руководителя польской организации Киокушинкай. Под его руководством несколько лет подряд проводились всесоюзные сборы Киокушинкай каратэ.
В конце 80-х годов начались открываться легальные школы каратэ. В 90-х годах по стране «прокатился» бум каратэ. Постепенно Танюшкин превратил спорт в коммерцию. Многих инструкторов такая политика не устраивала, в частности высокие взносы. И некоторые инструктора решают работать непосредственно на прямую с Международной Организацией Каратэ. Первым кто принял это решение, был Е. Н. Исаков. К Е. Н. Исакову присоединилось большинство инструкторов. В1991 году Исаков получает бранч – контракт, который дает ему независимо от А.Танюшкина развивать «Киокушинкай каратэ» на Дальнем Востоке.
С 1991 году центр развития Киокушина в России переместился на Восток в Хабаровский регион, где под руководством Евгения Исакова начал формироваться истинный Киокушин – пришедший к нам непосредственно из Японии от инструкторов IKO (International karate organization), направляемых в Россию самим Оямой.
После смерти основателя Киокушина Масутацу Оямы в самой Японии произошло разделение IKO на два лагеря (Нишиды и Мацуи), в результате чего во всем мире руководители регионов самостоятельно приняли решение, в какой из организаций им быть.
В России появилось несколько высококлассных мастеров претендующих на лидирующее положение. И в результате внутренних разногласий среди представителей российского отделения IKO, произошло разделение Киокушина в России на сторонников Нишиды и сторонников Мацуи.
В настоящий момент в России, как и в странах СНГ, существуют четыре организации, считающие себя продолжателями традиций Киокушинкай каратэ. Это представители ИКО ветви Нишиды во главе с Шабановым Юрием, представители ИКО ветви Мацуи, не имеющие на настоящий момент одного единого лидера, представители Стива Арнейла (ИФК) во главе с Танюшиным Александром в настоящий момент не имеющие никакого отношения к истинному Киокушину, а также представители недавно созданного ИКО 3 во главе с Якуниным Сергеем изгнанным из всех предыдущих организаций за раскольническую деятельность и дискредитацию движения Киокушина и самовольное присвоение самому себе мастерских степеней.
По каждому из направлений Киокушинкай каратэ в настоящий момент проводятся свои турниры всех уровней вплоть до Чемпионатов мира.
Наиболее соответствуют духу Киокушина ветви Нишиды и Мацуи, которые до последнего дня жизни великого мастера Масутацу Оямы были вместе с ним и являются истинными продолжателями подлинных традиций Киокушинкай каратэ.
Сегодня в России существуют три основные ветви международной организации «Киокушинкай каратэ», это Западно-Российская, Центрально-Российская и Восточно-Российская организация «Киокушинкай каратэ-до». Руководители региональных отделений самостоятельно вышли на Масутатцу Ояму, оказавшего помощь и поддержку российскому, тогда еще советскому Киокушину, официально назначив Хатсуо Рояму куратором России.