Методические рекомендации для преподавателей

Методические указания по организации

Текущего, рубежного и итогового контроля

по дисциплине «Основы философии»

для специальностей:

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

(базовый и углубленный уровни подготовки);

21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ

(базовый и углубленный уровни подготовки)

08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

(базовый уровень подготовки)

15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

(базовый уровень подготовки)

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

(базовый и углубленный уровни подготовки)

18.02.09 Переработка нефти и газа

(базовый уровень подготовки)

27.02.05 Системы и средства диспетчерского управления

(базовый уровень подготовки)

Составлено в соответствии УТВЕРЖДАЮ

с требованиями федерального Зам. директора по учебной работе

государственного образовательного _________________В.В. Новиков

стандарта по дисциплине

«Основы философии»

Одобрено цикловой комиссией

общих гуманитарных и социально-

экономических дисциплин, комиссией

общеобразовательного цикла

Протокол №_1_____

от «_01__»___09________2014 г.

Председатель____________ Т.В. Кузнецова

Разработчики:

Клепикова Л.П., преподаватель высшей категории НОУ СПО «Волгоградский колледж газа и нефти» ОАО «Газпром».

Маняев А.Г., к.ф.н., преподаватель первой категории НОУ СПО «Волгоградский колледж газа и нефти» ОАО «Газпром».

Рецензенты:

Стризое А.Л.,д.ф.н., профессор кафедры философии ВолГУ;

Дьяченко Н.А., к.п.н., ведущий методист научно-методического отдела. НОУ СПО «Волгоградский колледж газа и нефти» ОАО «Газпром».

Аннотация

Методические указания по организации текущего, рубежного и итогового контроля предназначены для проверки уровня усвоения знаний по дисциплине «Основы философии» при реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), (базовый и углубленный уровень подготовки); 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) (базовый и углубленный уровень подготовки); 18.02.09 Переработка нефти и газа (базовый уровень подготовки); 27.02.05 Системы и средства диспетчерского управления (базовый уровень подготовки), 21.02.05 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ (базовый и углубленный уровень подготовки); 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям, базовый уровень подготовки), 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения (базовый уровень подготовки).

Методические указания по проведению являются элементом методического обеспечения по организации изучения учебной дисциплины «Основы философии», включают в себя методические рекомендации для обучающихся, критерии оценки, права и обязанности обучающихся, тесты различной сложности и назначения по всем темам учебной дисциплины и курсу в целом.

Тесты могут быть использованы для организации контрольных работ по отдельным темам, как задания для самостоятельного изучения темы, как опережающее задания для подготовки к семинарским занятиям, проверки остаточных знаний и т. д.

Оглавление

Аннотация. 3

Пояснительная записка. 5

Методические рекомендации для преподавателей. 7

Методические рекомендации по выполнению заданий для обучающихся. 8

Критерии оценки выполнения тестовых заданий по дисциплине «Основы философии». 9

Список используемой литературы.. 81

Пояснительная записка

Методическое пособие призвано оказать теоретическую и практическую помощь для успешного тестирования и подготовки к экзамену по курсу «Основы философии». Пособие содержит как собственно тестовые задания, так и методику тестирования, в том числе: определение тестов и их типологию, рекомендации по их решению, а также советы по процедуре тестирования. Тестовые задания сгруппированы в темы, предлагается список основной (учебники) и дополнительной литературы по дисциплине. Дидактический мониторинг в виде тестов как технология оценки качества обучения используется сейчас достаточно широко. Он создает предпосылки для системной оценки качества обучения и как результата, и как процесса. Мониторинг качества обучения позволяет: сравнивать объективные оценки уровня усвоения учебного материала и субъективные оценки преподавате­ля на экзамене; оперативно вносить изменения в организацию и содержание контроля знаний и в сам учебный процесс; выявлять студентов с низким уровнем подготовки и разрабатывать систему мер для поддержки их обучения с целью сохранения контингента.

Система контроля знаний студентов в форме мониторинга обладает существенными достоинствами. Среди них наиболее очевидны:

- обеспечение единства требований по отношению к каждому студенту;

-возможность реализации принципа гласности и наглядности резуль­татов оценки;

- стимулиро­вание качественного изучения ими теоретического материала не только в процессе промежуточного контроля, но и в течение всего учебного семе­стра и на всех видах занятий;

- стимулирование учебно-познавательной деятельности студентов с целью формирования их оценочного потенциала, влияющего на результа­ты промежуточной. аттестации.

Инструментом измерения учебных достижений студента в случае использования этого метода является правильно сконструированный дидактический тест, который соответствует не только предмету обучения, но и его задачам, а также служит реализации системного подхода к изучению учебной дисциплины.

Преподавание дисциплины связано с усвоением студентами целого ряда фундаментальных проблем и большого числа понятий. Тестовая форма самоконтроля знаний предполагает целенаправленное приобретение знаний и включающий в себя такие основные стадии, как реальный опыт участника тестирования и практика самостоятельного освоения учебного материала.

Тестовые задания – это единичный элемент теста, состоящий из инструкции, задания и эталона ответа, имеющий оценочный показатель. Инструкция к тесту содержит указания, каким образом необходимо выполнять задания. Текст задания представляет собой содержательное наполнение и включает введение (информация, предшествующая вопросу), само задание и стимулирующий материал (рисунки, схемы, таблицы графики, фото). Правильный ответ – это эталон ответа, с которым будет сравниваться ответ тестируемого.

По форме все известные в теории и практике тестовые задания можно разделить на четыре основные группы.

Первую форму образуют задания с выбором одного или нескольких правильных ответов. Если в заданиях даются готовые ответы на выбор (обычно один правильный, остальные неправленые), то такие задания лучше называть заданиями с выбором одного правильного ответа, или тестовыми заданиями закрытого типа. Предложение нескольких альтернативных вариантов ответа позволяют студентам самостоятельно разобраться в том или ином вопросе, а также сформировать целостное представление основных проблем.

В практике также встречаются задания с выбором нескольких правильных ответов, по содержанию они труднее, чем задания с выбором одного правильного ответа. Они относятся к заданиям множественного выбора.

Вторую форму образуют задания, в которых правильный ответ надо дописать: обычно это слово, словосочетание, предложение. Это тесты открытого типа.

Третью форму образуют задания, состоящие из элементов двух столбцов, которые представляют собой задания на восстановление соответствия.

Четвертую форму представляют задания процессуального или алгоритмического цикла. Испытуемый ставит цифры рангов в прямоугольниках, стоящих слева перед каждым элементом задания. Это так называемые задания на восстановление последовательности.

Следует обратить внимание, что тест ориентирован на формирование уровня интеллекта – задания имеют разную степень сложности. Результаты тестирования могут выражаться тестовым баллом, качественной характеристикой. В последнем случае принимается во внимание не только количество решений заданий, но и характер ошибок. Тестовая форма самоконтроля предполагает коррекцию уже сложившегося, наличного потенциала знаний.

В тестах предполагается несколько дидактических единиц – усвоение материала по темам.

Методические рекомендации для преподавателей

Тесты используются на различных этапах учебного процесса: при проведении занятий разных типов и форм, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения.

Применение тестов учебной деятельности выполняет диагностическую, обучающую, воспитывающую, мотивирующую, развивающую, контролиру­ющую и закрепляющую функции:

- диагностическая функция - это выявление пробелов в подготовке учащихся и принятие управленческих решений по совершенствованию учебного процесса.

- обучающая функция делает воз­можным получение знаний в ходе анализа ответа или самоконтроля и самоанализа учащихся.

- воспитывающая функция подразу­мевает, что в процессе решения тес­тового задания происходит становле­ние таких качеств личности, как инте­рес к знаниям, умение систематически работать, активность, чувство собственного достоинства.

- мотивирующая функция стимули­рует изучение предмета не ради оцен­ки, а с целью понимания.

- развивающая функция включает в себя использование нестандартных заданий, которые приводят к разви­тию памяти, мышления, умения при­менять знания на практике.

- контролирующая функция — это пошаговый контроль над ходом мыш­ления при решении задач, получение оперативной информации о степени усвоения материала.

- закрепляющая функция направле­на на совершенствование, углубление и упрочнение усвоения учащимися изученного учебного материала.

С помощью тестов могут осуществляться все виды контроля:

- входной - необходим для определения исходного уровня подготовленности абитуриента;

- текущий - непрерывно осуществляемый контроль уровня усвоения знаний и умений обучающихся на практических занятиях;

- рубежный - контроль знаний по завершению изучения определенных тем или разделов;

- итоговый - зачетный или экзаменационный тест в конце курса по всем пройденным темам;

- отсроченный - контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения курса.

По результатам тестирования трудно определить, является ли учащиеся глубоко осведомленным профессионалом, или же он - всего-навсего человек с феноменальной памятью, не умеющий применить накопленные знания при решении практических задач. Поэтому результаты тестирования не могут служить показателем работы данного студента, преподавателя, образовательного учреждения в целом. Тем не менее, его итоги учитываются при аттестации.

Поэтому, чтобы получить высокие результаты в тестировании, необходимо приобрести опыт выполнения этой процедуры, т.е. тест должен многократно использоваться в текущем, рубежном и итоговом контроле.

При подготовке к компьютерному тестированию каждому студенту для прохождения тестирования по каждой дисциплине выдается отдельный логин и пароль;

- полученные для тестирования логины и пароли можно использовать только один раз;

- сеанс тестирования отдельного студента считается завершённым только после нажатия кнопки «Завершить тестирование»;

- по истечению времени, отведённого на прохождение теста, сеанс тестирования завершается автоматически;

- в случае внештатного прерывания сеанса тестирования (перезагрузка компьютера, сбои в работе сети, отключение электроэнергии и т.п.) студент может продолжить тестирование, повторно введя свой логин и пароль.

Методические рекомендации по выполнению
заданий для обучающихся

- Во-первых, любое тестовое задание должно быть четко осознано и однозначно понято. Поэтому, ознакомившись с письменной инструкцией к тесту, следует уточнить не понятные детали у проверяющего преподавателя. Помните, лучше потратить время на прояснение непонятного и переспросить, чем переделывать неудовлетворительно выполненную работу.

- Во-вторых, еще до начала работы над заданием следует прояснить, за какой процент правильных (неправильных) ответов могут быть выставлены «5», «4» или «3».

- В-третьих, перед началом тестирования следует четко представлять себе, какое время отводится для процедуры тестового контроля. Чистое время (без проведения инструктажа) должно быть сообщено заранее. Кроме того, в ходе работы учащихся не рекомендуется прерывать, торопить, отвлекать от работы.

- В-четвертых, у студентов есть право выполнять тестовые задания в любой последовательности, возвращаясь к пропущенным вопросам неоднократно и по своему желанию.

- В-пятых, получив в руки листы с заданиями тестов, просмотрите все типы заданий и уточните те детали, которые остались для вас непонятными. Например, нужно ли вам «поставить птички», обвести кружочки, выписать номера на листок ответа, зачеркнуть нужные клетки и т.п.

- В-шестых, старайтесь выполнять работу без помарок, т.к. все сомнения в написании вариантов ответов могут быть истолкованы не в вашу пользу. Лучше просто зачеркнуть неверный ответ, а рядом написать тот, что вы считаете правильным или предупредить преподавателя (при сдаче работы на проверку), что вы допустили ошибку и как следует учитывать ваш ответ.

Чтобы выбрать правильную стратегию при тестировании студенту важно представлять себе, как будут оценивать правильные и неправильные ответы.

И, наконец, следует уточнить заранее, как результаты могут сказаться на итоговой аттестации, будет ли возможность переписать данный тест. Тестовая форма контроля не абсолютная, она сочетается с другими контрольно-проверочными формами. Поэтому неудачно написанный тест не освобождает вас от необходимости готовиться к устному зачету или экзамену.

Критерии оценки выполнения тестовых заданий по дисциплине
«Основы философии»

В тестовых опросах (заданиях) каждый балл в пятибалльной системе равен 20 процентам:

100 – 80% объема учебного материал, воспроизведенного правильно – 5 баллов;

80 – 60% объема – 4 балла;

60 – 40% объема – 3 балла;

40 – 20 % объема – 2 балла;

Сомнения могут интерпретироваться в пользу студента. Поэтому 20% - это 2 балла; 40% - это 3 балла; 60% - это 4 балла; 80% - это 5 баллов.

Обучающийся в зависимости от индивидуальных способностей и собственных притязаний может выбрать задания по степени сложности и объему.

Наши рекомендации