Предметная область истории науки и философии науки
Философия – теоретический тип знания, комплекс мировоззренческих учений, в рамках которых исследуются фундаментальные основания бытия, принципы его познания и основные ценности, которыми руководствуется человек в собственной деятельности.
На сегодняшний день все многообразие определений науки существуют в трех основных рамках ее изучения:
· наука как форма знания
· наука как вид деятельности
· наука как социальный институт.
Наука – совокупность знаний, полученных в результате духовной деятельности, направленной на достижение объективного знания с целью его практического использования.
Философия науки, как часть философского знания, сохраняет те специфические черты, которые присущи философии, как таковой.
Философия науки представляет собой рефлексию мышления по отношению к бытию науки. (Как возможно существование науки?)
Размышляя о взаимосвязи философии науки и истории науки, мы сталкиваемся с проблемой происхождения науки и проблемой её периодизации. В настоящее время в сообществе науковедов и философов науки отсутствует единое понимание происхождения науки. Нет единых принципов и критериев её периодизации.
Одни авторы полагают, что наука возникла в доисторические времена вместе с появлением у древних людей самых первых, простейших знаний о мире и формированием более или менее продуманных навыков приспособления к окружающей природе. Другие авторы считают временем рождения науки античность, а критерием становления науки как таковой – переход к «теоретизации» знаний, в отличие от «рецептурности» знаний, предшествующих цивилизации, при этом, разные авторы суть «теоретизации» и факт рождения науки связывают с интеллектуальными достижениями в той или иной области знания: у одних (Гуссерль) – это формулирование Платоном учения об «идеях», у других (Кассирер) – построение физической теории Аристотелем, у третьих (Поппер) – достижения космологии и логики и т.д. С третьей точки зрения на возникновение науки, оно относится к позднему Средневековью (XII-XIV вв.). Аргументом в этом случае называют распространение эксперимента в естествознании. Согласно четвёртой точке зрения, наука в собственном смысле этого слова зародилась в Европе в XVI-XVII вв. в период, называемый «великой научной революцией». В этот период такие учёные, как Коперник, Кеплер, Галилей, Декарт, Ньютон, стали систематически применять научный подход, для которого характерно специфическое соотношение между теорией и опытом.
Не бросаясь в крайности, представляет разумным рассматривать формирование науки как долгий исторический процесс, который начался в глубокой древности и завершился к XVI-XVII вв. В течении всего этого промежутка времени науки в её современном понимании не было. И только с XVI-XVII вв. началось существование науки – такой, как мы её понимаем сейчас.
В истории науки можно выделить четыре основных периода:
1. С первой тысячи лет до н.э. до XVI в. Период преднауки, в течении которого наряду с передававшимися от поколения к поколению обыденными практическими знаниями стали появляться первые философские представления о природе, называемые «натурфилософскими учениями». Это были довольно бедные представления, но внутри натурфилософии формировались зачатки научных знаний. С накоплением сведений, навыков, приемов и методов, используемых для решения астрономических, математических, медицинских, географических и других проблем, в философии образуются соответствующие разделы, которые затем постепенно обособляются в отдельные науки: астрономию, математику, медицину, географию и т. д. Это, своего рода, «эмбриональный» период развития науки, который предшествует её рождению в качестве особого социального института и особой области, и стороны культуры.
2. XVI – XVII вв. Это период великой научной революции. Она начинается с исследований Коперника и Галилея и завершается фундаментальными физическими и математическими трудами Ньютона и Лейбница. В этот период были заложены основы современного естествознания. Появляются стандарты и идеалы построения научного знания. Они связываются с формулированием законов природы в строгой математической форме и с проверкой теории посредством опыта. Начинает культивироваться критическое отношение к религиозным и натурфилософским догмам, недоступным обоснованию и проверке посредством опыта. Развивается методология науки. Наука оформляется, как особая самостоятельная область общественной деятельности. Появляются учёные-профессионалы, развивается система университетского образования для их подготовки. В XVII в. создаются первые научные академии. Возникает научное сообщество с присущими ему специфическими формами и правилами деятельности, общения, обмена информацией.
3. XVII – XIX вв. Этот период соответствует классической науке. В это время образуется множество различных самостоятельных научных дисциплин, в которых накапливается и систематизируется огромный фактический материал. Строятся фундаментальные теории в математике, в различных областях естествознания, связанных с исследованиями в области неживой и живой природы; в областях гуманитарных наук начинает распространяться экспериментальный метод; возникают технические науки и начинают играть всё более заметную роль в материальном производстве. Возрастает социальная роль науки, и её развитие становится важным фактором общественного прогресса. Существенно возрастает число людей, занятых научной деятельностью, которая оплачивается. Социальный институт науки обретает отчётливые черты (профессиональное образование, лаборатории, научные периодические издания). Существенно возрастает роль науки в культуре.
4. XX век и начало XXI столетия называют постклассической наукой. Этот период начался научной революцией, и наука стала существенно отличаться от классической науки. В различных областях научного знания были совершены величайшие открытия. В математике в результате критического анализа теорий множеств и оснований математики возникает ряд новых дисциплин, а также появляется метаматематика, представляющая собой глубокую рефлексию математической мысли над самой собой. Гедель даёт строгое доказательство того, что непротиворечивость достаточно сильной теории не может быть доказана внутри неё самой. В физике создаётся теория относительности и квантовая механика – теории, заставившие пересмотреть сами основания физической науки. В биологии развивается генетика. Появляются новые фундаментальные теории в нейрофизиологии, психологии, медицине, лингвистике и других гуманитарных науках. Бурно развивается экономическая наука. В технических науках создаются кибернетика и теория информации. Меняется вся система научного знания.
Философия науки может пониматься как направление и как дисциплина
Философия науки, как направление, формируется в середине 19 в, когда возникает ряд оригинальных концепций, предлагающих модели развития науки и эпистемологии (эпистема – обоснование знания).
С 17 века наука имеет мировоззренческую функцию, с середины 19 века добавляется производственная функция, с 30 годов 20 века – социальная функция (теории управления).
Когда наука приобретает социальную функцию, т.е. начинает воздействовать на выбор путей общественного развития, возникает «научная дисциплина», как ответ на потребность осмыслить указанную функцию. (Дж. Бернал «Социальная функция науки» -1931).
Возникновения философии науки связано с усилением и усложнением роли науки в жизни общества.
Философия науки исследует следующие проблемы:
1. Что есть наука, как таковая, в чём её сущность?
2. Какова структура и форма научного знания?
3. Какова структура и форма научной деятельности?
4. Каковы критерии научного знания (проблема демаркации)?
5. Какова логика развития научного знания?
6. Каковы модели развития научного знания?
Это является ключевыми проблемами философии науки.
Предметная область философии науки, это общие закономерности и тенденции научного познания, как особой деятельности по производству истинного и объективного знания, взятой в её развитии и рассматриваемой в исторически изменяющемся контексте.
Философско-научные концепции опираются на историко-научный материал своего времени: одно представление о науке – в размышлениях Бэкона, другое – в размышлениях Конта, третье – в мыслях Гуссерля, Карнапа, Поппера, Куна и т.д. Для философии науки история науки по роли и значению подобна тому, чем в любом научном исследовании для теоретического уровня является уровень эмпирический.
Для философии науки, как и для философии вообще, характерной особенностью является осмысление ценностных оснований деятельности. В таком аспекте возникают вопросы: «Как возможны науки или научные дисциплины?», «Каковы исходные предпосылки исследуемой деятельности?», «Как можно оценить результаты и последствия такой деятельности?»
История науки – это наука. История философии науки – это не наука (с) Чернова.
Истории науки вообще не существует, существует конкретные направления исследования. История науки исследует конкретные факты, свидетельствующие об осуществлении научной деятельности и получении научных знаний. История науки описывает и анализирует функционирование субъектов науки и научного знания в культуре конкретных исторических периодов.
Философия оценивает науку (с) Чернова
Для философии науки история науки представляет собой «эмпирический материал», вспомогательную информацию. (Уже было выше, но словами Черновой)
Итак, единство истории и философии науки заключается в том, что и то и другое изучает феномен науки, различие в том, что история рассматривает конкретные факты научной деятельности в какой-либо области знания, философия науки рассматривает общие тенденции и закономерности науки и (!) для подтверждения своих теорий обращается к истории науки.