Латинская патристика

Последним латинским великим отцом церкви был папа Григорий Великий (ок. 540-604). Он родился в Риме в знатной состоятельной семье и получил блестящее образование. Поначалу (подобно Амвросию и Августину, которых Григорий глубоко почитал) он избрал светскую карьеру и в 573 г. занял должность префекта Рима. Затем, однако, он удалился в монастырь, а в 590 г. был избран папой.

Высочайшее уважение, которым Григорий пользуется в католической церкви, объясняется не столько его теологическими достижениями, сколько пастырской и организаторской деятельностью. Но несомненно, что в лице Григория латинская патристика обрела талантливого писателя, много сделавшего для утверждения тех форм, в которых латинская христианская культура была воспринята средневековьем. К основным сочинениям Григория принадлежат: «Диалоги» (истории о чудесах итальянских монахов, изложенные в диалогической форме), «Нравственные толкования на книгу Иова», комментарии на книгу Иезекииля и Новый Завет. Значительную часть наследия Григория Великого составляет обширная переписка. Кроме того, ему принадлежит устав жизни духовенства, имевший большое значение для всей последующей истории церкви.

Прочие латинские авторы этого периода обычно рассматриваются в рамках истории средневековой философии. Объективно они являются посредниками между зрелой патристикой и схоластикой. Все они находятся под влиянием неоплатонизма, но у многих заметно уже влияние Аристотеля. Комментаторские интересы сближают их с греческими авторами того же периода. Из авторов конца V — начала VI вв. наиболее важны Марциан Капелла, Клавдиан Мамерт, Боэций. Далее следует упомянуть Кассиодора (ум. ок. 562), Мартина из Бракары (ум. 580), ученого энциклопедиста Исидора Севильского (ум. 636) и, наконец, Беду Достопочтенного (ум. 735).

Литература:
Столяров А.А. Латинская патристика./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.:Греко-латинский кабинет, 1995 - с.279-280

Наши рекомендации