Практическое занятие № 20
Практическое занятие № 18.
Раздел 5. Середина XIX века.
Тема 3.Драматургия середины XIX века
Вопросы:
1. Создание репертуара национального театра.
2. Ранние пьесы Островского.
3. Место «Грозы» в творчестве драматурга.
4. Группы персонажей пьесы.
5. Отношение героев "нового поколения" к "темному царству": Кулигин; Варвара и Кудряш; Тихон и Борис.
6. Образ Катерины. Символика 8 явл. 1 действ. Кабанова и Катерина: отношение к обрядам и традициям. Сходство и отличие характеров. Трагедийное начало в пьесе. Тема протеста.
7. Финал как еще одна характеристика героев.
8.Пьеса «Лес» в контексте позднего творчества Островского.
1. «Картины прошлого» Сухово-Кобылина.
Методические указания:1. Прочитать и принести тексты пьес Островского: «Гроза» и «Лес». 2. Подготовить сценкидляпредставления в группе:
1. «Банкрут, или Свои люди – сочтемся»: действие 1, явление 1; действие 3, явление 5 (до ремарки «молчание»; действие 4, явление 5 (после ремарки «Тишка входит».
2. «Бедность не порок» – явление 1 и 15.
3. На основе статей Н. Добролюбова и Д. Писарева. На 10 минут подготовить полемический спор двух участников. Прочитать статьи. Одному участнику встать на точку зрения Добролюбова, другому – Писарева. Выбрать цитаты из статей для полемики, отражающей разные оценки критиками пьесы Островского «Гроза».
Литература:
1. Добролюбов Н.А. Темное царство. Луч света в темном царстве.
2. Писарев Д.И. Мотивы русской драмы (конспект).
3. Драма А.Н. Островского "Гроза" в русской критике. Л., 1990.
4. Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972.
5. Ревякин А. И. "Гроза" А. Н. Островского. М., 1962.
6. Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. М.; Л.,1961.
7. Штейн А. Три шедевра А. Н. Островского. М., 1967.
8. Анастасьев А. Н. "Гроза" А. Н. Островского. М., 1975.
11. Журавлева А.И. "Гроза" А. Н. Островского // Анализ драматического произведения: межвузовск. сб. Л., 1988. С.196-212.
Практическое занятие № 19.
Раздел 5. Середина XIX века.
Тема 4. Новый тип романа: «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Вопросы:
1. "Благонамеренные речи'1' и "Господа Головлевы": творческая история романа. Жанр семейной хроники и его особенности в произведении
Салтыкова-Щедрина.
2. Тема "дворянского гнезда" в романе. Роман в контексте литературы второй половины XIX века.
3. Композиция романа. Смена трех поколений Головлевых как композиционный прием.
4. Арина Петровна Головлева. Ее философия. "Прозрения" Головлевой. Жизненный путь и его итоги. Тема "проклятия".
5. Порфирий Головлев. Предсказание и его реализация. Сатирический
психологизм Салтыкова-Щедрина. Проявление "одичалой совести" в
Иудушке. Финал его жизни.
6 Судьбы Головлевых и "головлят" в процессе вырождения головлевского рода. Итоги.
7. Социально-бытовой фон романа. Образы дворовых людей.
8. "Господа Головлевы" как социально-психологический роман нового типа.
Жанровое своеобразие.
9. "Господа Головлевы" и "Пошехонская старина".
Методические указания:1.. Прочитать и принести текст романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». 2. Подготовить на 7-10 минут сообщения по 1 и 9 вопросам плана, используя дополнительную литературу и учебники.
Литература:
1. Покусаев Е. "Господа Головлевы" М.Е. Салтыкова-Щедрина. М.,1975.
2. Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин. Л., 1970.
3. Прозоров В.В. М.Е. Салтыков-Щедрин. М., 1988. Гл. 3.
Практическое занятие № 20.
Р аздел 6. Конец XIX века.
Тема 1.Раннее творчество Ф. М. Достоевского.
1. «Бедные люди». Признаки «натуральной школы». «Сентиментальный натурализм» как метод раннего Достоевского.
2. Образ «мечтателя» в «Белых ночах».
3. Фантастические и социальные произведения Достоевского: «Хозяйка», «Господин Прохарчин», «Двойник».
4. «Бедные люди» и «Униженные и оскорбленные»: проблема возвращения в литературу. 9. «Записки из подполья». Образ «подпольного человека».
Методические указания:1.. Всем прочитать и принести на занятие текст романа «Бедные люди». 2. Другие тексты, указанные в плане, распределить внутри группы. Только прочитать. Кто выберет для чтения «Записки из подполья», попытаться разобраться, кто такой «подпольный человек».
Литература:
1. Добролюбов Н.А. Забитые люди. Любое издание.
2. Долинина Н.Г. Предисловие к Достоевскому. Л., 1980.
3. Кирпотин В.Я. Достоевский в 60-е годы. М., 1966. ч. 2, гл. 1.
4. Михайловский Н.К. Жестокий талант. Любое издание.