Взаимосвязь языка и культуры
Язык - наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления объективного духа. Общество нуждается в синхронном общении как средстве согласования деятельности индивидов и как средстве передачи информации. Язык - неотъемлемая часть культуры, это знаковая система служащая средством чел. общения и управлением его поведением.
Биологической предпосылкой возникновения чел. языка явились звуковые формы сигнализации предшественников человека. В процессе своей эволюции, первобытные люди от элементарных звуков переходили к более сложным звуковым образованиям. Первыми формами языка явился крик. Чел. трудился над совершенствованием этого примитивного средства общения, стремясь придать крику некую форму. При этом крик распадался на составные части, - так появился звуковой ряд. Звуки обособлялись от крика, срастаясь в звуковые образования, превращаясь в основы слов.
Особенность языка состоит в том, что он не передается следующему поколению с помощью биологического кода. Язык в системе знаков - средство трансляции необходимой обществу информации.
В языке задаются и отражаются требования коллективного общения, в этом смысле он является общественным явлением. Язык является продуктом общества. Он не может быть придуман, он возникает и развивается параллельно с социальностью в пределах человеческого коллектива. Язык также древен как и сознание, "Язык есть непосредственная действительность мысли" (К. Маркс.)
Аксиомой является фраза 'Кто ясно мыслит, тот ясно излагает". Язык выступает в качестве связующего звена между действием и сознанием.
Различные условия жизни человека, (природные и социально-экономические) отражаются в языке и формируют такую его особенность, как избирательность. Это специфика в названиях предметов или отсутствие названий. Например, у народов живущих в глубине континентов, без выхода к морю, нет лексики связанной с мореходством. История всякого языка отражает социальную историю его народа. Корневые слова языка показывают, какие предметы были самыми важными для народа в период формирования языка. Словарный состав языка показывает, о чем думает народ, а синтаксис - как думает. Язык наиболее точно характеризует народ, т.к. является объективным духом.
Взаимосвязь языка и мышления является предметом исследования в различных философских школах. В.Гумбольд явился основателем теории, в основе которой лежит мнение, согласно которому язык является определяющим по отношению к мышлению. Эта теория не выдерживает критики т.к. отрицает общечеловеческий характер мышления (единый для всего человечества понятийно-логический строй). История говорит об общности понятийного аппарата мышления у всех народов, несмотря на различия в языках.
В языке фил. К.Бюлер выделил три функции: выражения (обнаружения), воздействия (с помощью сообщения, призыва и др.), отнесенности к вещи (называние, ориентирование, изображение). Говоря, человек что-то выражает, воздействуя при этом на слушающего, и вторгается в сферу его свободы,- таким образом осуществляется "действие". В процессе общения передаются информация, нормы, идеалы, выражается оценка, обращение.
Неопозитивизм признает язык единственной данной человеку реальностью и основным предметом философии. Все проблемы возникают в результате непонимания или неправильного употребления языка. Решение этих проблем лежит в правильном описании языковых структур.
Язык и мышление, образуя диалектически противоречивое единство, обусловливают друг друга. Мысли человека существуют только в форме слов и суждений - таково мнение вербалистов. Однако словесное мышление - лишь один из его видов, этот ряд продолжает визуальное и ассоциативное мышление. Современные исследования проблемы соотношения мышления и языка закрепляют определяющую роль за мышлением.