Представители поздней европейской схоластики о познании
Это схоластика ХIV — ХV веков, периода разложения больших философских и теологических систем. На нее оказало влияние усиление интереса в обществе к научным (конкретным) исследованиям, включая гуманитарную область (экономические науки). Давало себя знать усиление светских начал в духовной и культурной жизни Европы. Изменения в схоластике связаны также с появлением, наряду со старыми, новых университетов (в Праге, Кракове, Вене, Гейдельберге, Кельне, Эрфурте, Лейпциге, др.).
Внутри схоластики появляется критика схоластики. Усиливается борьба школ выступающих за модернизацию, либо за сохранение традиционной схоластики.
Иоанн Дунс Скот
Иоанн Дунс Скот (1266 — 1308 гг.) — мыслитель, философ, основной противник Ф. Аквинского этого периода. В 23 года стал профессором теологии, сначала в Оксфорде, потом в Париже. Был прозван "тончайшим доктором".
Главный труд Дунса Скота — комментариик "Книгам сентенций" Петра Ломбардского. Он написал также "Комментарии к Аристотелю".
Дунс Скот пришел к выводу о несовместимости аристотелевской философии и теологии. Он критиковал тех, кто слишком тесно связывал теологию и философию.
Дунс принимал понятийный реализм Ф. Аквинского, но более высоко ценил индивидуальное. Говорил, что именно индивидуальное является совершенной и истинной целью природы, ее последней реальностью.
Скот считал, что воля следует за разумом. Разум определяет, что воля должна делать как наилучшее. Воля находится в распоряжении разума. Мышление активно.
Дунс Скот не опровергает то, что хотели доказать другие схоласты. Он согласен с основными принципами веры. Но Дунс критиковал способ рассуждений и метод многих схоластов. Например, он считал, что задачей философии являются не размышления о мире, а исследование воззрений представителей других наук, исследование способов рассуждений (рефлексии) о мире. Т. е. предметом философии в его понимании должны быть формы, методы и возможности мышления сами по себе. Перенос акцента на метод философии готовил изменения и в самом видении мира.
Экхарт
Иоганн Экхарт, или Мастер (Мейстер) Экхарт (ок. 1260 — 1327 гг.) —представитель позднесхоластической мистики. Занимал высокие церковные должности. В конце жизни был обвинен в заблуждениях: 28 его тезисов были осуждены. Позднее все его труды были осуждены как еретические.
Произведения Экхарта имели вид проповедей, в которых выражалось интенсивное религиозное переживание Экхарта. Экхарт обращается не к миру или природе, а к богу и душе. Его учение о боге — негативная теология. Бога, как полностью трансцендентного, Экхарт именовал божеством. Божество порождает троичного, триединого бога. Таким образом, божество вступает в отношение "субъект-объект". Субъект — это бог-отец. Объект — сын божий.
Экхарт исходит из мистического понимания единства бога и человеческой души. Душа человека тоже триедина. Она располагает тремя низшими душевными силами (эмпирическое познание, возбудимость, желание) и тремя высшими — памятью, разумом, волей, которым соответствуют вера, любовь, надежда. Над всеми этими душевными силами стоит "высший разум", "свет духа" в виде божественной "искорки".
Спасение и блаженство человека Экхарт видит в созерцающем познании бога. Такое мистическое познание достижимо уже в этой жизни. Подобный мистицизм отвечал на возрастание требований чувственной жизни, которые не удовлетворялись интеллектуальным схоластическим объяснением жизни человека.
Уильям Оккам
Уильям Оккам (ок. 1290 — 1349/50 гг.) — наиболее последовательный представитель номинализма в поздней схоластике. Его считают последним представителем схоластики. Был прозван "непобедимым доктором". Приютившему его королю Людовику Баварскому Оккам сказал: "… защищай меня мечом, а я тебя пером". Папа отлучил Оккама от церкви. Воззрения Оккама было запрещено преподавать и даже цитировать.
Трактаты Оккама посвящены в основном логике. Он также много комментировал, в частности "Физику" Аристотеля.
Подход Оккама характеризовался антисистематичностью, антидогматичностью, антирационалистичностью, антиреалистичностью. Оккам был последовательным сторонником номинализма. Он фактически привел номинализм к победе над реализмом. Для него единичное как таковое, и только оно, является реальным. А общее — это то, что должно быть объяснено, что и было основным предметом исследований Оккама.
Логику Оккам определял как науку о знаках. Общие понятия — тоже знаки, они суть копии единичных реальных вещей. Идеи в боге — это лишь знание бога о единичных вещах. По Оккаму, существует не "множество", а много вещей. Познание основывается на подобии предметов и знаков, которые их обозначают.
Всю теологию, а не только мистерии, необходимо исключить из области объяснения на основе разума. Догматы, по Оккаму, стоят вне разума. Более того, они стоят против разума. Оккам допускает доказательства бытия бога на основе опыта. Но такие доказательства у него не имеют статуса необходимости, лишены убедительности. Разум может обосновать только вероятное существование бога.
Основа человеческого знания — единичный опыт, который ничего не говорит о существовании бога. Естественное знание о боге невозможно. Теология как наука, поэтому, невозможна, в ней не может быть точных доказательств. Оккам соглашался с Дунсом Скотом в том, что, то, что истинно для теолога, для философа может быть ложным.
Оккам разрывает связь теологии и философии, веры и науки. Эти области у него становятся самостоятельными. Их связывает только принцип двух истин (двойственная истина). Но он защищает веру, что противоречит его собственному подходу.
Николай из Отрекура
Николай из Отрекура — номиналист, учение которого в 1346 г. было осуждено папским судом. Он считал абсолютно ясным принципом лишь закон противоположностей.
Николай отвергал принцип причинности, говорил, что из опыта можно знать лишь о последовательности фактов и вещей. Провозглашал агностицизм в вопросе существования внешнего мира.
Он сомневался в существовании сущности, т. к. опыт говорит только о существовании различных явлений. Подходил к радикальному феноменологизму.