Глава 17. наука как социальный институт
Социальные институты – это исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни. Институты возникают в ходе развития человеческого общества, и их возникновение связано с объективными потребностями социума в регулировании общественно значимых сфер деятельности и социальных отношений.
К числу общих признаков социальных институтов относятся:
-выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;
-определенная (более или менее формализованная) организация;
-наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института;
-наличие социально значимых функций института.
Социальные институты чрезвычайно многообразны. В зависимости от выполняемых функций можно разделить социальные институты на следующие группы:
— экономические;
— политические;
— воспитательные и культурные, включая науку;
— социальные институты в узком смысле слова (добровольные общества, клубы, товарищеские объединения и т. п.).
Каждый институт должен быть проанализирован с точки зрения его внутренней структуры и основных функций. В зависимости от группы, к которой относится данный институт, он должен обладать рядом более или менее оформленных элементов. К ним следует отнести прежде всего цель, внутренние, структурные подразделения или составные части. Далее необходимо выделить основной круг функций, направленных на достижение соответствующей цели, специфические средства (они могут быть материальными, символическими или идеальными), систему контроля, управления, набор санкций и поощрений в отношении отдельных членов института.
Любые социальные институты представляют собой открытые системы, которые постоянно оказывают влияние на окружающую среду и в то же самое время находятся под непрерывным воздействием с ее стороны.
Этот общий анализ понятия «социальный институт» был необходим, чтобы подойти к анализу науки как одного из таких институтов.
Прежде всего необходимо отметить его существенные органические элементы: научные идеи, гипотезы, факты, и их носителей – кадры ученых, и средства опредмечивания или материализации научных идей – книги, карты, графики, чертежи, таблицы и т. п. Сюда же относятся различные методики, т. е. способы и приемы конкретного исследования и соответствующие материальные средства наблюдения, эксперимента и фиксации полученных данных. Наконец, совокупность методов, методология, т. е. философско-мировоззренческая база научных идей.
Наука так же, как любой другой социальный институт, обладает своей особой целью, связанной с выработкой социально значимых ценностей. Такой специфической целью является познание законов объективной действительности для удовлетворения общественной практики. Цель науки непрерывно связана с кругом функций, направленных на обеспечение достижения целей.
Наука обладает специфическими средствами и учреждениями. Учреждениями науки выступают академии наук, научно-исследовательские институты и лаборатории, научные общества, высшие учебные заведения, информационные центры, издательства, библиотеки, музеи, органы координации и планирования научных исследований.
К материальным средствам относятся техника, здания, вычислительные центры, экспериментальные заводы и испытательные полигоны. К символическим – научная терминология, системы мер, научная символика, различные формы «технического языка». Логика и методология научного познания являются идеальными средствами науки.
Наконец, в науке исторически вырабатываются различные средства и способы контроля, оценки, санкции и система поощрений (ученые звания, защита авторских прав, борьба с плагиатом и т. п.).
История науки как социального института совпадает с историей самой науки.