Философия истории Г.В.Ф.Гегеля
Прогресс во всемирной истории осуществляется всегда каким-либо одним народом, дух которого является
носителем Мирового Духа на данном этапе развития (в этой связи Гегель говорит о народном духе).
Другие народы или изжили себя, или еще не дошли до необходимой стадии развития, поэтому они
играют подчиненную роль. Цель мировой истории - познание Мировым Разумом себя. Мировой
Разум воплощается на том или ином этапе в культуре того или иного народа - становится его народным духом.
Осуществление этой цели означает начало упадка: познавая себя народ видит свою конечность, ограниченность
и открывает дорогу другим, более высоким принципам. "Зрелость народа превращается в старость, но,
созданные им плоды не пропадают - дают семена другого народа, которому время зреть" [ссылка утрачена].
Т.о. каждый народ - определенное звено в цепи развития Мирового Разума, двигающегося к осуществлению
своей цели. Критерий общественного прогресса - прогресс в сознании свободы. Человечество, развиваясь,
постепенно приходит ко все более глубокому пониманию свободы.
Антропологический философия Фейербаха.
Последним великим представ классической немецкой философии был Л. Фейербах (1804 — 1872).
Осуждая идеалистической толкование мышления как внеприродной и сверхчеловеческой сущности,
Фейербах приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению есть вопрос о
сущности человека, ибо мыслит лишь человек.
Следов фил., поскольку она реш вопрос об отнош мышл к бытию, должна быть антропологией, т. е.
учением о чел, в существовании, в деят которого этот вопрос находит свое фактическое, реальное решение.
Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биол, физиолог.
деятельности. Ф. Антропология Ф указыв на его стремление разработать матер сист взглядов. Существенным
содержанием и назнач. антрополог. принципа является по Ф. научное истолкование общественного сознания, в
кот он видит отражение сущности чел. Эта сущность по Ф прежде всего чувственная жизнь ума и сердца,
многообразие пережив индивида. Речь идет следов о том, чтобы рассматривать разл формы общ сознания (и религию)
с точки зрения закл. в ней жизненного содержания.
Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом.
В чел и благодаря ему прир ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна. Возникновение и
уничтожение относятся тоько к отдельным явлениям. Прир бесконечна в пространстве. Ф. отстаивает положение
о неразрывной связи материи и движения. Однако не указывает на качественное многообразие форм движ. материи,
на их взаимопереходу. Целесообразность в жив и раст мире представляет собой не р-т реализации внутренне присущей
явл цели, а следствие единства мат мира. Т. о он не отрицает объект целесообразности в жив природе, он прав указывает
на ее относительность.
Т. о ф. учение о природе в целом не выходит за рамки метаф материализма. Ф признает важную познав функцию
теорет мышления и его способности достичь более глубокого познания действительности. Задача
мышления — собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств данные, осознавать, понимать,
обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание. Мышление носит опосредованный
хар-тер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда явл объектом непосредств восприятия.
Маркса. Философия
Маркс создал самую влият материалист фил-кую концепцию.1)впервые объед матери-м и диалектику .
Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общ. бытие определяет их сознание. Общ.
бытие - все матер., эк. процессы, происход. в общ-ве. Общ. сознание - совок-ть всех форм коллект.
сознания (правовое, политич., морал. Общественный труд–солнце человека. Разделение труда приводит к тому,
что люди работают друг для друга, обмениваются результатами своего труда. Все, что происходит в человеческом
обществе, вращается вокруг общественного труда.Маркс за справедливость–каждому по труду; он считает, что
капиталисты часть труда рабочих присваивают безвозмездно, т.е. обманывают, эксплуатируют их. Значит,
рабочим надо объединяться, иначе им не отстоять свои права.(Правсоюзы) я не согласен. Надо чтобы для нее
созрели объективные, материальные условия. Практика–критерии истины. Согласно Марксу, вопрос об истинности
познания–это вопрос практики. На практике человек убеждается в ложности или истинности своих суждений.
Из практики он узнает, что менее и что более важно. Практика вынуждает отказываться от заблуждений и ведет вперед к
истине. Я согласен.
Центр. проблема - сущность и природа отчуждения. Происходит отчуждение рабочего от продукта своего труда.
Отчужденный труд - причина частной собственности, возникновения зар. платы. Истор. отчужд. М. – Отчуждение
зародилось в архаич. об-ве: человек слит с природой. Возникает личная собственность на орудия труда, Сущн,
.коммунизма. Коммунизмом предполагает преодаление отчуждения в борьбе по устранению бурж. частн. соб-ти.
Непонимание существа употребленных М и Э понятий : целью Октябрьской революции в России стало как раз
уничтожение частной собственности как таковой, к чему ни Маркс, ни Энгельс пролетариев никогда не призывал.
Соб-ть остается частной, изменится лишь общ. х-р соб-ти, Путь рассредоточения исходно капитала, в руках все
большего числа соб-ков через акции, совм. предпр.. Наиб. перед. страны мира сегодня переживают 1 этап становл.
ком-ма в марк. поним.
30) Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия
существования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное
существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции
(сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования,
то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным проявлением экзистенции является
свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора.
Необходимо признать, что экзистенциализм как философское направление никогда не существовал и не существует.
Противоречивость этого исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна
и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, непохожего ни на кого. Неким аналогом экзистенции
можно считать душу человека.
Исходя из этой противоречивости, следует уточнять, что практически никто из мыслителей, причисляемых к
экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто четко выражал
свою принадлежность к этому направлению, был Ж-П. Сартр. Его позиция была обозначена в докладе
«Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления
отдельных мыслителей начала XX века.