Особливості давньоіндійської гім­нографії

Риг-ве́да (санскр. ऋग्वेद, ṛgveda?, «веда гим­нов») — собрание преимущественно религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литера­туры.

Ригведа — собрание гимнов на ведийском языке, входящее в число четырех индуистских религиозных текстов, известных как Веды. Риг-веда была составлена, видимо, около 1700—1100 гг. до н. э. и является одним из древнейших индо-иранских текстов и одним из древней­ших религиозных текстов в мире. Веками она сохраня­лась только в устной традиции и впервые записана была, вероятно, только в раннем Средневековье[1]. Риг-веда — наиболее древняя и значительная из Вед, ценный источ­ник для изучения древнеиндийской истории и мифоло­гии. В 2007 году ЮНЕСКО включило Ригведу в реестр «Память мира».

Этимология

Слово ригведа — составное (татпуруша), состоит из двух санскритских корней: рич (санскр. ऋच्, ṛc?, «хвала, стихи») и веда (वेद, veda?, «знание»).

Текст

Ригведа состоит[3] из 1028 гимнов (или из 1017, не считая составленные на ведическом санскрите апокрифи­ческие валакхилья (vālakhilya?) — гимны 8.49—8.59), многие из которых предназначены для различных жерт­венных ритуалов. Это длинное собрание коротких гимнов главным образом посвящено восхвалению богов. Оно состоит из 10 книг, называемых мандалами.

Каждая мандала состоит из гимнов, называемых су­кта (sūkta), которые, в свою очередь, состоят из отдель­ных стихов, называемых «рич» (ṛc?), во множественном числе — «ричас» (ṛcas?). Мандалы не равны ни по длине, ни по возрасту. «Семейные книги», мандалы 2-7, считаю­тся самой старой частью и включают самые короткие книги, отсортированные по длине, составляя 38 % текста. Мандала 8 и Мандала 9, вероятно, включают гимны различного возраста, составляя 15 % и 9 % текста соот­ветственно. Мандала 1 и Мандала 10 — самые молодые и самые длинные книги, составляют 37 % текста.

Сохранение

Ригведа сохраняется двумя главными шакхами («вет­вями», то есть школами или редакциями): Шакала (Śākala?) и Башкала (Bāṣkala?). Учитывая большой возраст текста, он очень хорошо сохранен, так что эти две редакции практически идентичны и могут использоваться равнозначно без существенных примечаний. С Шакалой связывается Айтарейя-Брахмана. Башкала включает кхилани и связана с Каушитаки-Брахманой. Эти редакции включают порядок расположения книг и орфоэпические изменения наподобие регуляризации сандхи (названной Г. Ольденбергом «orthoepische Diaskeunase»), происходи­вшей в течение столетий после составления самых ранних гимнов почти одновременно с редакцией других Вед.

Со времени составления текст существует в двух вер­сиях. В Самхитапатхе применяются все правила санск­рита для сандхи, и её текст используется для декламации. В Падапатхе каждое слово изолировано, и она используе­тся для запоминания. Падапатха по своей сути — комме­нтарий к Самхитапатхе, но обе они представляются равнозначными. Восстановленный на метрических основаниях оригинальный текст (оригинальный в том смысле, что он стремится восстановить гимны в том виде, как они были составлены риши) лежит где-то между ними, но ближе к Самхитапатхе.

Организация

Наиболее общепринятая схема нумерации — по книге, гимну и стиху (а также, если необходимо, по стопе (пада) — a, b, c и т. д.) Например, первая пада -

1.1.1a agním īḷe puróhitaṃ? — «Агни я восхваляю, высшего жреца»

и последняя пада -

10.191.4d yáthāḥ vaḥ súsahā́sati? — «для твоего пребы­вания в хорошем обществе»

В то же время Герман Грассман нумеровал гимны от 1 до 1028, помещая Валакхилья в конце.

Все 1028 гимнов «Ригведы» в редакции Aufrecht 1877 года содержат в общей сложности 10 552 стиха, или 39 831 паду. Шатапатха Брахмана говорит о 432 000 слогов, в то время как метрический текст Ван Ноотена и Холла­нда (1994 г.) имеет в общей сложности 395 563 слога (или, в среднем, 9.93 слога в паде); подсчет числа слогов неоднозначен из-за сандхи. Большинство стихов напи­саны метриками джагати (пада из 12 слогов), триштубх (пада из 11 слогов), вирадж (пада из 10 слогов), гаятри или ануштубх (в обоих пада — из 8 слогов).

Содержание

Главные боги Ригведы — Агни (жертвенное пламя), Индра (героический бог, восхваляемый за убийство своего врага Вритры) и Сома (священный напиток или растение, из которого он изготовлен). Другие видные боги — Митра, Варуна, Ушас (заря) и Ашвины. Также призываются Савитар, Вишну, Рудра, Пушан, Брихас­пати, Брахманаспати, Дьяус (небо), Притхиви (земля), Сурья (солнце), Ваю (ветер), Апас (воды), Парджанья (дождь), Вач (слово), Маруты, Адитьи, Рибху, Все-боги, многие реки (особенно Сапта Синдху (семь потоков) и река Сарасвати), а также различные меньшие боги, персоны, понятия, явления и предметы. Ригведа также содержит фрагментарные ссылки на возможные истори­ческие события, особенно борьбу между ведическими ариями и их врагами, дасами.

Мандала 1 состоит из 191 гимна. Гимн 1.1 адресован Агни, и его имя — первое слово «Ригведы». Остальные гимны главным образом обращены к Агни и Индре. Гимны 1.154 — 1.156 обращены к Вишну.

Мандала 2 состоит из 43 гимнов, посвящённых глав­ным образом Агни и Индре. Её обычно приписывают риши Гритсамаде Шаунохотре (gṛtsamda śaunohotra?).

Мандала 3 состоит из 62 гимнов, обращённых глав­ным образом к Агни и Индре. Стих 3.62.10 имеет боль­шую важность в индуизме и известен как Гаятри-мантра. Большинство гимнов в этой книге приписывается Виш­вамитре Гатхине (viśvāmitra gāthinaḥ?).

Мандала 4 состоит из 58 гимнов, обращённых преи­мущественно к Агни и Индре. Большинство гимнов в этой книге приписываются Вамадеве Гаутаме (vāmadeva gautama?).

Мандала 5 состоит из 87 гимнов, обращённых преи­мущественно к Агни и Индре, Вишведевам, Марутам, двойному божеству Митре-Варуне и Ашвинам. Два гимна посвящены Ушас (заре) и Савитару. Большинство гимнов в этой книге приписываются семье Атри (atri?).

Мандала 6 состоит из 75 гимнов, обращённых преи­мущественно к Агни и Индре. Большинство гимнов в этой книге приписывают бархаспатья(bārhaspatya?)-семье Ангирас.

Мандала 7 состоит из 104 гимнов, обращённых к Агни, Индре, Вишвадевам, Марутам, Митра-Варуне, Ашвинам, Ушас, Варуне, Ваю (ветру), двух — Сарасвати и Вишну, а также другим божествам. Большинство гимнов в этой книге приписывают Васиштхе Майтравау­рни (vasiṣṭha maitravaurṇi?). Именно в ней впервые встречается «Махамритьюмджая-мантра» (Гимн «К Марутам», 59.12).

Мандала 8 состоит из 103 гимнов, обращённых к раз­личным богам. Гимны 8.49 — 8.59 — апокриф Валакхи­лья (vālakhilya?). Большинство гимнов в этой книге приписывается семье Канва (kāṇva?).

Мандала 9 состоит из 114 гимнов, обращённых к Соме Павамана, растению, из которого изготавливался священный напиток ведической религии.

Мандала 10 состоит из 191 гимна, обращённых к Агни и другим богам. Она содержит Надистути-сукту, молитву рекам, важную для реконструкции географии ведической цивилизации, и Пуруша-сукту, имеющую большое значение в индуистской традиции. Она также содержит Насадия-сукту (10.129), возможно, наиболее знаменитый на Западе гимн, рассказывающий о Творе­нии.

Риши

Каждый гимн Ригведы традиционно сопоставляется с особенным риши, а каждая из «семейных книг» (Ман­далы 2-7) считается составленной определённой семьёй риши. Основные семьи, перечисленные в порядке убыва­ния числа стихов, приписываемых им:

Ангирас: 3619 (особенно Мандала 6)

Канва: 1315 (особенно Мандала 8)

Васиштха: 1267 (Мандала 7)

Вишвамитра: 983 (Мандала 3)

Атри: 885 (Мандала 5)

Бхригу: 473

Кашьяпа: 415 (часть Мандалы 9)

Гритсамада: 401 (Мандала 2)

Агастья: 316

Бхарата: 170

Переводы

Ригведа в 1989—1999 годах была полностью переве­дена на русский язык Т. Я. Елизаренковой. Перевод учитывает работу над текстом европейских предшествен­ников, являясь безусловным ценнейшим вкладом в отечественные индологию, лингвистику и филологию.

Индуистская традиция

В соответствии с индуистской традицией, гимны Ри­гведы были собраны Пайлой (Paila) под руководством Вьясы (Vyāsa?), который сформировал Ригведа Самхиту в том виде, который мы знаем. В соответствии с Шатапатха Брахманой (Śatapatha Brāhmana?), количество слогов в Ригведе составляет 432 000, равняясь числу мухурт (muhurtas) в сорока годах (30 мухурт составляют 1 день). Это подчёркивает утверждения ведических книг о существовании связи (бандху (bandhu)) между астроно­мическим, физиологическим и духовным.

Авторы Брахман (brāhmana?) описали и интерпрети­ровали ритуал Ригведы. Яска (Yaska) был ранним комме­нтатором Ригведы. В XIV веке Саяна (Sāyana?) написал исчерпывающий комментарий к ней. К другим бхашьям (bhāṣya?) (комментариям), сохранившимся до наших времён, относятся комментарии Мадхавы (Mādhava?), Скандасвамина (Skaṃdasvāmin?) и Венкатамадхавы (Veṃkatamādhava?).

Наши рекомендации