Тема № 10. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ

1. Проблема сознания в науке и философии.

2. Сознание как высшая форма отражения действительности.

3. Возникновение языка и его функции. Структура сознания. Сознательное и бессознательное в жизни человека.

4. Материальное и идеальное. Проблема идеального.

1. Сознание предстаёт в качестве универсальной способности человека приоб­ретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их вновь, обеспечивать регуляцию и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом, передавать опыт от одного поколения к другому. Сознание - сложное системное образование, совокупность весьма разнородных идеальных процес­сов - мыслительных, чувственных (ощущения, восприятия, представления), эмоциональных, волевых и мнемических (процессы памяти), а также процессов воображения, интуиции, воспоминания.

В истории философии проблема сознания рассматривалась по-разному. Для идеалистической линии решение этой проблемы не вызывало особых за­труднений, ибо признавая духовное первичным по отношению к материально­му, считалось, что духовное начало было всегда; либо обращались к помощи бога, вложившего в человека душу; а значит и сознание. Значительно сложнее было философам материалистам, т.к. им необходимо было объяснить происхо­ждение сознания без помощи сверхъестественного. В середине ХIХ в. в Германии появились философы, получившие наименование "вульгарные материалисты" (Бюхнер, Фогт, Молешотт), которые отождествляли сознание и материю. Они рассматривали мысль в качестве вещественного выделения мозга. На базе этих рассуждений в конце XIX в. возникает теория так называемого психофизиоло­гического тождества. Согласно ей физиология полностью поглощает психику и, следовательно, причины психических заболеваний следует искать только в на­рушениях тех иных физиологических процессов. Примерно в это же время возникает теория так называемого психофизиологического параллелизма, исто­ки которой обнаруживаются у Декарта, который признавал существование двух независимых субстанций: материи и сознания. Теория психофизиологического параллелизма предписывала врачам при лечении психических болезней не ис­кать причины в нарушениях физиологических процессов, а искать только в соб­ственно психической сфере жизнедеятельности человека. Ближе всех к совре­менному пониманию происхождения сознания подошел Б.Спиноза, который считал сознание атрибутом материи, т.е. распространял свойство сознания на всю материю, считая его вечным как и материя,

В современных подходах к сознанию можно выделить три вида его зна­чений: 1) Когнитивные (познавательные) значения сознания, раскрывающие его инструментально-функциональные возможности в человеческой жизни; сознание рассматривается, как средство добывания знаний, средство осуществления практических действий, средство регуляции и оценка, средство общения и передачи опыта;

2) Феноменологические значения сознания, выражающие специфику строения его внутреннего мира - идеальных явлений (феноменов), актов и состояние структур и процессов;

3) Значения направленности сознания, характеризующие его "силовые" ресурсы, которые позволяют человеку адресоваться вовне - к внешнему миру его бытия, и вовнутрь - к внутреннему миру сознания.

Философско-реалистическое направление в понимании источников создания выделяет среди множества известных и неизвестных ещё науке факторов, обуславливающих содержание сознания, следующие факторы.

Во-первых, внешний предметный и духовный мир; природные, социаль­ные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. Такого рода информация является результатом взаимо­действия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный не­посредственный контакт с нею.

Вторым источником сознания является социокультурная среда, общие, понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания; здесь и средства, способы, формы познавательной деятельности.

Третьим источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии непо­средственных внешних воздействий человек способен, переосмысливать своё прошлое, конструировать своё будущее и т.п.

Четвертый источник сознания - мозг как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации материи осу­ществление общих функций сознания. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохимическая организация воздействует на созна­ние, его состояние.

Пятым источником сознания, вероятно, выступает космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание инди­вида. В настоящее время всё больше опытных подтверждений находят гипоте­зы о волновой квантово-механической природе мозга. Исследователи приходят к выводам, что мозг представляет собой космическую систему, которая берет для своей работы энергию непосредственно из Вселенной, тем самым мозг свя­зан со всей Вселенной двумя каналами связей - энергетическим и информаци­онным. При формировании содержания сознания все выделенные источники взаимосвязаны. При этом внешние источники преломляются через внутренний мир человека.

Общий вывод: источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи (как у объективных идеалистов) и не сам по себе мозг (как у "вуль­гарных материалистов*); источником сознания является реальность (объектив­ная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизован­ного материального субстрата - головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

2. Отражение можно определить следующим образом. Отражение это сторона взаимодействия двух материальных объектов при котором структура одного объекта переносится на другой и при этом возникает изоморфное (полное) или гомоморфное (неполное) подобие.

Из определения отражения вытекает его первое свойство, а именно, мо­мент подобия отражения в отношении отражаемого. Отражение в таком отно­шении есть образ отражаемого, т е. результат отражения всегда похож на то, что отражается.

Второй характерной чертой отражения является его вторичность по от­ношению к отражаемому, его зависимость от последнего по качеству, по харак­теру. Солнечный свет, отражённый от поверхности планеты, сохраняет тот же спектр, что и идущий к земле непосредственно от солнца. Свет, отраженный от окрашенной поверхности, сохраняет в нашем восприятии окраску этой по­верхности. Вторичность всякого отражения представляет собой универсальную основу вторичности сознания по отношению к бытию. Третьим свойством от­ражения является то, что оно зависит не только от отражаемого объекта, но и от того где, в какой среде происходит отражение. Понятно, что отражение леса в чистой, незамутнённой воде будет более чётким и ясным, похожим на сам от­ражаемый объект (лес), чем его же отражение в мутной воде, в воде, по которой бегут волны и т.п. Именно из этого свойства отражения возникает и соответст­вующее ему свойство сознания, заключающееся в том, что сознание не просто зеркально отражает мир, но и активно воздействует на него, благодаря соответ­ствующей организации, структуре органов чувств и рассудка каждого индиви­да. Поэтому ощущение человека представляет из себя субъективный образ объ­ективного мира. Другими словами, наши ощущения представляют из себя образ объекта, воздействующего на наши органы чувств, но этот образ субъективный, т.е. зависит не только от отражаемого объекта, но и от структуры субъекта, т.е. сознания воспринимающего этот объект человека.

Отражение прошло определённую эволюцию. Уже у одноклеточных организмов можно наблюдать отражение как реакции на внешние раздражи­тели. Простейшая форма отражения в органическом мире называется раз­дражимостью. Раздражимость характеризуется способностью живого организма реагировать на внешние раздражители изменением положения, формы, химизма тела и его движения. Растительный мир останавливается на раздражимости, животный же мир, для которого характерен гетеротрофный характер питания и подвижный образ жизни, развивает более совершенные формы отражения. У многоклеточных животных происходит переход к ощущению и восприятию.

Ощущение отличается от чувствительности тем, что живой организм раз­личает раздражение не только по их интенсивности, но и по качеству (свет, за­пах, звук и пр.). При этом ощущение даёт информацию об отдельных свойствах раздражителя, а восприятие, являясь синтезом ощущений, дает уже образ цель­ного предмета, воздействующего на организм. Предметный характер раздражи­теля вызывает различение организмом ощущений, идущих от внешней среды, от ощущений его внутренних состояний. Здесь проходит граница между низ­шей и высшей физиологической и психической - ступенями отражения. Здесь начинается психика. На своей физиологической ступени отражение выражено в изменениях отражающего тела, тогда как психическое отражение выходит за границы отражающего, является образом внешнего для организма мира, отра­жением свойств объекта. Начинается отделение субъекта от объекта. Развитие ощущения и восприятия связано со специализацией клеток организма, с воз­никновением единой нервно-мышечной системы и дальнейшим её расчленени­ем на мышечно-эффекторную и чувствительно-рецепторную. Развитие и даль­нейшая специализация рецепторов приводит к образованию органов чувств. За­рождается так называемая первая сигнальная система. Развитие второй сигнальной системы представляет собой, по выражению академика Павлова, то "дополнение" или "прибавление" к условно-рефлекторным процессам, которое связано с условиями общественной жизни и, одновременно, качест­венный скачок в развитии условно-рефлекторной деятельности.

Сознание человека детерминировано не только условиями природы, но и условиями общественной жизни. Сознание подобно двуликому Янусу: одним лицом оно обращено к природе, другим - к обществу. Природа создала органы чувств и нейродинамический аппарат психики. Общество задало определённую потребность в определенных функциях сознания, а природа готовила механиз­мы для выполнения этих функции. Этот процесс монолитен и основой возник­новения сознания и соответствующего нейродинамического аппарата является труд. Именно история труда даёт ответ на вопрос о происхождении самого че­ловека с присущим только ему сознанием, как высшей формой развития психи­ки.

Сознание это не только информационная и ориентировочная функция (что присуще и животным), а, прежде всего знание, знание о внешнем мире и самом себе. Вне знания сознание теряет смысл. Почему появилась необходи­мость в самом знании? Ответ на этот вопрос дан впервые Ф.Энгельсом в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека". "Труд - первое ос­новное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что "мы в, известном смысле должны сказать: труд создал самого человека". Опираясь на достижения эволюционной теории Ч.Дарвина, Энгельс даёт краткий очерк антропосоциогенеза человека. Он отмечает, что прямая походка и строение по­звоночника, черепа, руки, головного мозга, характерные для вида Homo sapiens, сформирова­лись под влиянием нового вида приспособления к окружающей среде - т.е. тру­да. Второе чрезвычайно важное обстоятельство, сыгравшее роль в становлении сознания - общественная природа труда, что по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества. Именно необходимость сплочения и совместного труда положили начало языку, как средству общения, т.к. у лю­дей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Появление языка на основе тесного сплочения в совместной трудовой деятельности, означало фор­мирование второй сигнальной системы, которая отсутствует у животных. Раз­витие мозга на основе второй сигнальной системы позволило сформироваться рациональной стороне сознания как способности к абстракции и логическому умозаключению. Трудовая деятельность принципиально отличается от видов животной деятельности тем, что она должна основываться на знании, осмысле­нии цели и созданием сначала в голове, в идеальном виде результата труда, ко­торый затем воплощается в предметах, создаваемых человеком.

3. Язык рассматривается как выражение внутреннего духовного мира человека, как средство общения и сохранения информации, как система знаков, как устная и письменная речевая деятельность. Структурными единицами язы­ка являются слова и предложения, составленные из них тексты. Логику языка образует его синтаксис (грамматика), смысл языка есть его семантика, а прак­тическое значение языка выступает как прагматика. Язык есть символическое выражение в звуке и письме психической жизни человека.

Слово - это не просто фонема (определённое сочетание звуков); оно имеет определённый смысл, т.е. вызывает определённую ассоциацию, ука­зывая на тот или иной предмет или явление. При этом почти каждое слово яв­ляется понятием, т.е. представляет собою обобщение в чём-либо однородных предметов или свойств. Если говорят "дерево" или "дом", то разумеют под эти­ми словами не какое-то отдельное дерево, а все деревья на свете, и не только этот дом, но и все дома, имеющиеся на земле. Человеческое мышление тем са­мым не приковано к представлению об отдельных предметах, которых вокруг нас - миллиарды, а пользуется обобщёнными представлениями-понятиями. Бла­годаря образованию понятий ёмкость человеческого мышления сравнительно с чувственно-индивидуальными представлениями, свойственным животным формам психики, возрастает в указанные миллиарды раз, дает возможность во­брать в себя и оперировать неизмеримо большим количеством информации. Выработка динамических стереотипов происходит в социальной практике каждого отдельного человека. Прежде чем стать автоматически неосознанными, эти действия осознаются в процессе научения. Даже такие авто­матические действия человека как ходьба, способность думать и т.д. не могут развиться из потенции в действительность, стать стереотипом действия без нау­чения и осознания.

Совершенно противоположную позицию в решении вопроса о природе бессознательного и его роли в жизнедеятельности человека высказали З.Фрейд, Карен Хорни, Эрих Фромм и др. Исходя из широко известного факта забыва­ния, Фрейд разработал теоретическую систему, в которой забывание само ста­новится средством подавления, Согласно этой теории, всякое заболевание про­исходит в силу какой-то мотивированной причины и прямо или косвенно свя­зано с явлениями детской сексуальности или инстинктом агрессии (смерти). Всё "забытое" якобы подвергается цензуре и подавляется как несовместимое с сознательней памятью. Предполагается, что подавляемое воспоминание оседа­ет в некоем вместилище, называемом бессознательным. Это вместилище слу­жит якобы также местом сосредоточения сексуальных влечений и инстинктов агрессии. При этом такие влечения передают свою энергию всему, что на­ходится в бессознательном, так что подавляемые воспоминания заряжены пси­хической энергией этих сексуальных инстинктов и инстинктов агрессии. Вос­поминания, заряженные такой энергией, существуют для того, чтобы пролагать себе путь в сознание и мучить и тревожить человека. Но на их пути природа создаёт прочное укрепление в виде заслона цензуры, которая мешает их разру­шающему проникновению.

Цензура состоит из врождённых табу в отношении кровосмешения и дру­гих извращённых сексуальных влечений, а также социальных запретов, усвояе­мых индивидом, главным образом в детстве. Динамика психической жизни по­нимается как междуусобная внутрипсихическая борьба между бессознательны­ми, подавленными влечениями и воспоминаниями, с одной стороны, и, распро­страняющимися на них табу, – с другой. Фрейд полагал, что действительная мо­тивация всякой человеческой деятельности и определяется этой борьбой, в ходе которой бессознательные силы выступают, в основном, в замаскированном ви­де, чтобы перехитрить и обойти цензорский заслон. Замаскированные формы, в которых бессознательные мотивы предстают в сновидениях, бесконтрольных ассоциациях, шутках, обмолвках, анекдотах, неврозах и т.д., взятые вместе, об­разуют по выражению Фрейда, "символический язык" бессознательного. По­этому главная задача психоаналитики и заключается в умении расшифровки этой символики, в интерпретации её для того, чтобы направить больного на са­мостоятельное раскрытие подлинной, т.е. бессознательной мотивации, в основе которой лежат подавленные влечения.

Учение Фрейда об универсальном символическом языке бессознательно исходит из двух предпосылок, связанных с воспоминаниями: I) психика индивида при рождении наделена рядом родовых воспоминаний, относящихся к раннему периоду доплеменных и племенных отношений человечества. 2) врождённые воспоминания являются отражением в психике биологических инстинктов. Такие родовые воспоминания составляют в человеке его "Оно" ("Id") . 3) ряд воспоминаний, включающих табу-запреты, которые общество в своём филогенезе накладывало на сексуальные отношения людей в интересах общественной целесообразности. Эти табу-воспоминания составляют в человек "сверх Я" или "Super-Ego" и тоже являются бессознательными; 4) на долю сознания "Я" или "Ego" остаётся сознательное начало, которое должно работать по принципу реальности и подавлять бессознательное.

Проблема бессознательного у Фрейда сводится к проблеме неудовлетворенного аффективного стремления, которая казалась ему стержнем всей психической деятельности. Для фрейдизма бессознательное то, что по своему содержанию неприемлемо для сознания. Однако как показывают исследования психологов (Узнадзе, Шпрозия и др.) бессознательное – это прежде всего неосоз­нанные установки, далеко не всегда противоречащие сознанию. Их взаимодей­ствие не только антагонизм, но и принцип помощи. Когда же появляется анта­гонизм, то это наиболее отчетливо выступает в патологии или в особых состоя­ниях (в аффективном напряжении, утомлении, при обстановке "стресса") Именно эти явления и наблюдал Фрейд, т.к. он был врачом и имел дело с кон­тингентом больных людей, с уже нарушенным единством сознательного и бес­сознательного. Поэтому Фрейд, положив в основу своей теории переживания и конфликты больного-невротика, и сделал вывод о наличии вечной вражды соз­нательного и бессознательного. Главная ошибка заключается в неправомерной абсолютизации, распространении на всех людей состояния больного, сделав, и результате, всех нормальных людей невротиками. У Фрейда антагонизм между сознательным и бессознательным, по сути дела, вытекает из более общего анта­гонизма: между биологическим и социальным в человеке. Человек с его точки зрения, существо биологическое, а социальные отношения инородны для него, противоречат его глубинным сущностным характеристикам. В этом, вероятно, и состоит главное заблуждение австрийского мыслителя.

Человеческая психика кроме осознания, сознательного имеет большой пласт бессознательного. Пути решения проблемы бессознательного связаны с успехами в области физиологии высшей нервной системы. В фило­софии проблема бессознательного изучается в связи с вопросами творчества и выяснением места и роли интуиции в познании.

4. Важнейшим свойством индивидуального и общественного сознания является идеальность, идеальное - характерная черта, главнейший признак соз­нания, обусловленный социальной природой человека. Сложность существа и состава идеального, разнообразие его детерминирующих факторов, проявле­ний, функций в жизни и деятельности человека - всё это обусловило трудности его познания.

Один из подходов состоит в том, что идеальное есть субъективный образ объективной реальности, т.е. отражение внешнего мира в формах сознания че­ловека. «Идеальное - писал К.Маркс - есть материальное, пересаженное в чело­веческую голову и преобразованное в ней». Именно здесь и проявляется активность человеческого сознания, т.к. все общие понятия, зафиксированные в речи, все произведения культуры и вообще цивилизации есть воплощение человече­ской активности. Они создаются в процессе практически - предметного преоб­разования природы общественным человеком, обществом. Мыслит, т.е. действует в идеальном плане, не мозг, как таковой, а человек, обладающий моз­гом, поэтому идеальное есть функция человека, как активного субъекта обще­ственно-трудовой деятельности. Это означает, что попытка объяснить идеаль­ное из анатомо-физиологических свойств мозга никогда не приведёт к положи­тельному результату. Т.е. раскрыть загадку человеческого сознания оставаясь лишь на позиции физиолога, невозможно.

Идеальное как субъективный образ объективного мира, является отраже­нием материального и затем, воплощаясь в продукт деятельности, само стано­вится материальным. Это можно представить в виде такого циклического дви­жения: вещь - дело - слово - дело - вещь. В процессе жизнедеятельности чело­века функционирует его идеальное, его субъективная реальность, его внутрен­ний мир - как идеализация действительности, природы и общества. Создаётся язык (непосредственная действительность мысли) как оболочка идеального об­раза, в котором протекает понятийная, мыслительная деятельность человека.

Другой подход заключается в том, что идеальное, не тождественно субъ­ективной реальности, всему тому, что имеется в индивидуальном сознании. Это не столько часть индивидуально, сколько компонент общественного сознания, к которому приобщился индивид, это такие элементы общественной культуры, которые непосредственно связаны с деятельностью индивида. Отличие деятельности человека от деятельности животного состоит в том, что ни одна форма этой деятельности, ни одна спо­собность не наследуется вместе с анатомической материальной организацией его тела. Эти формы деятельности передаются здесь только опосредованно - через формы (образы) предметов, созданных человеком для человека.

Структурные формы и схемы общественного сознания противостоят ин­дивидуальному сознанию в качестве особой, внутри себя организованной дей­ствительности. "Идеальность" предстаёт как форма сознания и воли, как закон, управляющий сознанием и волей человека, как объективно-принудительная си­ла. Общественное сознание выступает как исторически сложившаяся и истори­чески развивающаяся система независимых от индивидуального сознания форм и схем "объективного духа", "коллективного духа", "коллективного разума" человечества. Человек обретает идеальное только и исключительно в ходе приобщения к исторически развившимся формам общественной жизнедеятельности.

Связывая идеальное только с человеком, как существом социальным, необходимо ассоциировать идеальное не с любым субъективным в нем, и не только психическим, и не со всяким субъективным образом, а только с таким, который оказывается соотнесённым с будущим результатом деятельности человека и общества в целом. Идеальным может быть идеал общественного устройства, общий характер жизненного поведения человека, ориентированный на осуществление добра и справедливости, замысел художественного произведения та или иная идея решения научной проблемы и т.д. Диапазон идеального весьма широк - от идеала общества и идеала всей жизни индивида до текущих житейских, "мимолётных" целей и решений.

Как же соотносится материальное и идеальное в сознания? Сознание диалектическое единство материального и идеального. Сознание есть свойство материи и уже потому оно материально. Оно вырастает из более общего свой­ства - свойства отражения, только сознанию присуши свои качества - качества идеального отражения (субъективные образы, субъективная реальность). Соз­нание материально по своему носителю - соответствующему нейродинамическому аппарату, по физико-химическим реакциям, протекающим в мозге, как носителе сознания. Хотя психическая форма этих процессов является идеаль­ной. Сознание материально, но своим результатам, т.е. идеальное воплощается в создаваемые человечеством предметы, произведения искусства и культуры.

Однако, чтобы сделать эти предметы, они должны прежде предстать иде­альными, Можно нарисовать схему, иллюстрирующую диалектику матери­ального и идеального в сознании.

Важный аспект проблемы идеального: соотношение "материального" и "идеального" в терминах "первичное" и "вторичное". Основной вопрос фило­софии связан с отношением "человек и мир", т.е. с "материальным", поднятым на уровень понятия "природа", и "сознанием", понимаемым не как индивиду­альное сознание, а как "сознание человечества" (дух вообще). Материализм связан с утверждением примата природы над духом. Что касается идеального, то оно двухполюсное опирается на материальное (в этом отношении оно вто­рично) и устремлено на новое материальное (в этом плане оно первично). Буду­чи вторичными, психические образы материальных объектов заключают в себе также возможности для перекомбинаций, для конструирования на базе реаль­ных возможностей новых познавательных образов, способных осуществляться в деятельности субъекта, в том числе и ею предметно-практической деятельно­сти.

Отношение материального и идеального не сводимо к схеме материя и сознание. В самих по себе образах уже имеющихся природных объектов нет никакого идеального, как нет и проблемы вторичности идеального, вопрос об этом встаёт лишь с включением творческого процесса в структуру -гносеологи­ческих образов. Идеальное лишь в известном отношении вторично по отноше­нию к материальным предметам (как к своей предпосылке), но оно первично в плане своего отношения к определенному (или духовному) результату.

Одно из возможных определений: «Идеальное» - это гносеологические об­разы (образы будущих предметов или ситуаций, программы, модели) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, справедливость, красота и т.п.), кото­рые могут быть реализованы в деятельности человека. Идеальное - это формы культуры, осваиваемые индивидами, это созданные историей человечества об­разы, с помощью которых мир не только осознаётся, но и преобразуется.

Наши рекомендации