Немецкий историцизм о познании
Дильтей
Вильгельм Дильтей (1833 — 1911 гг.) — немецкий историк культуры, философ, представитель философии жизни, основоположник понимающей психологии и школы "истории духа" в Германии. Он автор работ: "Интуиция в период Ренессанса и Реформации", "История молодого Гегеля", "Жизненный опыт и поэзия", "Три эпохи современной эстетики", "Очерки по обоснованию наук о духе", "Создание исторического мира в науках о духе", др.
Дильтей намеревался создать "критику исторического разума". Он проводит разграничение наук о природе и наук о духе по предмету. Предмет наук о природе составляют внешние по отношению к человеку явления. Науки о духе заняты человеческими отношениями, познание которых имеет непосредственный характер. Есть между этими группами наук и гносеологическое отличие: не наблюдение внешних объектов, исследуемых естественными науками, а внутреннее переживание интересует историю, как науку о духе, с ее категориями смысла, цели, ценности и проч. Он пишет: "Мы понимаем социальные факты изнутри, они воспроизводимы до известной степени внутри нас на основе самонаблюдений и интуиции. Мы окрашиваем наши представления о мире любовью и ненавистью благодаря игре наших аффектов. Природа, напротив, молчит, словно чужая ... Она для нас — нечто внешнее. Наш мир — общество".
Человеческий мир — мир исторический.
Аналитическую психологию (в отличие от объяснительной) Дильтей рассматривает как основу других наук о духе (работы "Идеи о дескриптивной и аналитической психологии" и "Вклад в изучение индивидуальности").
Дильтей анализирует проблему единообразия и исторической индивидуации. Науки о духе призваны изучать как законы единообразия, так и события в их единичности. Эти противоположные моменты он предлагает соединить с помощью понятия "тип". И все же именно обращение к "переживанию", согласно Дильтею, является единственным основанием наук о духе: внутренний опыт нужно интегрировать с пониманием, которое есть повторное переживание и воспроизведение. Только так можно понять других индивидов.
Дильтей задается вопросом: в чем суть истории, в отличие от других наук. Он видит, что все проблемы, которые пытается решать человек, связаны с обоснованием наук о духе. Отталкиваясь от различения опыта и жизни он приходит к выводу о том, что общее основание наук о духе — жизнь. Течение жизни реализуется в комплексе объективаций, смысл которых требует определенного усилия для понимания. "Состояния сознания, — пишет Дильтей, — непрерывно отражаются в звуках, жестах, словах, они объективируются в институтах государства, церкви, науки; именно в этих сплетениях двигается история".
Особенность человеческого мира и автономия наук о духе, считает Дильтей, устанавливаются связью понятий "жизнь", "экспрессия" и "понимание",в естественных науках. Жизнь и переживание объективируются в институтах государства и т.д., становятся объективным духом (ср. Гегель). Понимание же, обращенное в прошлое, служит источником наук о духе — истории, политической экономии, юридических наук, наук о религии, литературе, искусстве, о музыке, философии, наконец, психологии.
Внутренний смысл реальности доступен только наукам о духе. Происходит это благодаря пониманию, через нахождение "я" в "ты". Субъект познания в этих науках совпадает с объектом, жизнь узнает жизнь. Через внутренние переживания, сочувствие и симпатетическое проникновение человек может войти в экзистенциальный мир других.
Человек, согласно Дильтею, — существо историческое. Историчны также все продукты культуры, включая философию. Он различает три типичные формы философской картины мира: 1) материалистический натурализм каузального типа,
2) объективный идеализм, 3) идеализм свободы, отличающий дух от природы. По Дильтею, метафизические построения являются продуктами истории. Задача философии— предложить критически понятую "философию" философии, исследовать возможности и границы философии. Единственным объектом философии, согласно Дильтею, должна оставаться жизнь — всеобъемлющая, творящая из себя все новые формы духа, нуждающаяся в понимании себя и продуктов своей деятельности.
Дильтей говорит о необходимости положить в основу объяснения познания и его понятий "представление о человеке во всем многообразии его сил, о человеке как хотящем, чувствующем, представляющем существе". Основу философского знания должен составить "жизненный опыт": "Всякое познание вырастает из внутреннего опыта и не может выйти за его пределы; он — исходная точка для логики и теории познания. Мы представляем и осмысливаем мир лишь постольку, поскольку он переживается нами, становится нашим непосредственным переживанием".
Философия должна стать учением о мировоззрении, определяющей стороной которого является не научно-познавательный, а ценностный аспект. Будучи антропологией, или всеобъемлющим учением о человеке, философия является методологией всех "наук о духе". Дильтей постулирует независимость и даже превосходство исторических наук над естественными, как наук содержательных над науками формальными. Он стремится понять, на каких конкретно познавательных способностях нашего сознания основана сама возможность исторического знания.
Дильтей исходит из эмпирического характера как естественнонаучного, так и исторического знания. И то, и другое, по Дильтею, ориентировано на опыт. Однако, "науки о духе" ориентированы на жизненный опыт. Cвою эмпирическую реальность они воспринимают непосредственно как тотальность жизненно важных связей и значений. Естественные науки с помощью рассудка лишь приводят в порядок данные органов чувств. Внутренний жизненный опыт дает непосредственное, не эксплицированное знание, предшествующее мышлению. В естественных науках главная установка — независимость от человека, В науках о духе конституирующим моментом человеческого мира является дух; но познание этого мира опирается на его переживание, а не на концептуализацию.
Дильтей задается вопросом: как совместить конкретный жизненный опыт с требованием научной достоверности? Как достижимо получение универсально-значимых высказываний, исходя из личного опыта, столь ограниченного и непосредственного? Он считал, что люди обладают изначальным фундаментальным опытом, где "Я" и мир, субъект и объект не расчленены. Такое целое схватывается только нашим интеллектом.
Основой теории познания наук о духе, согласно Дильтею, должна стать психология. Но истины психологии содержат только фрагменты человеческой реальности и предполагают как необходимое условие, что все эти фрагменты могут быть объединены в совокупность, частями которой они являются. Задача интеграции реальности, описываемой с помощью переживания, становится задачей исторических наук. Дильтей отстаивает объективность исторического знания. Но при этом он одновременно отстаивает и психологизм, в рамках которого познание ассоциируется с пониманием творческих актов сознания, их источника и смысла.
Высшим типом понимания Дильтей считает "выражение-переживание", которое предполагает постижение всей тотальности исторических объективаций, последнего основания самой жизни.
Постепенно Дильтей отказывается от чисто психологического обоснования наук о духе и переходит к их герменевтической интерпретации, которая вытекала из его стремления обоснования философии жизнью. Герменевтику Дильтей сближает с естественнонаучным познанием, с одной стороны, и с непосредственной художественной интуицией — с другой. Герменевтика согласуется с объективной методологией естественных наук, так как всегда оперирует с некоторым внешним материалом — опредемеченной человеческой деятельностью и культурой, в которую отлито жизненное творчество человека. Дильтей представил весь исторический мир в качестве истории духа, а историю духа — в виде своеобразного текста, подлежащего расшифровке. Историческая действительность — это как бы чистый отпечаток смысла, который нужно расшифровать подобно тексту. В истории все является понятным, ибо все есть текст. Понимание истории как текста тождественно пониманию Ты, только здесь речь идет о понимании "письменно зафиксированных жизненных проявлений".
По Дильтею, в проявлении чужой индивидуальности не может выступать ничего такого, чего бы не было в познающем субъекте. Так он, фактически, возвращается к психологизму.
История — средство "для открытия человека самому себе", а человек — средство "для открытия истории самой себе", — считает Дильтей.
Зиммель
Георг Зиммель (1858 — 1918 гг.) — немецкий философ и социолог, представитель философии жизни. Автор сочинения: "Фундаментальные проблемы философии".
Зиммель вводит, наряду с объективным и субъективным, некое "третье царство" — идеи, и "четвертое" — долженствование.
Проблему истории Зиммель ставит в кантианских терминах как проблему условий, делающих возможными автономию и правомерность историко-социальных наук. Он полагает, что элементы познания обнаруживаются в опыте. Возможности истории не связаны с априорными условиями, независимыми от опыта. Категории исторического исследования, считает Зиммель, суть продукты исторических людей. Они меняются вместе с историей. При этом сама реальность может интерпретироваться по-разному — в зависимости от набора категорий. Нет никакого смысла говорить об объективных исторических фактах. Но, как пишет Зиммель: "Факт важен, ибо он интересует того, кто им занят".
Критерием выбора фактов является отношение к ценности. Ценностями, однако, обладает не факт, а историк, изучающий конкретные события. Такое изучение предполагает психологическое вживание через понимание и воспроизведение, репродукцию духовной жизни. Зиммель считает, что тождество познающего субъекта и познанного объекта делает возможным историческое познание, но не гарантирует его ценности.
Задачу социологии Зиммель характеризует как описательную. Описание — это не воспроизведение. Для репродукции событий необходима их интерпретация в свете категорий, которые невечны и неабсолютны. Социология как автономная наука позволяет понять только "формы ассоциации", абстрагируясь от содержания, в этом ее отличие от других наук. У истории есть задача понять факты и единичные события. Социология описывает формы объединения фактов и единичных событий.
Проблему смысла истории нельзя разрешить теоретически. Это вопрос веры, предмет философии истории. Философия и вера релятивны. Жизненный мир, отмечает Зиммель, нетрансцендируем: нельзя выйти за пределы жизни и увидеть "со стороны" ее проявления.
Шпенглер
Освальд Шпенглер (1880 — 1936 гг.) — немецкий философ, один из основоположников философии культуры, автор оригинальной философско-исторической концепции. Ему принадлежат работы: "Закат Европы" (в 2 т.), "Человек и техника", др.
Основу философии Шпенглера составляет понятие "души", как субстанциального начала всех начал или иррациональной "совокупности возможностей, которые необходимо осуществить". "Душа" Шпенглера менее всего способна осознавать себя самое и более всего стремится к самопроявлению. "Свое иное" "душа" обретает в "жизни" — органической, взаимосвязанно-целостной, противостоящей неживой природе как механической системе и "царству причинности". История как совокупность образов, картин, символов (плодов "глубинного переживания") и природа как система законов, формул и жестких определений являются двумя различными видами отображения действительности в картине мироздания.
В качестве фундаментального исторического метода Шпенглер рассматривает концепт "смысла чисел". Посредством типа математического числа или слова фиксируется образное мирочувствование уже ставшего, осуществленного: "природа" "исчислима". История же, как динамичное осуществление возможной культуры, сопряжена с хронологическими величинами и чужда однозначным расчетам. Саморазвитие культуры возможно лишь в контексте осознания ее субъектами значимости процедур измерения, счета, формирования и фиксации образов внешнего мира и т.д. Так, в контексте концепции "смысла чисел", античная культура, базирующаяся, по мнению Шпенглера, на конечности, телесности числового ряда, противоположена цивилизации современного Запада, основывающейся на числовой идее бесконечности.
В истории, считает Шпенглер, именно хронология и "глубинное переживание" судеб культур обусловливают систематизацию явлений по историческому методу. Культурология в таком контексте выступает в качестве "морфологии" истории.
Все способы познания, по мнению Шпенглера, суть "морфологии": морфология природы — это обезличенная систематика. Морфология органического (жизни и истории) — есть "физиогномика" или перенесенное в духовную область подчеркнуто индивидуализированное искусство "портрета культуры". Концепция "всемирной истории" определяется Шпенглером как "птолемеева система истории", основанная на европоцентризме в понимании иных культур. Эту систему Шпенглер предлагает заменить циклической историей возникновения, расцвета и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур.
Постижение культурных форм в корне противоположно абстрактному научному познанию и основано на непосредственном "чувстве жизни". Проявления той или иной культуры объединяет единство стиля научного видения мира. Шпенглер пишет: "Я надеюсь доказать, что все без исключения великие создания и формы религии, искусства, политики, общества, хозяйства, науки во всех культурах одновременно возникают, завершаются и угасают...". Каждая культура переходит в фазу цивилизации, для которой свойственны атеизм и материализм, агрессивная экспансия вовне, радикальный революционаризм, сциентизм и техницизм, а также урбанизация. Рационалистическая цивилизация означает деградацию высших духовных ценностей культуры, обреченной на гибель. Трансформация науки и философии в абстрактные и самодостаточные игры "чистыми" понятиями и функциональными числами ("утончение интеллекта"), убежден Шпенглер, — пагубна для Запада.
Шпенглер критиковал реальный социализм. Он также открыто отказался от сотрудничества с нацистами.