Немецкая классическая философия
Общая характеристика.
Итак, философия эпохи Просвещения реализовалась в лозунгах и идеалах Французской буржуазной революции (1789-1794 гг.). Это было крупнейшее событие XVIII в., что послужило толчком к развитию и самой философии. Зарождается новый этап, который представлен прежде всего творчеством классиков идеализма конца XVIII – начала ХІХ вв. И. Кантом, И.Фихте, Ф.Шеллингом, Г.Гегелем. Личное отношение между этими мэтрами философии были порой даже скандальными, что не могло не сказаться на сложном внутренне противоречивом её характере. Тем не менее многое их объединяет – все они разрабатывали грандиозные теоретические концепции, которые претендовали на абсолютную истину. Эта философия прежде всего обращается к исследованию внутренней структуры человеческого разума, проблемам активности человека, как познающего субъекта, поэтому в проблематике немецкой философии преобладающее значение имеет теория познания. Проблемы онтологии не снимаются, но заново переосмысливаются.
Философия этого периода призвана быть критической совестью культуры. Здесь исследуются прежде всего:
1. история человечества и сущность самого человека. У И.Канта главный вопрос «Что есть человек?» он нравственное существо. У И.Фихте – это активное, деятельное существо, наделённое сознанием и самосознанием. У Ф.Шеллинга – проблема взаимоотношения объекта и субъекта. Г.Гегель расширяет границы самопознания, самопознание человека у него связано не только с внешним миром, но и с самосознанием других людей, что порождает различные формы общественного сознания. У Л.Фейербаха – человек центральная проблема философии.
2. У всех этих мыслителей отношение к философии как к системе философских дисциплин, категорий, идей. У Канта – гносеология и этика. У Шеллинга – натурфилософия и онтология. У Фихте – онтология, гносеология, социально-политическая философия. У Гегеля – логика, философия природы, философия истории, история философии, философия права, морали, религии, государства и т.д. У Фейербаха – онтология, гносеология, этика, история, религия.
3. Особое место в этой философии занимает разработка проблем гуманизма, исследование жизнедеятельности человека. У Канта человек – это субъект нравственного сознания, с его гражданской свободой; у Фихте – народ выше государства, социальный мир – это мир частной собственности, проблемы роли нравственности в жизни человека. Шеллинг – разум есть средство реализации целей. Гегель создаёт учение о гражданском обществе, правовом государстве, о частной собственности; у Фейербаха – общественный прогресс напрямую связан с религией любви. Все они были единодушны в одном – человек господин природы и духа.
4. Немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики. У Канта – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: это диалектика чувственного, рассудочного и рационального познания; Фихте исследует творческую активную деятельность человеческого «Я», взаимодействие «Я» и «не - Я» как противоположности в результате взаимодействия которых происходит саморазвитие, самосознание человека. Шеллинг рассматривает природу Духа как развивающийся процесс; Гегель представил в виде процесса весь естественноисторический и духовный мир. Сформулировал законы, категории и принципы диалектики как науки о развитии и взаимосвязи.
Т.о. мы видим, что они решали проблему соотношения бытия и мышления, изменив основание соотношения. От субстанции к субъекту, от бытия к деятельности, от инертной материи к автономному саморазвивающемуся духу – это и есть основная тенденция немецкого идеализма.
Философия Иммануила Канта
Открывают первую страницу немецкой классической философии выдающийся мыслитель и философ Иммануил Кант (1724-1804), он как бы завершает эпоху Просвещения и становится её критиком, особенно рационализма и метафизики Нового времени.
Именно с И. Канта начинается зоря философии Новейшего времени. Главный девиз его творчества – «жить стоит для того, чтобы работать». В «Критике практического разума» Кант писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением… - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне». Эти слова выражают два основных направления, два основных источника его философии – механика Ньютона – теоретическая предпосылка «докритической»философии; и «моральный закон во мне» - как стимул разработки этической философии, обоснование человеческого достоинства, свободы и взаимного равенства.
Его творчество обычно подразделяют на два этапа: «докритический»(до написания «Критики чистого разума» в 1770 г.) и «критический» (примерно с 1770 г.).
На первом этапе своего духовного развития Кант придерживался новых для того времени натуралистических идей. В сочинении «Всеобщая естественная история и теория неба» он предложил космологическую гипотезу, которая в дальнейшем была развита Лапласом и вошла в историю науки под названием гипотезы Канта-Лапласа. Кант предположил, что вначале материя находилась в состоянии газово-пылевой туманности, в которой вокруг более тяжёлых частиц под влиянием сил притяжения и отталкивания группировались первоначально небольшие астероиды. Механический круговорот частиц без всякого вмешательства Бога привёл к образованию солнца и планет. Одновременно внутреннее движение частиц в первоначальных космических телах вызвало в них теплоту. По такой же схеме, по мнению И.Канта, происходило образование звёзд и других небесных тел. Здесь же он высказал идею о приливном трении, замедляющим суточное вращение земли. Но у Канта есть место и Богу, Бог создал Вселенную и далее она развивается по своим законам внутренне присущих самой природе.
Критический период его философии изложен в таких работах как: «Критика чистого разума» (1781 г.), «Критика практического разума» (1788 г.), «Критика способности суждения» (1790 г.) и др. В первой книге Кант излагает свою теорию познания, во второй – проблемы этики, в третьей – проблемы эстетики и целесообразности в природе и отвечает на вопрос: «как возможно прекрасное в природе и искусстве». Главная цель его философии – анализ познавательных способностей человека, определение границ познания, о предмете науки и возможностях самой философии (метафизики).
И.Кант критически пересматривает всю предшествующую философию, создаёт свою критическую метафизику и разрабатывает свой критический метод. Он убеждён, что явления вещи отделены от сущности, формы от содержания, разум от веры, рационализм от эмпиризма, теория от практики.
И.Кант считал, что весь мир выражает себя через «явление» и «вещи в себе». Полагал, что человек пытается проникнуть в суть вещей, но познаёт её с искажениями, которые объясняются несовершенством органов чувств. Всякий раз, когда человек входит в контакт с «вещью в себе» (это объективная реальность, которая является фактической причиной наших ощущений), он искажает знание об этой вещи перцепциями, т.е. нервными окончаниями, скрытой в них энергией. «Вещь в себе», по мнению философа оказывается неуловимой и непознаваемой. Но как же человек в такой ситуации практически существует в мире уже много сотен тысяч лет? Кант выходит из этого затруднения, предполагая, что возможно доопытное, или априорное знание, не выводимое из опыта это свободное творчество разума, которое является врождённым. Способность к сверхчувственному познанию, в котором человек выходит за пределы опыта, он назвал трансцендентальной апперцепцией.
«Вещь в себе» - есть и предельное понятие, которое ограничивает возможности человеческих способностей познавать мир с помощью разума (Бог, бессмертие души, свобода воли – это не предмет науки, это предмет веры). Таким образом «вещи в себе трансцендентны» - выходящие за пределы возможного опыта, недоступны теоретическому познанию, они вне времени и пространства. Отсюда его идеализм получил название трансцендентального идеализма.
Втеории познанияИ.Канта главное – исследовать возможности самих познавательных инструментов человеческого познания, отсюда его знаменитые вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?», «Что такое человек и кем он может быть?».
В «Критике чистого разума» Кант приходит к выводу, что знание неоднородно, есть разные объекты познания и отсюда различные типы познавательной деятельности. Он пытается найти «третий путь», где нельзя сводить познание либо к чувствам либо к разуму.
Познание начинается с наглядных представлений (чувственность), затем переходит к рассудку (область априорных понятий) и заканчивается в разуме (область идей) – это высшая инстанция для обработки наглядных представлений. Т.о. познание у него единый процесс – данные чувств – предмет деятельности для рассудка, а рассудок – для деятельности ума. Согласно этой схеме «Критика чистого разума» делится на три части: учение о чувственности, учение о рассудке и учение о разуме. Знание – это синтез чувственности и рассудка. Мысли без содержания пусты, а наглядные представления без понятий слепы.
Материя (поток ощущений) есть содержание знания и даётся pastoriori (опытное знание), а форма (apriori) – априорное знание (понятия, которые находятся готовыми в душе). Всё знание Кант делит на опытное и доопытное (apriori) – эти априорные понятия и есть инструменты познания, т.е. система понятий, которая принадлежит субъекту, определяет структуру его восприятий и рассудочного мышления, но не принадлежат самим вещам. «Вещь в себе» вызывает ощущения ни в чём не похожее на оригиналы. Почему? – не знаю – отвечает Кант. Он не понимает, что общие понятия не априорны, а есть идеальное отражение объективной реальности. Априорные понятия Кант делит на априорные формы чувственности и относит к ним пространство, время и причинность, которые по его мнению, даны человеку уже при рождении как способность ориентироваться в пространстве и во времени. Далее он выделяет априорные формы рассудка:
1. количество (единство, множественность, совокупность);
2. качество: реальность, отрицание, ограничение;
3. отношения: (субстанции и акциденции свойства, причина и следствие, взаимодействие);
4. модальности: (возможность-невозможность, существование – несуществование, необходимость – случайность) модальность – это утверждение или отрицание чего-либо говорящим.
У Канта процесс познания это не воспроизведение «вещи в себе», а конструирование мира явлений с помощью априорных понятий, независящих от опыта. Есть мир феноменов, которые осмысливаются рассудком и здесь познания безграничны. Априорное знание не существует само по себе, а лишь «оформляет» чувственность.
По Канту внешний мир источник ощущений и человек, имея априорные формы чувственности, с помощью категорий рассудка и идей разума получает знания, располагает его в пространстве и во времени, и причинно связывает их между собой. Человек, познаёт мир, строит порядок из хаоса, создаёт свою картину мира. Рассудок диктует природе законы, сознание само создаёт предмет науки (субъективный идеализм).
Синтез чувственности и рассудка осуществляется с помощью силы воображения. Здесь соединяются различные представления и создаётся единый образ – синтетическое знание (приращивающее).
Кроме синтетического знания Кант выделяет аналитическое знание (объясняющее) – все опытные суждения всегда синтетические, а аналитические – априорны, доопытны.
Далее Кант ставит задачу выявить особенности различных видов познания, которые лежат в основе различных наук. В «Критике чистого разума» он ставит три вопроса, как возможна математика естествознание как возможна метафизика (философия)
1) Математика опирается на априорные формы чувственности – пространство и время. Возможность устанавливать положение различных предметов, перемену мест, отношение последовательности, связана с тем, что имеет особые «очки» сквозь которые он смотрит на мир – пространство и время.
2) Теоретическое естествознание основывается на рассудке. Рассудок – это способность оперировать понятиями, они не зависимы от опыта и любое опытное содержание может быть подведено под категории количества, качества, отношения, модальности.
3) Есть третья познавательная способность, которая является основанием философии как особой познавательной деятельности. Это разум. Поэтому и третья часть учения И.Канта есть учение о познавательных способностях человеческого разума и его антиномиях.
Разум воплощается в философском размышлении, он регулятор познания, направляющая инстанция для рассудка. Разум стремится к «безусловному синтезу», т.е. предельно широким идеям. Идея – это понятие о безусловном, то, что ничем не обусловлено, что является причиной самой себя, «вещью в себе». Все, что дано в опыте, обусловлено. Идеи находятся за пределами опыта (трансцендентны). Кант рассматривает три идеи:
Первая идея – идея души как основа абсолютного единства субъекта.
Вторая – идея абсолютного единства явлений мира как безусловной целостности.
Третья – идея Бога, как идея абсолютного единства всех предметов мышления.
Первая и третья не противоречивы т.к. мы ничего не можем сказать об их предметах. Говоря о единстве явлений мира как безусловной целостности, мы приходим к выводу, что граница, которая существует между миром феноменов (явлений) и миром ноуменов (сущности вещей) приводит к серии антиномий (это слово буквально означает «конфликт законов») – к таким суждениям, которые вступают друг с другом в непримиримое противоречие. Таких антиномий И.Кант выделяет четыре:
1. Мир ограничен в пространстве и во времени – Мир безграничен.
2. В мире всё просто – и всё сложно.
3. Существует не только причинность по законам природы, но и свобода. – Нет никакой свободы, всё совершается согласно законам природы.
4. Всё мире совершается с необходимостью – всё случайно.
Эти антиномии внеопытны и поэтому неразрешимы здесь всё дело в природе человеческого сознания, а не в сути самого бытия. Понятия в одинаковой мере не позволяют утверждать, ни то, что мир кончен в пространстве и во времени, ни то, что он бесконечен. Ни то, ни другое не содержится в опыте, а зависит от убеждений и верований, и нет иного варианта разрешения антиномий, по мнению Канта как перенести убеждение и веру в сферу практическую.
Пытаясь дать научное знание о Боге, мире и душе – разум запутывается в противоречиях. Тезис и Антитезис выглядят одинаково аргументировано. Разум стремясь познать сущее сталкивается с антиномиями, и эти противоречия говорят о том, что философия как мышление о мире, о «вещах в себе» невозможно. Она должна быть лишь «критикой разума», устанавливать границы познания, демонстрировать неоднородность человеческой познавательной деятельности. С помощью философии можно уловить необходимость перехода от «чистого разума» (теоретического) к разуму практическому (нравственности).
И.Кант формулирует теологическую идею «чистого разума». Он критически анализирует все доказательства и опровержения Бога и конструируют своё собственное доказательство: трансцендентное – Бога действительно нельзя доказать, но и нельзя опровергнуть, это выходит за пределы разума и ввергает его в неразрешимое противоречие, остаётся только верить!
И.Кант говорит о двух измерениях человеческой жизни: человек принадлежит к миру явлений (феноменов) и миру ноуменов («вещь в себе»). В мире феноменов нет свободы, там всё обусловлено. Но когда человек относится к себе как к единственному основанию своего собственного поступка, тогда он действует свободно. Он приходит к выводу, что человека как свободное и ответственное существо нельзя познать с помощью «чистого разума», к человеку нельзя подходить и как к явлению, объекту. Человека можно познать только «изнутри», как субъекта свободного самообусловленного действия. Но это особая познавательная способность.
ЭТИКА И.КАНТА
Основные положения этики И.Канта изложены в его работе «Критика практического разума», именно здесь звучит вопрос – что я должен делать? Он исходит из того, что важнейшая задача философии воспитание человека в духе гуманизма. Она должна научить человека тому, «каким надо быть, чтобы быть человеком».
Кант говорит о чистой нравственности, которая опирается на должное и необходимое – это прежде всего законы для самого себя, они находятся во внутреннем человеческом побуждении, это единственный источник морали. Внутренний закон Кант называет «Категорическим императивом», т.е. безусловным повелением, который гласит:
1. Действуй так, чтобы максима (побудительный мотив) твоей воли могла быть принципом всеобщего законодательства. Иначе – поступай так, как ты хотел бы чтобы поступали по отношению к тебе. Это и есть золотое правило морали.
2. Не лги, не укради, не убивай, т.к. эти действия не могут быть общечеловеческими нормами поведения.
3. Особо стоит проблема человеческого долга, которая неотделима от отношения личности и общества.
4. Нравственный идеал Канта – нравственная автономия личности.
Моральное сознание не зависит от чувственных импульсов и побуждений, они не могут быть основанием нравственного сознания, в силу своей индивидуальности и эгоистичности. Моральное сознание лишь то, что возвышает человека над природой, лишь одно чувство по Канту, не нарушает нравственной ценности поведения – чувство уважения к закону, ибо оно относится к общей нравственной ценности.
Действительно нравственно поведение то, что согласуется с законом, но мотивом поведения должно выступать достоинство человека.
И.Кант допускает некоторые исключения из закона: если ты вынужден лгать – ложь не должна быть услышана. Героизм не стоит совершать во чтобы то ни стало, не учитывая последствий.
У него мы находим и обоснование необходимости религиозной веры «я должен был ограничить область знания, чтобы дать место Вере».
Но Кант смело меняет местами божественное и человеческое: «мы моральны не потому, что верим в Бога, а потому верим в Бога, что моральны». Но идея Бога только идея, поэтому нелепо говорить об обязанностях человека перед Богом – утверждает великий мыслитель.
Философия И.Канта сложна и противоречива и поэтому подвергалась критике различных философских школ и направлений
КАТЕГОРИИ КАНТОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ
1. Перцепция– бессознательное, неосознанное восприятие.
2. Апперцепция– ясное и осознанное восприятие, впечатление.
3. Трансцендентальная апперцепция– изначальное, неизменное «единство сознания», как условие всякого опыта и познания, которое позволяет синтезировать многообразные восприятия (пространство и время).
4. Трансцендентальный– от лат. transcendo – выхожу за пределы эмпирического опыта.
5. Трансцендентный– выходящий за пределы возможного опыта (мира явлений) и не доступное историческому познанию (Бог, бессмертие души).
6. Априори– от лат. priori – знание, которое предшествует опыту.
7. Априорные формы познания– предельно общие понятия, организующие опытные данные.
8. Априорное знание (пространство, время) как формы созерцания, категории –это условия опытного знания, которое предает ему оформленный, всеобщий и необходимый характер.
9. Разум у Канта – совокупность всех познавательных способностей человека, включая чувственность. «Чистый разум» – разум свободный от мотивов практики, побуждений, теоретических гипотез.
10. Аналитическое знание (объясняющее) – рассудок.
11. Синтетическое – (приращивающее) знание.
12. Апостериорное знание -основанное на опыте.
13. «Трансцендентальный» у Канта – это всеобщее, предшествует опыту и предназначено для того, чтобы сделать возможным (всеобщим, необходимым и истинным) опытное познание. Это познание не столько самого предмета, сколько осознание того, как возможно это познание.
14. Феномен – это чувственные явления.
15. Ноумен – это вещь в себе (сущность) – умопостигаемый предмет.
16. Антиномии – неразрешимые противоречия разума.
17. Категорический императив – внутренне - повелительный закон.
18. Спонтанное – самопроизвольное, вызванное внутренними причинами.
19. Интеллигибельный мир –явление, постигаемое только разумом, или интеллектуальной интуицией
20. Агностицизм – философское учение, где не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания. Мир полностью или частично непознаваем.
21. Сенсибельное –постигаемое с помощью чувств.
22. Аподиктическое суждение –суждение необходимости.
23. «Вещь в себе» –недоступная опыту сущность.
24. Трансцендентальная онтология –не понятия соответствуют объектам природы, а объекты в науке должны сообразовываться с априорными категориями, конструироваться так, чтобы быть совместимыми со способностями человеческого представления и суждения.
25. Разум как область идей –высшая инстанция для обработки наглядных представлений.
Идеи И. Канта продолжает развивать Иоган Фихте
(1762-1814 гг.). Его концепция называлась «Наукоучение».
Основные проблемы:
1. философия абсолютного «Я» - «Абсолюта»;
2. философия действия – практическая философия.
Его главные философские работы – «Основа общего наукоучения» и «О назначении учёного».
По мнению Фихте задача философии – определить цели практического действия людей в мире и в обществе. Она должна стать фундаментом всех наук – «Учением о науке».
Человек изначально выступает как деятельное существо.
Разрабатывая проблемы теории познания, Фихте ставит вопрос: существует ли объект без субъекта? Здесь он стремится устранить дуализм Канта («вещь в себе и явление», «природа и свобода»). Он считает, что Кант не вскрывает единое основание истины и задача философии построить единую систему знаний, которая имеет единое основание. Это и будет философия типа «Наукоучение».
1. Исходным основание философской системы Фихте выступает сознание «Я» - это сознание человека, оторванное от него и превращённое в абсолют. Чем выражается сущность сознание? Нет, у Фихте это не субъективный образ объективного мир. Сущностью сознания, является самосознание, сознание само по себе. Когда я осознаю, что «Я» есть я – значит я выделяю себя из мира, противопоставляю себя этому миру, а это уже и есть сознание. Значит есть «Я» и есть «не Я» (всё, что находится за пределами моего внутреннего мира). Как же взаимодействует субъективное и объективное – «Я» и «не Я». У Фихте субъекта без объекта нет (субъектно-объектные отношения).
У него субъективное (что действует), а объективное это продукт действия, они совпадают, слиты воедино.
Почему, покажем позже.
Что является первым основанием науки? Она начинается с утверждения «Я есть» и здесь не нужно научного доказательства. «Я» сознаю себя и таким образом создаю это я актом своего осознания – это первый продукт моего сознания, первый акт свободы в воле человека. Я выделяю себя из всего того мира, что не относится к моему внутреннему миру – это и есть первое основоположение науки.
2. Осознание чуждого мира «не-Я» - это второе основание наукоучения, где «Я» полагаю «не-Я»
Но это не выход во внешний мир – это иное состояние моего сознания. Когда оно обращено не на самого себя, а его активность направлена в основном на внешний мир. Материальные вещи рассматриваются лишь в отношении к человеку. Индивидуальное сознание, по мнению Фихте в состоянии вместить в себя весь необъятный мир, т.е. я его могу вообразить, могу познавать, представлять и т.д. Таким образом, «Я» превращаюсь в Мировой субъект.
У Фихте весь мир нашего сознания (и осознание природы и самосознания), это есть порождение активности человеческого духа, нашего «Я». И поэтому «Я» и «не-Я» - это разное состояние сознания, внутренние противоположности. Эти противоположности есть единое целое, абсолютное «Я».
«Я» полагает самого себя и «не-Я» это и есть третье основание наукоучения.
Важным достижением здесь является диалектический способ мышления. Фихте пишет о противоречивости всего сущего, о единстве противоположностей – противоречие есть источник развития. Категории не априорные формы рассудка, а система понятий, которые вбирают в себя знания, развивающиеся в ходе деятельности «Я».
Сам того не осознавая, переходит с позиции субъективного идеализма на позиции объективного. В работе «Наставление блаженной жизни» «Я» как абсолют сливается с Богом, а философия превращается в теософию.
В практической философии Фихте рассматривает проблемы нравственности в праве и государстве (под влиянием Французской буржуазной революции). Здесь главная проблема – проблема свободы именно при рассмотрении этики, права, государства. Свобода человека состоит в подчинении его законам, осознание их необходимости. Право – добровольное подчинение каждого человека закону, установленному в обществе.
Государство должно каждому обеспечить собственность, ибо социальный мир - мир буржуазной частной собственности, где государство и есть организация собственников (это догадка об экономической и социальной природе государства).
Фихте рассматривает концепцию национальности как коллективной личности, которая имеет сое призвание и назначение. Он обосновывает суверенитет, достоинство личности, говорит о его активной стороне деятельности как творца социальной реальности и самого себя.
«Мысли самого себя», «будь самим собой», «будь свободным, разумным, бесконечным в своих возможностях» - таков наказ мыслителя.
Вывод:
1) сознательное применение диалектики как метода построения философской системы;
2) преодолевает Кантовский дуализм – принцип монизма в гносеологии;
3) утверждает право разума на теоретическое познание.
Философия Ф.В. Шеллинга (1775-1854)
Натурфилософия
Шеллинг известен как идеалист и диалектик, создатель «Системы трансцендентального идеализма» (это главная его философская работа). Ядром философии Шеллинга является категория Абсолюта. Это ни нечто самостоятельное, независящее от отдельных «Я», а существующее в потустороннем мире, но через природу воплощающее себя в социальной жизни. Абсолют, по его мнению, есть полное тождество духа и природы.
1. Главный замысел его философии познать Абсолютное безусловное первое начало всякого бытия и мышления. Он критикует Фихте и считает, что природа не есть «не-Я», но она и не единственная субстанция, как думал Спиноза. Природа – это Абсолютное а не индивидуальное «Я». Это вечный разум, абсолютное тождество объективного и субъективного, т.к. познание человека не просто субъективная способность, она изначально заложена в структуру мироздания, как объективная составляющая этого мира.
2. Материальное и идеальное тождественно, совпадают, их противопоставлять нельзя. Это лишь различные состояния одного и того же Абсолютного разума. Материя лишь свободное состояние его, единым основанием сущности природы является идеальная духовная активность.
Его натурфилософия стремилась прежде всего обосновать открытие в естествознании (Кулона, Гольвани, Вольта, Лаувазье и т.д.), осмыслить их, свести в единое мировоззрение. Шеллинг пытается защитить философию от пренебрежительного отношения естествоиспытателей (Ньютон – считал, что философия сутяжная дама, связываться с ней равно как подвергаться судебному преследованию).
Его философская система диалектична:
· единство природы как таковой;
· сущность каждой вещи есть единство противоположности, он их называет «полярностью» (магнит, положительные и отрицательные заряды электричества, субъективное и объективное сознание и т.д.).
Это есть главный источник активности вещей – «мировая душа» природы. Живая и неживая природа – единый организм, даже мёртвая природа у него – «несозревшая разумность». Природа всегда есть жизнь – идея панпсихизма – вся природа обладает одушевлённостью. Это был переход к объективному идеализму и диалектике в немецкой классической философии
Практическая философия
Здесь главная проблема – свобода, от неё зависит создание «второй природы» - правовой системы общества. Государства с правовой системой должны объединятся в федерацию для прекращения войн и установления мира между народами.
Особо стоит проблема отчуждения в истории. В результате деятельности человека часто возникают неожиданные, нежелательные последствия, которые ведут к подавлению свободы. Стремление реализовать свободу превращается в порабощение (французская революция, отсюда вывод – в истории царит произвол: теория и история противоположны друг другу. В обществе господствует слепая необходимость и человек перед ней бессилен).
Шеллинг понимает, что историческая необходимость пробивает себе дорогу через массу индивидуальных целей, субъективных интересов, которые детерминируют человеческую деятельность.
Но всё это есть беспрерывное осуществление «откровения Абсолюта», где Абсолют есть Бог, а философия тождества бытия и мышления наполняется теософским смыслом.
Позже вся его философская система приобретает иррационалистический и мистический характер.