Движение и развитие. Движение — это изменение вообще, безотносительно к его направлению и результату
Движение — это изменение вообще, безотносительно к его направлению и результату. Развитие, если оставить пока в стороне его различные трактовки, понимается как возникновение качественно нового. При первоначальном подходе возникает впечатление, что развитие есть одна из частных форм движения. Такая концепция развития получила одно время широкое распространение в науке. С этих позиций движение следует рассматривать как всеобщее свойство материи, ее атрибут, а развитие — лишь как особенное, частное проявление его. При этом обычно развитие определяют как высшую форму движения. Изложенная трактовка развития имеет некоторые основания. Действительно, если рассматривать отдельные акты изменений, отдельные «примеры», то обнаруживается, что случаи развития, т.е. возникновения качественно нового, являются чрезвычайно редкими по сравнению со случаями просто изменений. Механические перемещения тел, циклические процессы в природе, масса рутинных событий в природе и обществе не содержат в себе никаких качественных новообразований. Простые изменения в природе количественно подавляюще преобладают. Давно подмечено, что в окружающей нас природе простые состояния безусловно преобладают над сложными. Так, видимая Вселенная в основном состоит из водорода и гелия, простейших химических элементов, остальные химические элементы составляют около двух процентов всей массы вещества. Возникновение живого — чрезвычайно редкий, по сравнению с массой физических и химических превращений, случай. Вероятность возникновения жизни в природных превращениях ничтожно мала. Так, по подсчетам Г. Кастлера, она оказывается равной 10-255, а Л.А. Блюменфельда даже 10-800 (по отношению к уровню аминокислот, полифосфатов и т.д.).По отношению же к уровню квантово-механических процессов вероятность возникновения жизни оказывается практически равной нулю.
Многие исследователи утверждают поэтому, что развитие, как появление нового, более сложного, вообще чрезвычайно редкий «случай» в объективном мире. Однако изложенное понимание развития — весьма любопытный пример недиалектического образа мышления. Начать с того, что утверждение о развитии как высшей форме движения является парадоксальным и лишено смысла, ибо предполагает существование развития... до развития (поскольку; высшая форма движения должна была развиться из низших, т.е. развитие должно было уже существовать). Далее, с позиций этой концепции подавляющая часть мира не обладает способностью к развитию, которая затем почему-то возникает. Появление развития явно трактуется здесь как чистая случайность. Развитие невыводимо из движения и, следовательно, независимо от убеждений авторов концепции, оказывается привнесенным в материю извне, т.е. сотворенным. Избегнуть неминуемых парадоксов и бессмыслицы можно только в том случае, если развитие рассматривается как никогда не возникавшее, вечное всеобщее свойство материи.
Развитие в некотором плане действительно выступает как более редкий «случай», чем акты движения. Однако обобщение по «частотному» признаку ошибочно. Движение — более простое свойство материи, которое обнаруживается поэтому в любых актах изменений. Развитие — более сложный и фундаментальный процесс, проявляющийся лишь в крупных интервалах изменений, в массе частных изменений. Сравнивать число простейших актов изменений с чрезвычайно редкими по сравнению с ними «случаями», например, появления живого из неживой материи, абсурдно. Возникновение живого — результат всего многообразного и сложного процесса химической эволюции мира, составленной из множества химических реакций. Идея развития как всеобщего свойства материи основана на более глубоком и целостном подходе. Развитие явственно обнаруживается прежде всего в смене основных форм материи (физической, химической, биологической, социальной), в крупных ступенях изменения каждой из них.
Развитие включает в себя движение, движение — наиболее абстрактная сторона развития.