Диалектико-материалистическая концепция философии

Этимология термина “материя”: от лат. materia - вещество. “Вещественное” значение термина удерживалось вплоть до XX века

Но еще Демокрит заметил, что с помощью одного, качественно-определенного вещества невозможно объяснить происхождение другого.

Дальнейшее движение мысли привело к идее атомарного строения мира в основе лежат чувственно не воспринимаемые частицы - атомы. Атомы истолковывались как мельчайшие “кирпичики” До конца XIX века просуществовала дискретная картина мира, когда бытие мыслилось как особого рода взаимодействие мельчайших обособленных (дискретных) частичек вещества.

Однако долгое существование атомизма постепенно сменилось его кризисом в силу наличия целого ряда новых эмпирических фактов.

Во-первых, атом оказался не простой мельчайшей частицей: был открыт электрон, радиоактивный распад и т.п. Атом - обладатель чрезвычайно сложного внутреннего строения. + Появились совершенно новые воззрения в области теории взаимодействия введение в физику понятия поля (Фарадей, Максвелл), которое описывает принципиально отличное от вещества состояние материи. Сначала поле понималось как окружающее какой-либо вещественный объект пространство это не разрушало представления о материи как о веществе, так как поле продолжало мыслиться как атрибут вещества.

Затем было неопровержимо доказано, что поле - не только атрибут объекта, но и самостоятельная физическая реальность поле вместе с веществом превратились в новый и особый вид материи, в котором вместо дискретности основным свойством является континуальность.

+ Масса считалась мерой количества материи открытие непостоянства массы было истолковано так, будто материя исчезает, а материализм терпит крах. В этом же духе был истолкован радиоактивный распад атомов - превращение материи в энергию исчезновение материи.

Западное общественное мнение повернулось к идеализму в своем большинстве, так как материализм традиционно был связан с механистически-вещественным пониманием материи.

Разрешением вышеописанной проблемы также является концепция диалектического материализма, которая уточняет категорию материи в свете новых данных естествознания, освобождает категорию материи от неразрывной связи с понятием вещества и дает определение, соответствующее универсальному содержанию данной категории.

Материя существует в виде бесконечного многообразия конкретных образований и систем. В каждой конкретной форме материи нет какой-либо первичной, бесструктурной и неизменной субстанции Материальные объекты обладают внутренней упорядоченностью и системной организацией. Упорядоченность проявляется в закономерности движения и взаимодействии всех элементов материи, благодаря которому они объединяются в системы.

Типы материальных систем - элементарные частицы и поля, атомы, молекулы, макроскопические тела разных размеров, геологические системы, Земля, другие планеты, звезды, внутригалактические системы, Галактика, системы галактик, Метагалактика.

Диалектический материализм не связывает четко понятие материи с вопросом о ее конкретном строении.

Два основных возражения против концепции материи в диалектическом материализме:

1) известны такие проявления материи, которые не даны в ощущениях;

2) если материю можно определять через соотношение с сознанием материя зависит от сознания, а не наоборот.

24.Понятие «пространство» обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу. Понятие «время» указывает на свойство вещей иметь какую-то длительность - скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Из этих определений видно, что категории пространства и времени характеризуют реальные параметры сущего. Вместе с тем в философии и науке часто используют понятия перцептуального (психическое восприятие человеком реальных пространственных и временных свойств) и концептуального (теоретические представления о них) пространства и времени.

К основным свойствам пространства обычно относят:

• размерность - способность вещей и явлений обладать некоторыми параметрами, которые могут быть измерены и зафиксированы (скажем, длина, ширина, высота вещи, ее положение в той или иной системе координат).
• изотропность - свойство «равенства», физической тождественности всех пространственных измерений, т. е. характеристики объектов не зависят от таких параметров, как длина, ширина и т. д.

Основным свойством времени чаще всего считают:
• необратимость (одномерность) - способность процессов развертываться лишь в одном направлении: от настоящего к будущему (так называемая «стрела времени»).

В истории философии сложились две основные концепции пространства и времени:

1) Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности. Пространство предстает в ней как абсолютная пустота, вместилище вещей и явлений, а время - как бесконечный поток состояний и событий.
2) Реляционная концепция понимает пространство и время как систему отношений, которые не обладают самостоятельным существованием, а выступают как особые характеристики вещей, их атрибуты. В современной науке реляционная концепция конкретизируется в ряде физических теорий.

В результате формируются неклассические представления о пространстве и времени, в частности:

• пространственные и временные характеристики тел зависят от скорости их движения (чем выше скорость, тем тело короче и тем медленнее течет для него время);
• пространство и время взаимосвязаны, образуют 4-мерный континуум пространство-время,
• свойства пространства и времени зависят от распределения и плотности вещества: вблизи тел с большой массой пространство «искривляется», а время течет медленнее.

Пространственно-временные характеристики неживой природы в значительной мере зависят от уровня ее структурной организации. С развитием химии, биологии и социальных наук трансформируются физикалистские представления о пространстве и времени, т. к. существует множество форм, отличных от протяженности и длительности неживых систем.


25.Представления о природе первоначально складываются в натурфилософиии античного мира. В отличие от обыденного сознания, натурфилософия ориентирована на поиск первоначала общего и обоснование его структурной организации. Процессам и явлениям природы она пытается дать рациональное объяснение. Поскольку природа воспринимается как состояние космоса (порядка), а процессы и результаты человеческой деятельности как нарушение меры, как предпосылка хаоса, то натурфилософия, констатируя потенциальное противостояние общества и природы, проводит между ними демаркационную линию. Отныне общество и природа рассматриваются с учетом их собственных оснований. Тем самым было перечеркнуто мифологическое понимание сродности природы и общества.
В целом же для античности природа выступает не только как среда обитания, но и как объект познания и преобразования. Идеалом, достойным мудреца, считалась жизнь в согласии с природой.
В условиях Средневековья с его философией теоцентризма природа рассматривается как антипод Единого. Творение мира из ничего, с одной стороны, выражало всемогущество Бога, с другой стороны, подчеркивало ничтожество природы, возникающей на миг, а исчезающей насовсем. Предполагалось, что природа блокирует духовное начало, выступает его оковами.
В эпоху Ренессанса с его концепцией антропоцентризма отношение к природе кардинальным образом меняется. После средневекового аскетизма, осознав свое земное предназначение, человек открывает для себя всю красоту и великолепие природы, восторгается ее гармонией. Природа рассматривается не как среда обитания человека, не как мир, где хаос сменяется космосом, а космос взрывается новым состоянием хаоса. Мир рассматривается как некое тождество Бога и природы.
Переход от неживой природы к живой и от живой природы к духу — это восхождение от бессознательной духовности к осознанной духовности человека разумного, а поэтому между природой и человеком находится не барьер, а органичная преемственность в пределах отрицания отрицания. Бессознательный дух природы воплощается в сознательном разуме человека.
Идею единства природы и человека, преемственности развития и развертывания бессознательной духовности до уровня сознания человека рассматривает Г. Гегель. В своей знаменитой «Философии природы» он сформулировал и обосновал ряд методологических принципов осознания преемственности природы и человека.

Задача философии состоит в том, чтобы увидеть в природе свободное отражение духа; понять, что мир сотворен, сотворяется и будет вечно сотворяться. По Гегелю, развитие связано с объективацией (опредмечиванием) духа в природе и снятием этой объективации (распредмечиванием) на уровне познающего человека.
Природа включается в систему материального производства. Отныне ей предназначается быть предметом (объектом) труда, страдательным началом. Через труд и отношение собственности человек заявляет о своем господстве над природой, предав забвению обратную связь в отношениях раба и господина.
Человек начинает смотреть на природу сугубо потребительски, полагая, что природа — это кладовая, из которой можно черпать без меры и счета. Но этот некритический оптимизм ставит под сомнение уже один из мыслителей французского Просвещения. Наблюдая, как экспансия природы оборачивается эксплуатацией по отношению к самому человеку, Ж.-Ж. Руссо делает вывод о том, что разрыв генетической связи общества и природы, переход человека от естественного состояния к социальному и являются основными источниками общественных и индивидуальных коллизий.

26.1. Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии.
В философии выделяют следующие основные концепции:
1)натурализаторская концепция, где человек понимается как элемент природы, подчиненный ее законам и не имеющий в своих характеристиках ничего сверх того, что было бы невозможно в других природных образованиях. Человек здесь рассматривается по аналогии с животными и сам является не более чем животным.
2) концепция экзистенциализма: понимает человека как особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам и качествам, но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и судьбы.

3) концепция христианского персонализма, связана с обоснованием значимости внутреннего духовного опыта и индивидуальной ответственности человека за осуществляемый им свободный выбор.

4) рационалистическая концепция сущностной особенностью человека становится наличие у него разума, сознания.
6) социологизаторская модель, которую наиболее четко выразил К. Маркс, сказав, что «сущность человека есть совокупность всех общественных отношений». Человеческая природа формируется обществом и меняется вместе с изменением исторической ситуации.

2. Научные и философские модели происхождения человека.
Исторически первой моделью происхождения мира и человека была 1) концепция креационизма (лат. сreatio – творение, создание) рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие».
2) Концепция эволюционизма – идея естественного происхождения человека из животного царства. В научном плане эволюционизм более интересен и последователен. Эволюционизм сегодня выступает наиболее авторитетной версией происхождения человека науке и в философии. В современной науке возникновение первых человекообразных существ, ставших промежуточным эволюционным звеном между обезьяной и человеком, относится к периоду 5–8 млн лет назад.

3) игровая концепция ее автором считается нидерландский мыслитель Й. Хейзинга. Игра выступает как форма свободной творческой активности, избыточной по отношению к материальным интересам и необходимости выживания. Вместе с тем ощущение свободы, даруемое игрой, достаточно условно. Игра, освобождая от гнета повседневности, одновременно подчиняет человека своей стихии, где обязательными признаками игры являются наличие у нее своего временного ритма, закрепленного в особых правилах, и пространства, в пределах которого эти правила действуют с непреложностью закона.
4) психоаналитическая концепция антропогенеза З. Фрейда - возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, основания которого составляют тотем и табу. Появление их стало следствием разыгравшейся в первобытном обществе «эдиповой» драмы, связанной с восстанием сыновей против отца. Разрыв органичной целостности общины, вызванный убийством ее предводителя, стал предпосылкой для обожествления предка в форме тотема как прародителя и защитника рода.
5) семиотическая концепция рассматривает культуру как особую знаково-символическую реальность, основу которой составляет язык. Язык выступает универсальным посредником между человеком и миром, где элементы языка одновременно обозначают, т. е. наделяют значением, и замещают реальные объекты и процессы. Человек при этом воспринимает действительность только в тех ее смысловых характеристиках, которые заданы языком, а язык тем самым определяет границы и свойства самой действительности, так и человека.

27.В Новое время на решение проблемы сознания решающее влияние оказало мировоззрение антропоцентризма. В главе «Бытие и материя» уже было показано, что Новое время вошло в историю под знаком того события, которое Ницше выразил в афоризме «Бог умер». Человек освободился от власти и опеки Божественного, перестав признавать свою принадлежность двумя мирам: земному и неземному, стал объяснять свое происхождение только их природы, согласившись впоследствии с теорией Дарвина о происхождении человека от обезьяны.

В условиях отказа от Божественного мысль интерпретировалась только как состояние личности, субъекта. Предполагалось, что человеческая мысль сама себя порождает и сама себя детерминирует. Отсюда и новая метафора сознания: оно не восковая дощечка, на которой отпечатываются образы реальных вещей, а некий сосуд, в котором содержатся идеи и образы до того, как оно включится в общение с миром.

Если основной смысл античной метафоры сознания состоял в признании акта воздействия внешнего мира на мир внутренний, т.е акта восприятия, то в Новое время акцент переносится с восприятия на воображение. Когда сознание работает в режиме воображения, то не предметы запечатлеваются в нем, а оно само творит и конституирует мир явлений. Так, с точки зрения И. Канта, в нашем сознании наличествуют непосредственно данные знания о чем-то как о целом, и мы обнаруживаем их, как только начинаем сознавать себя. Они даны нам до всякого познания, т.е. априори (apriori - до опыта). Начиная познание, мы обнаруживаем, что в нашем сознании уже есть знание о том, что мир пространственен и временен, что в нем действуют причинно-следственные связи и т.д. Когда человек осознает себя как Я, у него уже есть способности к логическому мышлению, языку, умение воспринимать мир пространственно и временно и т.д. Сознание начинает рассматриваться в качестве условия возможность познать внешний мир, творить мир явлений, т.е. такой предметный мир, который зависит от структур сознания. В этой связи Лейбниц называл человека «маленьким богом», а кант - верховным законодателем природы.

Метафоры сознания в философии Нового времени и античности имели противоположные смыслы, на они совпадали в том, что содержание сознания отождествлялось с предметным. В разработке проблемы сознания философия Нового времени воспользовалась открытым в средние века умением сосредоточивать свое внимание на внутреннем опыте. Но если в средневековой философии сознание было по определению мистично, то в Новое время из его содержания устраняется всякое мистико-религиозное содержание. Так, Декарт отождествляет сознание с мышлением, логические процедуры которого имеют дело только с характеристиками предметного мира. Он заложил основы отнесения к содержанию сознания только предметно-логического содержания.

29.Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание , то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание . Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты : оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.

Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства , представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.) , настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях : они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.

Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание) , эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли . Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложно структурированное целое.

30.Суть вопроса в том, может ли субъект адекватно познавать мир. Ответ в философии не однозначен. Основные позиции: гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.

Сторонники положительного ответа придерживаются «гносеологического оптимизма».Они считали, что границ познанию не существует, что человек в принципе может получать верные сведения о любом явлении действительности. Именно практическая деятельность является основанием и критерием истинности знания. Практика – это любая форма преобразующей деятельности человека, включающая в себя социальную деятельность и обыденное познание, эксперимент и развитую научную теорию. Знание, многократно подтвержденное на практике, однозначно доказывает, что мир познаваем.

Сторонники негативного ответа могут быть отнесены к гносеологическим пессимистам. В зависимости от степени убежденности в непознаваемости мира они могут быть отнесены либо к скептикам, либо к агностикам.

Скептицизм– это более мягкая, умеренная позиция. Она принципиально не отрицает познаваемость мира, скорее, ее представители сомневаются в этом, а также в достоверности наших знаний. По мнению софиста Протагора, все относительно – любые знания, ценности, законы, обычаи: «человек есть мера всех вещей…»

Агностицизм – более решительная версия «гносеологического пессимизма». Дословно термин переводится как недоступный познанию: «а» – отрицательная частица «не», «гнозис» – знание. Согласно агностикам, достоверное знание в принципе недостижимо. Юм утверждал, что все познание имеет дело с опытом и принципиально не может выйти за его пределы. Кант настаивал на существовании принципиальной границы между знанием и действительностью. Он вводит термины «феномен» («вещь-для-нас», или внешняя сторона предмета, которая является в эмпирическом опыте) и «ноумен» («вещь-в-себе», сущность). Этим различением Кант стремился показать, что у эмпирического опыта и теоретического разума есть границы, поскольку есть сферы, которые не доступны эмпирическому опыту и теоретическому разуму, но принадлежат области веры.

Философия и наука ХХI века активно исповедуют принципы гносеологического оптимизма. Но уверенность человека в своих познавательных возможностях не должна приводить его к отказу от доли здорового скептицизма и от критического анализа достигнутого знания.

31. Субъект – существо, обладающее сознанием и волей, способностью к целесообразной деятельности, направленной на тот или иной предмет; человек, познающий и изменяющий окружающий мир. Предмет, на который направлена практическая или теоретическая деятельность человека, представляет собой объект. В качестве объекта выступают прежде всего предметы и явления реального мира; их отражение в сознании может быть также объектом изучения.

Материализм исходит из того, что материальный объект познания и практической деятельности существует до, вне и независимо от деятельности субъекта. Идеализм, напротив, изображает объект познания только как продукт деятельности субъекта, как продукт сознания и воли человека (субъективный идеализм) или надмирового существа, «абсолютного субъекта» (объективный идеализм). Домарксистский материализм рассматривал отношение субъекта и объекта в [184] познании как отношение, в котором субъект пассивно воспринимает воздействия от объекта. Идеализм, как правило, односторонне подчеркивал и абсолютизировал активную роль сознания.

Вопрос о диалектике взаимоотношений субъекта и объекта в познании был поставлен идеалистами и получил свое наиболее полное выражение у Г. Гегеля, но научно решил этот вопрос только диалектический материализм. Основоположники марксизма показали, что познание осуществляется в процессе общественной практической деятельности человека, направленной на изменение окружающего мира. Все познавательные способности субъекта были поняты как продукт общественно-исторического развития практики и познания. На этой основе был впервые научно разрешен вопрос об активной роли сознания человека. Удовлетворяя посредством деятельности свои общественные потребности, человек активно изменяет предметы природы. При этом он изменяет, создаёт предмет, объект в соответствии с поставленной им целью. В конце процесса труда получается то, что ранее было лишь в сознании субъекта в виде цели его деятельности. В процессе познания человек приводит свое сознание в соответствие с объектом. Изменение объекта, совершающееся в процессе труда, выступает одновременно в качестве критерия истинности тех представлений и понятий, на основе которых субъект воздействует на объект. Совпадение результатов с заранее поставленной целью, т.е. успех, доказывает правильность представлений и понятий. Неуспех обнаруживает несовпадение представлений и понятий с их объективным прообразом. С другой стороны, правильность, истинность представлений и понятий об объекте оказывается необходимым условием успеха практической деятельности человека. И в практике и в познании субъект является активной, деятельной стороной отношения с объектом.

Наши рекомендации