Hic Rhodus, hic salta.
[hик родус, hик сальта]
Другими словами, не хвастайся, а докажи здесь и сейчас, на что способен. Сравните: «Речи слышали, да дела не видим». Из басни Эзопа «Хвастливый пятиборец» (№ 33), где атлет-неудачник, вернувшись на родину, хвастался своим необыкновенным прыжком на далёком острове Родос — том самом, где в древности стоял Колосс Родосский (35-метровая статуя бога солнца Гёлиоса, одно из семи чудес света). Призвав в свидетели всех родосцев, он услышал в ответ от сограждан: «Если это правда, то зачем тебе свидетели? Представь себе, что здесь Родос, здесь и прыгай!» Выражение можно понять и так: «Вот здесь самое главное; вот над этим нужно поработать».
Historia est magistra vitae. — История — учительница жизни.
[hисториа эст магистра витэ]
Из трактата Цицерона «Об ораторе» (II, 9, 36): «История — свидетельница времён, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины». Призыв извлекать уроки из прошлого и искать в истории примеры, достойные подражания. Часто перефразируется («Философия — учительница жизни»).
Hoc erat in votis. — Вот о чём я мечтал.
[hок эрат ин вотис]
Гораций («Сатиры», II, 6,1) о подаренном ему Меценатом, другом императора Августа (а затем — и самого Горация), поместье в Сабинских горах, к северо-востоку от Рима.
Hominem quaero. — Ищу человека.
[hоминэм квэро]
Согласно Диогену Лаэртскому («Жизнь, мнения и учения знаменитых философов», VI, 2, 41), так отвечал греческий философ Диоген — тот самый, который жил в бочке и был рад тому, что на свете так много вещей, без которых можно обойтись, — на вопрос, почему он среди бела дня ходит по улицам с фонарём. «И не нашёл?» — спрашивали его. — «Хороших детей нашёл в Спарте, хороших мужей — нигде». В басне Федра (III, 19) описан подобный случай из жизни греческого баснописца Эзопа. Взяв у соседей огня, он с зажжённым светильником в руке спешил домой к хозяину (т.к. был рабом) и ответил так на вопрос прохожего, видимо, не сочтя его человеком из-за того, что он пристаёт к занятым людям.
Homo est animal sociale. — Человек — животное (существо) общественное.
[hомо эст анимал социале]
Источник — «Никомахова этика» (1097 Ь, 11) Аристотеля. Популяризировано «Персидскими письмами» (№ 87) французского мыслителя Шарля Монтескье (1721 г.).
Homo homini lupus est. — Человек человеку волк.
[hомо hомини люпус эст]
Иначе говоря, каждый по природе эгоист и стремится к удовлетворению своих желаний, что естественно приводит к конфликтам с другими людьми. Этими словами в комедии Плавта «Ослы» (II, 4, 495) торговец мотивирует свой отказ передать деньги для хозяина через его слугу, заверяющего в своей честности.