Тема 3. Философские проблемы человека и общества

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

Социологический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе,

_____________проф. Елина Е.Г.

___________________________

"__" __________________20__г.

Рабочая программа дисциплины

Философия

Направление подготовки

39.03.01 — «Социология»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Заочная

Саратов,

2016 год

Структура и содержание дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачётные единицы 144 часов.

Календарно-тематический план изучения дисциплины

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции час. Практ. заня­тия час. СРС час.
1. Философия, её предмет и место в культуре. Исторические типы философии.   Коллоквиум
2. Онтология и теория познания   - Коллоквиум
3. Философские проблемы человека и общества     Коллоквиум Контрольная работа
      Итого Экзамен

Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре. Исторические типы философии.

1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Специфика мифологического и религиозного сознания. Философия как критически-рефлексивная форма мировоззрения. Специфика философского знания, его рефлексивная природа. Специфика и всеобщий характер философской проблематики. Предмет философии. Определение предмета философии как философская проблема. Система «Человек – Мир», типы отношения человека к миру.

2. Состав и структура философских знаний. Способы бытия философии в культуре. Индивидуальное и надындивидуальное бытие философии. Отношение философии к сферам духовной деятельности человека.

3. История философии как философская проблема.

4. Критерии типологизации историко-философского процесса.

5. Понятие исторического типа философии. Понятие научной парадигмы. Парадигмы философствования.

6. Онтологическая парадигма в истории философии: основные идеи и этапы становления

7. Гносеологическая парадигма

8. Антропологическая парадигма в контексте современной западной философии

Тема 2. Онтология и теория познания

1.Проблема бытия в истории философии. Монистические, дуалистические и плюралистические концепции бытия. Дух и материя. Материализм и идеализм.

2.Движение и развитие. Модели и законы развития. Диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Самоорганизация и системность. Прогресс как проблема.

3.Пространство и время. Проблема пространства и времени в истории философии. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени, их мировоззренческие и методологические основы. Понятие биологического и психологического пространства и времени.

4.Специфика человеческого бытия. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Знание, сознание, самосознание. Природа мышления. Язык и мышление. Подходы к изучению сознания в истории философской мысли.

5.Познание как философская проблема. Представления о познании в истории философии. Проблема познаваемости мира. Понятие знания, знание и мнение, знание и вера. Знание повседневное (здравый смысл, наивный реализм) и научное. Философский спор об источниках познания (эмпиризм, рационализм, синтетический подход).

6.Теория истины в философии. Истина и заблуждение. Критерии истины.

Тема 3. Философские проблемы человека и общества

1. Проблема человека в истории философии. Философская антропология как отдельная дисциплина (Плеснер, Шеллер). Проблема природы человека в истории философии.

2. Различие сущности и существования человека в философии экзистенциализма. Понятие экзистенциала и экзистенциальная аналитика М.Хайдеггера. Экзистенциализм о человеке: вера, одиночество, свобода, забота, заброшенность, ситуативность, понимание, страх, «болезнь к смерти», отчаянье, вина, бунт, меланхолия, диалог как фундаментальные способы бытия человека (от Кьеркегора до Камю).

3. Человек как становление (Ницше, Ортега-и-Гассет). Идея «возможного человека» М.Мамардашвили. Проблема смысла жизни в философии (Франк, Тиллих, Франкл, Сартр и др.). Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия. Человек: духовное бытие в материальном мире. Смысл жизни, вера, свобода: ценностные проекции бытия.

4. Проблема социального в истории философии. Общество как саморазвивающаяся система. Философские основания системной теории общества. Общество: структура и функции. Социальные группы и отношения.

5. Исторический процесс и критерии его членения. (У. Ростоу, П. Сорокин, К. Ясперс). Понятие общественно-экономической формации. Цивилизация как форма существования и развития общества. Движущие силы истории: личность, народ, массы. Идея закономерности в истории (прогресс, регресс, стагнация). О смысле истории.

6. Культура как социальное измерение общественного бытия человека. Духовная жизнь общества. Глобалистика как наука. Природа глобальных проблем и современные подходы к их классификации. Социальный прогресс и концепции будущего человечества. Глобальные проблемы современности.

Наши рекомендации