Тема 2.2. Основы гносеологии и логики. Познание, его структура, виды, функции.
Студент должен иметь представление:
- о структуре, источниках, функциях познания.
Студент должен уметь:
- дать характеристику формам научного познания.
Познание, его структура и виды. Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания. Чувства, разум. Воля, память, мышление, воображение и их роль в познании.
Знание. Здравый смысл, наивный реализм и научное знание. Проблема истины. Человеческое познание и деятельность.
Методические указания к теме
Данная тема изучается с философского определения «познание» и рассмотрением сущности спора сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания.
Познание в самом общем виде можно интрепитировать как деятельность человека по приобретению знаний об окружающем его мире, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества и т.д.
Структура познавательного процесса
Практическая деятельность человека
В истории философии существовали различные точки зрения на роль чувственного и рационального в познании.
Сенсуалисты преувеличивали значимость для познания чувственных форм.
Рационалисты, наоборот, отдавали приоритет в познании формам абстрактного мышления.
Агностики считают, что наше познание не дает достоверных сведений об окружающей нас действительности. Они отрицают саму возможность получения такого рода знаний.
На самом деле в реальном человеческом сознании чувственное пронизано рациональным, а рациональное – чувственным.
Подчеркнем, что вопрос о познаваемости мира является одним из важнейших вопросов философии.
Далее студенту необходимо рассмотреть понятия «объективная истина», «относительная истина», «абсолютная истина», которые с разных сторон характеризуют знание об объекте. Далее - раскрыть «проблему истины».
В заключении рассмотреть человеческое познание и деятельность.
Вопросы и задания для самоконтроля.
1. Как человек познает окружающий мир?
2. Объясните взгляды сенсуалистов, рационалистов и агностиков на познание.
3. Дайте характеристику методам и формам научного познания («научный факт», «эмпирический закон», «проблема», «гипотеза», «теория»).
4. В чем состоит «проблема истины»?
5. Проанализируйте человеческое познание и деятельность.
Литература: [1 - 10].
Тема 2.3. Основы методологии. Методология научного познания.
Студент должен иметь представление:
- об уровнях и методах научного познания.
Студент должен уметь:
- выявлять эвристический потенциал научных методов, давать им характеристику, определять методологический инструментарий исследовательских работ.
Методология как раздел философии. Понятие метода. Способы познания окружающего мира. Научные и ненаучные методы познания. Самопознание.
Уровни научного познания: эмпирический, теоретический. Эмпирические методы научного исследования. Теоретические методы научного иследования.