Новая атлантида
"New Atlantis" написана Бэконом в 1623--24 гг. Повесть не былаокончена, однако готовый ее фрагмент вскоре же переводится "для пользыдругих народов" на латинский язык. По своему сюжету она следует довольнораспространенной в XVI--XVII вв. схеме утопического произведения. Рассказведется от лица путешественника, побывавшего в неведомой стране и увидевшеготам осуществление совершенных, с его точки зрения, общественныхустановлений. Так построены и "Утопия" Т. Мора и "Город солнца" Т.Кампанеллы, вышедший, кстати сказать, в том же 1623 г. Произведение Бэкона,принадлежа к иной, отнюдь не социалистической традиции, не содержитсколь-либо глубокой критики современной ему социальной действительности, чтохарактерно для "Утопии" Мора, и не противопоставляет ей иныхсоциально-политических идеалов. В жанре утопии Бэкон начинает развивать своюизлюбленную тему о величии и благе научно-технического прогресса и, кажется,что вся повесть нужна ему для того, чтобы возвысить ученых и изложить свойпроект всегосударственной организации науки. Однако написана она довольноживо, читается с интересом и обладает несомненными чисто литературнымидостоинствами, чего нельзя сказать, например, о "Городе Солнца". Первое английское издание "New Atlantis", осуществленное В. Раули в1627 г., опубликовано в одном томе с "Sylva Sylvaruru or a Natural Historyin ten centuries", которую издатели и систематизаторы бэконовскоголитературного наследия считают существенным фрагментом третьей части"Великого Восстановления Наук". Латинский вариант впервые появился в печатив 1638 г. в составе подготовленного Раули тома сочинений Бэкона "FrancisciBaconi... Operum Moralium et Civilium Tomus". Интересно, что в 1643 г. вУтрехте на латинском языке выходят вместе в одной книге двеутопии-одногодки: "Новая Атлантида" Фр. Бэкона и "Город Солнца" Т.Кампанеллы. Несколько слов о ближайшей судьбе этого жанра в Англии. В периоданглийской революции его использовали для изложения своих республиканскихполитических и конституционных идеалов Сэмюэль Гартлиб ("Описание славногокоролевства Макарии", 1641) и Джеймс Гаррингтон ("Океания", 1656). При этомГартлиб прямо указывает, что образцами ему послужили сочинения Т. Мора и Фр.Бэкона. Из утопий, проникнутых нетерпимым религиозно-пуританским духом,отметим "Новую Солиму" Сэмюэля Готта (1648), произведение серое и бездарное,и содержащую нудные мистические рассуждения книгу Джона Садлера "Ольбия --недавно открытый Новый остров" (1660). У Бэкона нашлись и непосредственные"продолжатели". Таковы две роялистские утопии времен реставрации: анонимная"Новая Атлантида, начатая лордом Веруламом, виконтом Сент-Албанс ипродолженная эсквайром Р. X., в которой излагается программа монархическогоправления" (1660) и незаконченная работа Дж. Гленвилла (1676). Принадлежа кгруппе кэмбриджских платоников, Гленвилл пытался соединить ихрационалистический мистицизм с бэконовским сциентизмом. В своем "ПродолженииНовой Атлантиды" он описывает Бенсалем, потрясаемый революцией ирелигиозными распрями (Подробнее см. А. Л. Мортон, "Английская утопия", М.,1956). На русском языке "New Atlantis" вышла отдельной небольшой книжкой:"Новая Атлантида, сочинение Франциска Бакона Аглинскаго Канцлера, перевод сфранцузского", Москва, 1821. Анонимный автор этого довольно неплохого длятого времени, хотя и не во всем точного, перевода в своем послесловии"Заключение из мыслей переводчика", в частности, писал: "Может быть,некоторые из читателей помыслят, что автор Новой Атлантиды не окончил своегоповествования; но -- он сказал все, что сказать хотел: представил обитающийв неизвестной земле народ, истинно христианский и по их вере, и по ихправилам жизни; изобразил их нравы и их обыкновения, бросающия приметнуютень на испорченную нравственность народов, почитающих себя образованными;дал понятие о знаменитом обществе Испытателей природы, касаясь слегкапредметов, достойных внимания, желающих вникнуть в порядок естественныхзаконов, намекая об открытиях, из которых большая часть в его времена, когдафизические науки едва только возникали, могли только в догадках бытьпредполагаемы" (указ. соч., стр. 183--184). Следующее известное нам русское издание -- "...Новая Атлантида.Перевод, введение и примечания проф. С. Я. Лурье", М. -- Пг., "Былое", 1922.В настоящем томе "New Atlantis" печатается (в дополнение к произведениям Фр.Бэкона, указанным во вступительной статье) в переводе с английского 3. Е.Александровой, опубликованном в академической серии "Литературныепамятники", Фрэнсис Бэкон, "Новая Атлантида, Опыты и наставлениянравственные и политические". М., 1962. Примечания подготовил А. Л.Субботин. 1 Т. е. Тихий океан. Из последующего текста очевидно, что островБенсалем помещается в Тихом, а не в Атлантическом океане, как по ошибкенапечатано в моей вступительной статье к 1 тому наст. изд. В Атлантикенаходилась Атлантида Платона, хотя так могло называться в его времена всенеизведанное водное пространство, лежащее к западу от Гибралтара. Т. Мор,описывая свой утопический остров, видит в нем небольшую часть большогоматерика Нового Света (т. е. незадолго перед тем открытой европейцамиАмерики). Бэкон же помещает Бенсалем в "совершенно не исследованную" частьТихого (Южного) океана. Когда Земля будет изучена, "утопия" перекочует вкосмос. -- 480. 2 Так в древности называли Гибралтар. -- 500. 3 От "Хан-Балык" ("город хана") как он назывался в период монгольскоговладычества в Китае; позднее город был переименован в Пекин. -- 500. 4 Так у Марко Поло именуется Ханчжоу. -- 501. 5 Имеется в виду Платон. См. "Тимей", 24е--25d и "Критий" 108е--121b.Бэкон отождествляет платоновскую Атлантиду ("великую Атлантиду") с Америкой,по-видимому локализуя ее в области Бразилии. Впервые связал АтлантидуПлатона с Америкой Франциск Лопес де Гомара ("Historia de las Indias",1553), усмотревший сходство ее географического описания у Платона стопографией западной части Атлантики. -- 501. 6 "Небесная лестница" (лат.). -- 501. 7 Платон, "Тимей", 24е. -- 501. 8 Т. Мор, "Утопия", кн. II (О рабах). -- 512. 9 Ср. эту программу разделения труда исследователей Соломонова дома стеми этапами и аспектами методического истолкования природы (собираниефактов естественной и опытной истории, постановка плодоносных и светоносныхопытов, составление таблиц открытия, извлечение общих законов и аксиом идр.), о которых Бэкон пишет в "Новом Органоне" (напр. афор. X--XIII, XX кн.II и др.). -- 522.: 35, Last-modified: Thu, 15 Aug 2002 15:04:00 GMT