Тема 3.3. Экономика и культура 10 страница
Традиционное общество – общекультурной термин, означающий общество, в котором человек не мыслит себя вне природы, над ним всецело властвуют вековые традиции (обычаи, запреты). Такое общество не склонно к принятию каких бы то ни было новшеств.
Уайт Лесли Алвин (1900-1975) – американский культурантрополог и культуролог (см. культурология). Рассматривал понятие «культуры» как объективную категорию; подразделял культуру на три подсистемы: 1) технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.); 2) социальную (типы коллективного поведения); 3) идеологическую (идеи, верования, знания). В этой иерархии подсистем основной является технологическая, а остальные, производные от первой, вторичными. Уайт сформулировал общий закон развития культуры: «Культура движется вперёд по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе». В работе «Наука о культуре» (1949) ввёл научный оборот понятие «культурология», предметом которой является содержание общественной жизни, т.к. она изучает элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.). Осн. сочинения : (см. Литература).
Фаберже (Faberge) – общее название произведений ювелирного искусства мирового уровня. [Изделия ювелирной фирмы в России (сер. XIX - нач. XX вв.), которая была открыта в 1842 Густавом Фаберже в Санкт-Петербурге, возглавляемая с 1870 его сыном Карлом Густавовичем Фаберже; преобразована в фирму с филиалами в Москве (1887), Одессе (1890), Киеве (1905), Лондоне (1908)]. Изделия Фаберже (часы, украшения, сервизы, бинокли, портсигары и т.д.), ассоциативно интерпретирующие исторические художественные стили (барокко, рококо, классицизм), а также исполненные в стиле «модерн», отмечены уникальностью конструкторских решений (пасхальные яйца с механическим секретом), полихромией (драгоценные и поделочные камни, золото в различных фактурных и цветовых сочетаниях, разноцветные эмалевые покрытия), тщательностью отделки.
Федоскинская миниатюра – вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше (см. Палехская миниатюра), сложившийся в конце XVIII в. в подмосковном селе Федоскино. [Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов XIX в. были популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы, украшенные сложными многофигурными композициями – копиями картин русских и западноевропейских художников. Особенности федоскинской миниатюры. Федоскинская миниатюра исполняется масляными красками в три-четыре слоя – последовательно выполняются замалёвок (общий набросок композиции), пропись или перемалёвка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах). Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал – металлический порошок, поталь или перламутр. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесенная жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др. Виртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим чёрным лаковым фоном, отточенное несколькими поколениями мастеров умение соотносить композицию росписи с формой изделия, сделали произведения федоскинских миниатюристов популярными не только в России, но и в Европе. Ассортимент изделий фабрики был очень разнообразен – ларцы, шкатулки, многообразные по форме и размеру коробочки, крышки альбомов, чайницы, очечники, кошельки, пасхальные яйца и др. Эти способы декорировки изделий были возрождены только в сер. XX в. В настоящее время художники создают оригинальные авторские произведения, в которых творчески переосмысливаются традиции федоскинской миниатюры. Основные темы их творчества – природа Подмосковья, русские песни и сказки, героическое прошлое России].
Функционализм (лат. functio – исполнение, совершение) – 1) направление в изучении культур, основанное Брониславом Малиновским (1884-1942), английским этнографом и социологом. Главное содержание направления – выяснение функции, назначения каждого элемента культуры. Противостоит эволюционизму в понимании обрядов и ритуалов традиционного общества как пережитков, атавизмов. Рассматривает любое явление культуры в качестве связующего элемента всей культурной системы. 2) направление европейской, а затем и американской архитектуры XX в., выросшее из конструктивизма. Окончательно оформилось в 30-е гг. Отразило стремление архитекторов к максимальной утилитарности, функциональности зданий. [Осн. представители: Ле Корбюзьé (см. пуризм, рационализм); Луис Салливен (1856-1924) – американский архитектор. Дал художественное осмысление типа высотного делового здания, введя композиционные членения и орнамент (небоскреб Гаранти-билдинг в Буффало, 1894-95; универмаг в Чикаго, 1899-1900). Выдвинул теоретические принципы функционализма и органической архитектуры; Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969) – немецкий и американский архитектор. В 20-х гг. один из лидеров функционализма. С 1938 в США, где развивал идею совершенной «универсальной формы», создал тип здания – параллелепипеда со стальным каркасом, нерасчленённым внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен (Сигрем-билдинг в Нью-Йорке, 1958); Фрэнк Ллойд Райт (1869-1959) – американский архитектор и теоретик архитектуры. Основоположник органической архитектуры. Рассматривал здание как организм с единым свободно развивающимся пространством, связанный с природной средой. Постройкам Райта («Дом над водопадом» в Пенсильвании, 1936; Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке, 1956-59) присущи индивидуальность и пластичность облика; Арне Якобсен (1902-71) – датский архитектор, дизайнер. Представитель функционализма (здания авиакомпании «САС», 1959-1961; Национальный банк Дании, 1971); Алвар Аалто (1898-1976) – финский архитектор. Сочетая национальные традиции с принципами функционализма и органической архитектуры, достигал свободы и выразительности объёмно-пространственной композиции, вписанной в природную или городскую среду (дворец «Финляндия» в Хельсинки, 1967-71) и др.].
Футуризм (от лат. futurum – будущее) – авангардистское направление в европейском искусстве 10-20-х гг. XX в., существовавшее преимущественно в Италии и России. Стремясь создать «искусство будущего» его представители отрицали традиционную культуру (наследия «прошлого») и культивировали эстетику урбанизма [(от лат. urbanus – городской) в искусстве и литературе – изображение и описание больших городов, динамики их жизни], машинной индустрии. [В живописи для футуризма характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Лидеры итальянского футуризма: Умберто Боччони (1882-1916) – художник. В его картинах доминирует мотив всеобщей стройки, тотального преображения мира; Джино Северини (1883-1966) – художник. Для его творчества 1910-х гг. наиболее характерны бравурные полотна, передающие жизнь и праздники современного города в динамических ритмах; пёстрый колорит дробных форм на грани абстракции. В 1920-е гг. перешёл к более традиционной, классической манере, работал над церковными заказами. С 1952 писал кубофутуристические абстракции. В литературе: Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944) – итальянский писатель, глава и теоретик футуризма («Манифесты футуризма», 1909-19). Прославлял войну – «гиену мира»; призвал к обессмысливанию словесной формы поэзии (деформации слов, «телеграфный язык», использование в тексте математических и музыкальных знаков и т.п.). Стихи, поэмы, очерки, пьесы («Король-кутёж», 1905), романы («Мафарка-футурист», 1910). В публицистике – идеология итальянского фашизма; сотрудничал с Муссолини. В поэзии – языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»). Наиболее яркие представители: Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (1885-1922) – поэт и прозаик, родоначальник русского футуризма (группа «будетлян»), создатель утопического общества Председателей Земного Шара (1916); Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) – поэт, один из ярчайших представителей авангардного искусства 1910-20-х гг.; Игорь Северянин (наст. имя и фам. Игорь Васильевич Лотарев) (1887-1941, с 1918 жил в Эстонии) – поэт, певец салонно-городских мотивов и романтического индивидуализма; Василий Васильевич Каменский (1884-1961) – поэт. Один из первых русских пилотов; ввёл в обиход слово «самолёт». В раннем творчестве – футурист. Романтические поэмы «Стенька Разин» (1912-20), «Емельян Пугачев» (1931), «Иван Болотников» (1934). Пьесы; Алексей Елисеевич Крученых (1886-1968) – поэт, теоретик футуризма, разрабатывал оригинальный поэтический язык, «заумь» (известная строка – «Дыр бул щыл»), генетически возводя его к «праязыку», фольклорным заговорам].
Фэнтези (англ. phantasy – букв. фантазия) – жанр литературы и искусства, примыкающий к научной фантастике, но в более свободной, «сказочной» манере использующий мотивы дальних перемещений в пространстве и времени, инопланетных миров, искусственных организмов, мифологию древних цивилизаций. В изобразительном искусстве элементы фэнтези часто сочетаются с абстракционизмом, сюрреализмом или претворяются в фантастический реализм.
Хёйзинга (Huizinga) Йохан (1872-1945) – нидерландский философ и историк, теоретик культуры. Автор игровой концепции культуры: игра – источник культуры, «культура первоначально разыгрывается». Считал, что игровые инстинкты присущи человеческой природе, с ними связано восхождение к более высоким формам культуры. В игре «рождаются великие движущие силы культурной жизни: право и порядок, общение, предпринимательство, ремесло и искусство, поэзия, учёность и наука». Игра, по убеждению Хёйзинги, – необходимый способ социальной жизни, то, что поддерживает идеал и определяет духовную жизнь эпохи. Но играть необходимо по правилам («fair play»). [Соч. на рус. яз.: Осень средневековья. М., 1988; Homo Ludens. М., 1992; В тени завтрашнего дня. М., 1992].
Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный, общественный) – многозначное понятие, употребляется в культурологии н политологии: 1) как синоним культуры, как её ступень, следующая за варварством; 2) как особый тип органической целостности, являющийся либо симптомом упадка культуры, либо её высшей стадией. [Термин ввёл французский просветитель Мирабо в 1756. Под этим термином французские просветители подразумевали общество, основанное на началах разума и справедливости]. Современная цивилизации определяется уровнем научно-технического прогресса, а также наличием определённых признаков, основными из которых являются: урбанизация, социальная стратификация, экономическая и политическая активность, типизация человеческой личности, внешняя жизнедеятельность.
Школы в культурологии – относительно условное разделение теоретиков культуры на группы, придерживающихся определённой доминанты. В настоящее время специалисты выделяют пять таких школ: 1) общественно-историческая (Шпенглер, Тойнби, Н.Я. Данилевский (см. культурно-исторических типов теория) и др.); 2) натуралистическая (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Б. Малиновский и др.); 3) социологическая (Т. С. Элиот, П. Сорокин, А. Вебер, Т. Парсон и др.); 4) символическая школа (Э. Касирер, К. Леви-Стросс и др.); эволюционистская (Спенсер, Тайлор, Морган и др.).
Шпенглер Освальд (1880-1936) – немецкий философ и культуролог. Главная его работа – «Закат Европы» имела большой успех и оказала серьёзное влияние на последующее развитие философской мысли. Был автором ряда популярных историко-культурных идей – «заката Европы», антитезы культуры и цивилизации, типологии и морфологии культур и т. д. [Шпенглер считал, что в основе «морфологической структуры» каждой культуры лежит «душа культуры». Полагал, что единой общечеловеческой культуры нет и не может быть. Выделял семь типов культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, «аполлоновскую» (греко-римскую), «магическую» (византийско-арабскую), «фаустовскую» (западно-европейскую) и культуру майя. Каждому культурному «организму», по его мнению, заранее отмерен определённый (ок. тыс.) срок; умирая, культура перерождается в цивилизацию. Предсказал рождение русско-сибирской культуры. Осн. соч.: Закат Европы (т. I-II, 1918-22, рус. пер. 1923, 1998); Пессимизм? М., 2003].
Эклектизм (эклектика) (от греч. eklektikos – выбирающий) в культуре – механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т.п.; в архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иные смысл и назначение (использование исторических стилей в архитектуре и художественной промышленности XIX в.).
Экспрессионизм (от лат. expressio – выражение) – направление в европейском искусстве первых десятилетий XX в.; одна из классических форм европейского модернизма. Если в импрессионизме (первое модернистское направление) возобладали чувственные первичные ощущения, то в экспрессионизме реальность подвергалась всеохватывающей субъективной интерпретации. Отсюда тяготение к абстрактности, обострённой и подчёркнутой эмоциональности, мистике, фантастическому гротеску и трагизму [напр., Георг Тракль (1887-1914) – австрийский поэт. В его лирике, проникнутой трагическими мотивами, – сочетание классических традиций с поиском новых выразительных средств на пути от импрессионизма к экспрессионизму: «Стихотворения» (1913), «Себастьян во сне» (1914)]. В центре художественного мира экспрессионистов – сердце человека, истерзанное равнодушием и бездушием мира, контрастами материального и духовного. В экспрессионизме художники выражали социальный протест, бунт против сложившихся ценностей, утверждали своё видение жизни [напр., Виллем де Кунинг (1904-93) – американский художник. Выходец из Нидерландов, в 1926 эмигрировал в США. Один из самых ярких представителей абстрактного экспрессионизма. Его абстрактные холсты, написанные очень широким, мощным мазком, полны упоения самим органически-импульсивным процессом творчества. В серии «Женщины» (с 1951) проступают черты «новой фигурации» (обращение к образу человека)]. Стремление к «экспрессии», наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии [В литературе: Кафка (см. роман); Густав Мейринк (1868-1932) – австрийский писатель. В романах («Голем», 1915) и рассказах преобладает иррационально-фантастическая стихия; Георг Кайзер (1878-1945) – немецкий драматург. Комедии: мистико-романтические, антимилитаристские («Солдат Танака», 1940), исторические («Граждане Кале», 1914), социально-критические («Газ», 1918-20) и др.; Вальтер Газенклевер (1890-1940) – немецкий поэт и драматург. В его творчестве нашли выражение бунтарские (драма «Сын», 1914), республиканские (сборник «Политический поэт», 1919), антивоенные (драма «Антигона», 1917) тенденции. Антибуржуазная комедия «Деловой человек» (1927); Франц Верфель (1890-1945) – австрийский писатель. Экспрессионистские мотивы (в лирике) сменяются социально-критическими тенденциями: роман «Сорок дней Муса Дага» (1934). Роман «Песнь о Бернадетте» (1941) и др. В живописи: Эмиль Нольде (наст. фам. Хансен) (1867-1956) – немецкий живописец и график. Мистически экзальтированное, драматическое творчество Нольде построено на резкой деформации, контрастах насыщенного цвета («Жизнь Христа», 1911-12 и др.); Франц Марк (1880-1916) – немецкий живописец. Динамичные, напряжённые по колориту мистико-символические картины выражают неприятие действительности, настроения тревоги («Судьба животных», 1913 и др.); Пауль Клее (1879-1940) – швейцарский живописец, график. Один из лидеров экспрессионизма. Тяготел к абстрактному искусству, к музыкальности колористичных созвучий; Оскар Кокошка (1886-1980) – австрийский живописец, драматург. Писал картины в нервной, резкой, болезненно напряжённой манере («Сила музыки», 1918-20), достигая лиризма и богатства цвета в пейзажах («Венеция», 1924), остроты характеристики в портретах («И.М. Майский», 1942-43). Построенные на гротеске драмы Кокошки («Убийцы – надежды женщин», 1907) насыщены романтической символикой, аллегориями. Антифашистская пьеса «Коменский» (поставлена 1939). В музыке: Арнольд Шёнберг (1874-1951) – австрийский композитор, теоретик и педагог. Глава «новой венской школы». Основоположник додекафонии [(от греч. dodeka – двенадцать и phone – звук; двенадцатизвучие) – метод сочинения музыки, в котором музыкальная ткань произведения, выводится из т.н. серии (ряда, нем. die Reihe) определённой последовательности 12 звуков различной высоты, включающей все тоны хроматического звукоряда, ни один из которых не повторяется. Это некое подобие логического позитивизма в философии; предтеча музыкального постмодернизма]. В 1933 эмигрировал в США. Антивоенная и антифашистская кантата «Уцелевший из Варшавы» (1947) и др.; Антон фон Веберн (1883-1945) – австрийский композитор, дирижёр. Представитель «новой венской школы». Предельный лаконизм выразительных средств вызывает ощущение ирреальности возвышенных образов. Кантаты, симфония (1923) др.; Альбан Берг (1885-1935) – австрийский композитор. Представитель «новой венской школы». Эволюционировал от музыкального романтизма к экспрессионизму. Один из создателей серийной техники – додекафонии. Гуманизм и социальный критицизм отразились в опере «Воццек» (1921). Опера «Лулу» (1935) и др. В кино: Фридрих Вильгельм Мурнау (1889-1931) – немецкий кинорежиссёр. Фильмы: «Носферату – симфония ужаса» (1922, в советском прокате «Вампир Носферату»), «Тартюф» (1926), «Последний человек» (1925, в советском прокате «Человек и ливрея») и др.]. В рамках экспрессионизма возникли ранние образцы абстрактного искусства (В.В. Кандинский – см. абстракционизм).
Элитная культура (от франц. elite – лучшее, отборное) – понятие в культурологии, противоположное понятию «массовая культура». Концепция элитной культуры утверждает необходимость существования в обществе особого слоя – элиты, которая осуществляет специфические социальные и культурные функции. Культура элиты выступает в форме художественного модернизма, новаторства в искусстве, она углубляет идеи классического художественного наследия (её восприятие требует определённой подготовки). Данная культура функционирует, в основном, в среде интеллектуальной элиты, профессиональной духовной интеллигенции; характеризуется эстетической свободой и коммерческой независимостью творчества, мировоззренческой глубиной тематики, философским проникновением в сущность явлений и души человека, сложностью и разнообразием форм художественного освоения мира. [В современной социологии выдвинуты концепции множества элит (политической, экономической, административной, военной, религиозной, научной, культурной), уравновешивающих друг друга и предотвращающих установление тоталитаризма].
Эпос (греч. epos – слово, рассказ, песня) – повествовательная литература о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем); один из трёх основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой). [Основные жанры эпоса: рассказ, баллада, повесть, поэма, роман, эпопея. Возникает в фольклоре (сказка, эпопея, историческая песня, былина). Виды эпоса: устный – сказки, легенды, предания, мифы, сказания, былины и др.; письменный – романы, повести, новеллы, рассказы и др. Эпос схватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность). Эпос – эпическая поэма. Источник её сюжета - народное предание, образы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворная («Илиада» Гомера, «Энеида» Вергилия, «Махабхарата», русские былины, скандинавские саги и др.). До XVIII в. ведущий жанр литературы. В XVIII-XIX вв. ведущим жанром становится роман, в котором сюжеты заимствуются преимущественно из современности, образы индивидуализируются, речь отражает резко дифференцированное многоязычное общественное сознание, форма прозаическая (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский). Стремясь к полному отображению жизни, эпические произведения тяготеют к объединению в циклы. На основе этой же тенденции складывается роман-эпопея (напр., «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси – см. роман). Производное от эпоса как вида или жанра – эпический, в переносном смысле означает величаво-спокойный, бесстрастный].
Эссе (франц. essai – опыт, проба, набросок) – жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы небольшого объёма, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь [Основатель жанра – Мишель Монтéнь (см. Возрождение). Выдающиеся представители жанра: Джон Донн (1572-1631) – английский поэт. Жизнерадостная лирика в духе Возрождения; элегии (см. сентиментализм; стихотворение, песня), сатиры, эпиграммы. Религиозно-мистические поэмы «Путь души» (1601), «Анатомия мира» (1611) и др.; Филдинг(см. роман); Дени Дидро(1713-84) – французский писатель, философ-просветитель. Гениальный популяризатор. Эссе по философии и эстетике «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749), «Письмо о глухих...» (1751), «Философские исследования о происхождении и природе прекрасного» (под назв. «Прекрасное» опубл. в «Энциклопедии...»), «Мысли об объяснении природы» (1754), «Похвальное слово Ричардсону» (1761), «Разговор д'Аламбера с Дидро», «Сон д'Аламбера» (оба 1769, опубл. 1830), «Речь философа, обращённая к королю» (ок. 1774, опубл. 1875), «Систематическое опровержение книги Гельвеция „Человек"» (1773-74, изд. 1875), «Парадокс об актёре» (1773-78, опубл. 1830); критические очерки о французском искусстве 50-70-х гг. XVIII в. «Салоны», и др. Романы: «Нескромные сокровища» (1748), «Монахиня» (1760, изд. 1796), «Жак-фаталист» (1773, изд. на франц. яз. 1796); философская повесть-диалог «Племянник Рамо» (1762-79, полн. изд. 1891); новеллы «Два друга из Бурбонны» (1773), «Это не сказка» (1773) и др.; Вольтéр (наст. имя Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778) – французский писатель, философ эпохи Просвещения, историк. Трагедии «Эдип» (пост. 1718, изд. 1719), «Брут» (пост. 1730, изд. 1731), «Заира» (пост. 1732), «Аделаида Дюгеклен» (пост. 1734, изд. 1765), «Альзира, или Американцы» (1736), «Фанатизм, или Пророк Магомет» (1742), «Меропа» (пост. 1743), «Катилина, или Спасённый Рим» (1752), «Китайский сирота» (1755), «Танкред» (пост. 1760, изд. 1760), «Ирина» (пост. 1778, изд. 1779) и др.; пьесы «смешанного», трагикомического жанра «Блудный сын» (пост. 1736, изд. 1738), «Панина, или Побеждённый предрассудок» (1749). Эпическая поэма «Генриада» (1728), ироикомическая поэма «Орлеанская девственница» (1735, изд. 1755), дидактические поэмы «Рассуждение в стихах о человеке» (1738), «Поэма о естественном законе» (1756), «Поэма о гибели Лиссабона» (1756); оды (в т.ч. «О фанатизме», 1732); стихотворные сказки и стихотворения в различных жанрах лёгкой поэзии; стихотворные сатиры («Бедняга», 1758; «Русский в Париже», 1760). Философско-сатирические повести «Мемнон, или Человеческая мудрость» (1747), «Задиг, или Судьба» (1748), «Микромегас» (1752), «Кандид, или Оптимизм» (1759), «Простодушный» (1767), «Принцесса Вавилонская» (1768), «Белый бык» (1774) и др. Сочинения по философии и истории «Философские письма» (1733, изд. в Англии под назв. «Письма об английской нации»), «Век Людовика XIV» (изд. 1751), «Опыт о нравах и духе народов» (1756), «Философский словарь» (1764-69), «История Карла XII» (1731), «История Русской Империи при Петре Великом» (1759-63); литературно-критические эссе «Опыт об эпической поэзии» (1728), «Комментарии к Корнелю» (1764) и др. Готхольд Эфраим Лéссинг (1729-81) – немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик Просвещения, основоположник немецкой классической литературы. В борьбе за демократическую национальную культуру как средство политического обновления Германии создал первую немецкую «мещанскую» драму «Мисс Сара Сампсон» (1755), просветительскую комедию «Минна фон Барнхельм» (1767). В трагедии «Эмилия Галотти» (1772) осудил социальный произвол, в драме «Натан Мудрый» (1779) выступил сторонником религиозной терпимости и гуманности. Отстаивал эстетические принципы просветительского реализма (книга эссе «Лаокоон», 1766; «Гамбургская драматургия», 1767-69); Гéрдер (см. плюрализм культурный, сентиментализм); Гéйне (см. романтизм); Гилберт Кит Чéстертон (1874-1936) – английский писатель. Один из крупнейших представителей детективной литературы. Рассказы (в т.ч. «Неведение отца Брауна», 1911, «Недоверчивость отца Брауна», 1926), романы («Наполеон из Ноттингхилла», 1904; «Человек, который был Четвергом», 1908) отличают сюжетная занимательность, эксцентричность, парадоксальность мышления. В основе его социально этической программы – философия томизма (цикл эссе «Ортодоксия», 1908) и др.; Роллан (см. роман); Шоу (см. драма); Уэллс (см. научная фантастика); Морис Бланшо (1907-89) – французский писатель, мыслитель-эссеист. Романы «Аминадав» (1942), «Безумие дня» (1973), повесть «При смерти» (1948). Размышления о литературном авангарде ХVIII-ХХ вв., составившие сборники эссе «Пространство литературы» (1955), «Бесконечный разговор» (1969), «Дружба» (1971), «Письмена краха» (1980) и повлиявшие на теорию и практику «нового романа». Выдающиеся образцы эссеистики в русской литературе: А.С. Пушкин («Путешествие из Москвы в Петербург»); А.И. Герцен («С того (другого) берега»); Ф.М. Достоевский («Дневник писателя); ВячеславИвáнов (см. символизм). Д.С. Мережковский (см. декаденство); Андрей Белый (см. символизм); Лев Шéстов (наст. имя и фам. Лев Исаакович Шварцман) (1866-1938, с 1895 преимущественно жил за границей) – философ и писатель. Философские эссе «Добро в учении графа Л. Толстого и Ф. Ницше» (1900) и «Достоевский и Ницше. Философия трагедии» (1903), в которых излагает философское мировоззрение, складывающееся из отрицания отвлечённых моральных принципов, искания Бога, отказа от метафизических «утешений» и признания трагедии жизни как личной основы философствования. В «Апофеозе беспочвенности» (1905) предлагает философию, призванную «научить человека жить в неизвестности». В кн. «Potestas Clavium» (1923), «На весах Иова» (1929) и «Афины и Иерусалим» (1938) Шестов нарисовал широкую картину борьбы в истории философской мысли, в которой рациональные идеи и догмы, логика и разум («Афины») противостояли религиозной истине и личному откровению («Иерусалим»). Шестов предвосхитил основные идеи экзистенциализма; Василий Васильевич Розанов (1856-1919) – русский писатель, публицист и философ. Оригинальнейшая бессюжетная эссеистско-дневниковая проза представляет собой нерасчленённый сплав бытового и философского, политического и интимного, трагического и «пошлого» (книги «Уединённое», 1912, «Опавшие листья», т. 1-2, 1913-15). Религиозно-экзистенциональное умонастроение сочетается с критикой христианского аскетизма, апофеозом семьи и пола, в стихии которого Розанов видел первооснову жизни; культ национальных истоков. Эссеистика: сборники «Библейская поэзия» (1912), «Литературные изгнанники» (1913) и «Апокалипсис нашего времени» (1917-18; о трагическом завершении российской истории в октябре 1917) и др.; Илья Григорьевич Эринбург (1891-1967) – писатель и публицист. В романе с авантюрными сюжетами «Хулио Хуренито» (1922), «Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца» (1928, в России опубликован в 1989) – философско-сатирическая панорама жизни Европы и России 1910-20-х гг. Книга новелл «Тринадцать трубок» (1923). Роман «Падение Парижа» (1941-42), «Буря» (1946-47) – Франции во время Второй мировой войны. Острая антифашистская публицистика (книга «Испанский закал», 1938; «Война», 1942-44). Сборники лирики. Переводы (в т.ч. Франсуа Вийона – см. баллада). Эссе о художниках и писателях. Повесть «Оттепель» (1954-56), название которой стало метафорическим обозначением периода советской истории после смерти И.В. Сталина. Художественные мемуары «Люди, годы, жизнь» (кн. 1-6, 1961-1965) открыли многие, ранее замалчиваемые факты, события, имена из истории отечественной и европейской культуры и общественной жизни XX в.; Юрий Карлович Олеша (1899-1960) – писатель. Роман-сказка «Три толстяка» (1924), роман «Зависть» (1927), рассказы, пьесы отражают психологические и моральные проблемы личности в послереволюционную эпоху. Книга эссе «Ни дня без строчки» (опубликована в 1961) и др.; Виктор Борисович Шкловский (1893-1984) – писатель и литературовед. Автобиографическая проза: книги «Zoo. Письма не о любви, или Третья Элоиза» (1923), «Гамбургский счёт» (1928) и др. Книги о Л.Н. Толстом, Ф.М. Достоевском, В.В. Маяковском; историко-художественные повести, мемуары, эссеистика и др.; Паустовский (см. романтизм) и др.].