Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса

К.Маркс (1818-83) и его соратник Ф.Энгельс (1820-95) в начальном периоде своего творчества разделяли основные взгляды Гегеля, но под влиянием Фейербаха сменили свою позицию на материалистическую. Если Фейербах не принял диалектику Гегеля, то Маркс и Энгельс, высоко оценив диалектику, соединили её с материалистическим пониманием природы и общества. В результате этого они создали новую, более высокую, форму материализма. По Марксу и Энгельсу, материальный мир существует независимо от сознания, «мышление и сознание… продукты человеческого мозга и… сам человек – продукт природы, развившийся в определенной среде и вместе с ней» (1.Т.20,с.34). В мире существует не только движение, но и развитие. Движение материи многообразно, оно включает в себя физическую, химическую, биологическую и социальную формы, переход от одной из них к другой, более высокой, составляет основной вектор развития. «Объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой» (1.Т.20, с.526).

Основное заблуждение Гегеля, по Марксу и Энгельсу, состоит в гипостазировании (от греч. «гипостазис» - субстанция) диалектического мышления – возведении в ранг самостоятельного существования того, что существует лишь как свойство или отношение материи. Если для Гегеля единство мышления и материального бытия выражается в их тождестве, то для Маркса и Энгельса – в отражении.

Маркс и Энгельс внесли существенный вклад в развитие общефилософской теории материализма. Однако по-настоящему оригинальная часть их учения – материалистическое понимание общественной жизни и истории. Вкратце оно сводится к следующим положениям. Главной характеристикой человека служит его деятельность по преобразованию мира и самого себя. Эта деятельность называется практикой. Человеку присуща также деятельность по отражению действительности – познание, или духовное производство. Практика есть основа, цель, движущая сила познания и критерий истинности знания. Основным типом практики служит материальное производство. Материальное производство как основной вид труда в обществе есть главный фактор, обусловивший переход от обезьяны к человеку. «Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии – вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни» (1.Т.3, с.19).

Материальное производство есть также первое условие существования общества и его основная, фундаментальная сфера, определяющая все другие. «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (1.Т.13, с.6-7).

Сознание активно, оно через деятельность людей воздействует на общественное бытие, но во взаимодействии общественного бытия и сознания определяющая роль принадлежит бытию. Материалистическое понимание истории отнюдь не отрицает роли идей в жизни общества. Оно лишь требует идти дальше: откуда берутся сами идеи, из каких потребностей людей они рождаются? Развитие общества – естественноисторический процесс. Хотя историю творят люди, но творят при обстоятельствах, от них независящих, поэтому законы развития общества объективны.

Разрешение противоречий между производительными силами и производственными отношениями приводит к последовательному прохождению обществом ступеней первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной и капиталистической общественно-экономической формаций, которые в целом составляют предысторию человечества. Подлинная история, свободная от антагонизмов между людьми и между людьми и природой, начинается с высшей – коммунистической формации. Богатство такого общества определяется уже не товарами, не вещами, а потому и не рабочим временем, а временем, свободным от материального производства. Да и сам человек выходит из сферы материального производства, оставляя за собой лишь функции его контроля и регулятора. Всё жизненное время человека становится его свободным временем, необходимым для всестороннего развития личности, для высших видов творчества. Как видим, материализм Маркса и Энгельса отнюдь не подчиняет духовные ценности материальным (как это им нередко приписывается). Духовная жизнь выше материальной. Однако именно поэтому она требует для себя материального фундамента.

Глава 9

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА

Наши рекомендации