Отзывы арабских ученых об образовании и науке
Отношения мусульманских ученых к наукам в средние века были самые горячие: ученые пользовались у народа особым уважением, их называли не иначе, как именем алим (сведущий).
Как читателю уже известно из вышеизложенного, аравитяне кроме религиозных наук (аль-елмуль-шари) в средние века занимались и светскими. Особым почетом и уважением пользовались логика (мантык), геометрия (эльмуль-хандяся), естественная история (эль-муль-табеи), физика (хикмят), математика (рыязят), медицина (тыб) и т. д.
Что аравитяне уважали эти науки, об этом, кроме литературы, имеются предания и отзывы арабских ученых. Вот что, например, говорил ученый и более религиозный, даже мистик, авторитет которого в Исламе неоспорим1, имам Зайнуддин Абу-Хамидъ-Мухамедъ-Ал-Газали2: «Логика ест мерило и весы всем наукам; кто не знает ее, для того нет основ для знания». Другой же ученый (Шарифуль-Аллямя) передает об обязанности логики. Имам Сябяки пишет, что заниматься изучением логики и диалектики следует прежде изучения Корана, преданий и законоведения, так как наука эта приятнейшая из наук и полезнейшая и, если кто говорил о ее запрещении, тот не более как невежда. Тот же Газали в своем сочинении (Ихъ-я) и другой автор книги (Татар-ханья) говорит, что медицина обязательна для общества.
Из этого видно, какой светлый взгляд был у мусульманских школ на светские науки. Правда, подвести понятия нескольких людей под один уровень невозможно. Пока отвлеченные науки не приобретут той осязаемости, которая свойственна естественным наукам, до тех пор все законы мышления будут давать повод к прениям, между метафизикой и физикой, истиной и заблуждением примирение немыслимо. Точно также и у аравитян бывали прения; одни высказывались в пользу реальных наук, другие же, относились к ним враждебно. Но и слова последних надо понимать не в прямом, а в том смысле, что они не дозволяли себе критиковать сами науки, а только поведение некоторых ученых, которые принадлежали к философским школам и до того увлеклись знанием философских и естественных наук, что в пылу стремления к ним начали выражаться против учения некоторых из догматов религии и легкомысленно относиться к религиозным преданиям своих народов. Последние неуважительно, с насмешкой стали относиться к учению других школ и поэтому своим неблагоразумием, бестактностью и неумением пользоваться своими знаниями и держать себя в обществе, поколебали его доверие к себе, что дало повод антагонизму против самого учения, особенно среди поклонников мистицизма. Но и они, в своем нападении на реальные науки, не ударились в крайность и не создали в истории Ислама инквизиции против свободного учения, как это случилось в Европе в IV и V веках. Впрочем, антагонизм этот принадлежит к VIII и IX векам; что же мы можем сказать в упрек этому явленно, коль скоро и в XIX столетии мы видим подобную же борьбу одной школы с другою?
Это весьма понятно, если хорошенько вникнуть в вопрос. Всякое злоупотребление, например, или неумелые примеры деятелей, хотя бы блюстителей закона, великая погрешность, так как подрывает доверие общества к самым действительным и гуманным законам и весьма полезным учреждениям, точно также неприличное сану поведение, и неумелость духовных пастырей церквей держать себя, согласно своему положению, роняет их достоинство и ослабляет чувство паствы к самой церкви. Совершенно аналогичны тому же погрешности деятелей науки—вредно отражаются на отношениях общества к их науке. Хорош он – сыплются похвалы его учению, дурен – проклятия. Отсюда происходит смешение понятий о поведении деятеля с самой наукой. Не будь в сферах ученого мира этих неблагоразумных людей, не было бы и крика о вредных науках и не создалось бы в такой мере оппозиционной партии, потому что спор в большинстве случаев происходит от недоразумения сторон. Погрешности ученых суть главная причина возникновения партии врагов науки. Не сама наука подает повод к нападениям на нее, вина всецело падает на ее бестактных деятелей: много греха лежит на них как перед обществом, так и перед наукой. Дурные люди с хорошим образованием как были прежде, так есть и теперь, также и недальновидные люди, смешивающие науку с ее деятелями, были у мусульман в средние века, как есть и теперь у остальных народов. Но где же кроется зло, в самых людях или же в системе их воспитания, или же наконец в самой науке – расследование этого вопроса принадлежит специалистам, цель же наша лишь указать и провести параллель между порицателями наук в XIX ст. и VIII. Еще вопрос: следует ли приписывать всякую оппозицию фанатизму? Не может ли быть других, каких нибудь побудительных причин к этому?
Отдел II
________
ЭТИКА ИСЛАМА.
Учение Ислама о морали.
Магомет сердечно желал образовать честных и достойных людей. Он осознавал необходимость таковых для благоустройства быта народов, без которого все стремления ко благу граждан были бы бесплодны. Для решения этой задачи он нашел нужным обратить внимание на характеры и поведение людей. Тут то он и видел, что большинство зол во всем мире происходит от бедствий сердца (афатулъ-кальб)1. Вследствие этого он задался мыслью облагородить людские характеры и смягчить сердца путем воспитания. Вместе с тем он заботился о распространении среди народа благонравия, для чего занялся обучением своих асхабов правилам нравственности. Исследования и изучения Магометом людских характеров были так обширны и так подробны, что ни одно качество, встречающееся у человека не ускользнуло от его изысканий, как мы увидим ниже, где будем разбирать каждое качество отдельно.
Таким образом, с течением времени создался громадный материал для изучения различия характеров, из которого впоследствии арабские писатели создали полный свод учения о душевных свойствах и характерах.
Много было говорено арабскими учеными о возможности изменения человеческого характера посредством воспитания и образования, т. е. признавать ли это изменение возможным или невозможным, самый характер признать ли прирожденным и не подлежащим изменению, или же приобретаемым посредством воспитания. Вопрос решается в пользу изменяемости, ссылкою на множество опытов и в силу приказания2 самого Магомета об улучшении характеров3.
Я послан, говорил Магомет4, для облагорожения человеческих нравов.
Человек с доброй нравственностью обладает благами обоих миров5.
Нет того преступления, от которого нельзя было бы избавиться чистосердечным раскаянием, кроме лишь дурной нравственности, так как человек с такою нравственностью не успеет покаяться в одном преступлении, как уже готов совершить другое, гораздо худшее1.
О! Абухрайра, поставь себе в обязанность улучшение нравственности. Когда же Абухрайра спросил, в чем состоит благонравие, то Магомет сказал: посещение тех, которые прекратили с тобою сношения; прощение, извинение того, кто причиняет тебе притеснения; воздаяния щедростью и милостью тому, кто оставляет тебя без милости.
Имам Газали в своем сочинении Эхъ яулъ Улюм пишет, что Магомет постоянно просил Бога, чтобы он украсил его самым лучшим благодеянием - высшими качествами: обходительностью и вежливостью. Он часто говорил своим собеседниками ахсину ахлякакюм, т. е. улучшайте ваши нравы2.
По словам Джаббар-Бену-Абдаллаха, Магомет говорил: истинно говорю вам, что религию эту, которую я избрал, ничто так не возвышает, как два качества: добрая нравственность и щедрость (эль хуснул хулк-ва-сиха).
Добронравие, говорит Магомет3, доброе соседство и исполнение родственных обязанностей восстановят благо стран и прибавят в жизни, даже если бы народы их и были развращены.
В виду этого значения в общественной жизни, какое придается благонравию Магометом, арабские писатели и оставили после себя множество исследований о нравах, притом до таких мелочей, что одних лишь дурных качеств насчитывается ими до 60, похвальных еще больше; приведем ниже несколько упомянутых у Магомета, как дурных качеств, так и хороших.
Гордость и учтивость.
Приведем несколько изречений по поводу этих двух свойств.
Не из первых войдут в рай те, на душе которых лежит зерно гордости4.
Кто держит себя низко, почтительно перед другими, того Бог возвысит; кто же возвысит себя перед другими, то Бог унизит его5.
Первыми вошедшими в рай будут те, которые умерли освобожденными от гордости, предательства, злостных долгов.
Бог вдохновил меня, чтобы вы держали себя в степени учтивости, дабы ни один из вас не гордился ни перед кем и никто бы не перешел границы справедливости ни к кому, будь он подданный, иноверец или живущий по мирному договору (мустамин) 1
Я удивляюсь, говорил Магомет, гордому славолюбцу, знающему из чего он создан.
Мусульманские писатели говорят, что гордость (такаббер) есть первое зло на земле, что она была причиною отриновения сатаны (эблис) из лика ангелов, к которым он прежде был причислен.
О! славолюбец-гордец, говорит автор книги Тарыкаи-Мухаммядиа, всмотрись в действительный корень своего происхождения, бывший основой твоего естества: ближайший твой дед капля воды, которую люди с себя смывают, а прадед твой — пылинка, которую люди топчут под ногою. В виду этого подобает ли человеку быть гордым?
Лицемерие, усердие.
По поводу этих двух свойств Магомет говорил, как передают его многие собеседники:
Бог не внимлет тому сердцу, в котором есть хотя и кырато (крупица) лицемерия (немемя).
Усердие (альэхлас) правоверного, лучше чем его дела. Радость усердствующим.
Бог не будет смотреть на ваши имущества и дела, он посмотрит лишь на ваши сердца 2.
Про зависть Магомет говорит так:
Не из моих последователей - завистник и клеветник 3.
Остерегайтесь зависти, она съедает благие дела, как ржавчина съедает железо4.
Не быть вам истинными мусульманами, пока у вас не будет любви к ближнему.
Содействующему добрым делам – тоже благодать, как и самому делающему это доброе дело. Никто из вас не будет истинным мусульманином, пока не будет любить ближнего как самого себя. Совершенство религии состоит в доброжелательстве другим 5
Из арабских писателей имам Газали приводит следующие слова Магомета: четыре драгоценности находятся в человеке, но их уничтожают четыре вещи; четыре драгоценности суть: разум (акль), религия (дин), стыд-совесть (хая), благочестивые дела (амалю ссалих). Гнев уничтожает разум, зависть уничтожает религию, заочная хула - благие дела и корыстолюбие уничтожает стыд и совесть.
О! сын мой, говорил Муавия, завещаю тебе, остерегайся зависти потому, что она обнаружится у тебя прежде чем у врага твоего, другими словами: раньше чем ты успеешь причинить что-нибудь врагу, почувствуешь вред для себя.
Имам Факых говорит: корень проступков заключается в трех вещах: гордости, зависти и жадности. Арабские философы всегда предостерегали от зависти и говорили, что это есть первое преступление на небе и на земле. Так Азазиль (сатана), позавидовав почестям отца нашего Адама, не покорился приказанию Божию, за что был с проклятием отторгнут от лика ангелов. А Каин (Кабиль), сын Адама, завидуя брату своему Авелю (Хабиль), совершил преступление – убил своего брата Авеля, и это было первым преступлением, кровопролития, совершенным на земле родом человеческим.
В своем сочинении под именем ихьяул-улюм, имам Газали пишет: завистник не освободится вечно от горя, заботы и страдания, потому что не все же его враги исчезнут, хотя один из них да останется и будет продолжать жизнь во все свое удовольствие.
Клевета.
В этом случае мы также имеем несколько изречений Магомета. Он говорил:
Знаете ли кто ваши злодеи? Мы, не знаем, отвечали те. – Злодей ваш двуличный: к одним придет – с одним лицом, а к другим - с другим1.
Искатели и обличители чужих пороков, заглазно и передающие эти пороки другим и те, которые ходят с двумя лицами, разыскивая чужие тайны,— восстанут в день правосудия в образе псов2. В книге под именем Тенбих, Вехяб-бену Муняббях говорит:
Не доверяйся тому, кто хвалит тебя за качества небывалые; он также легко будет презирать и не за что хулить тебя.
Абу-Убайдуллах ибн-корайше говорит, что один муж отправлялся к одному ученому за 700 верст для разрешения у него семи вопросов. Когда он дошел до него, то сказал: я пришел к тебе потому, что Бог даровал тебе знание, разъясни мне: 1) что есть небо и что тяжелее него? 2) что шире земли? 3) что крепче и жестче камня? 4) что жарче огня? 5) что холоднее мороза? 6) что глубже моря? и 7) что слабее, беззащитнее сироты. Тот отвечал: клятва честному тяжелее неба; правда шире земли; душа благородная глубже моря; жадный жарче огня; просьба своих неудовлетворенная холоднее мороза; душа без богопознания жестче камня; клеветник, при обнаружении его клеветы, ниже и беззащитнее сироты.
Одинаково осуждаются и следующее пороки: заочно хулить и злоумышлять на других (гайбят), заочно злословить, выпытывать о недостатках других быть дурного мнения о других. Все это запрещается как преданиями Магомета, так и Аль-Кораном. Вот, например, стихи из Аль-Корана:
О, вы, которые веруете, избегайте весьма частого подозрения; есть подозрения, которые грешны, не старайтесь подсматривать за другими, не злоумышляйте на других. Кто бы из вас захотел съесть мясо своего умершего брата? Это вам противно? Так бойтесь Бога, он любит возвращаться к людям и милосерд (Глава XLIX стих 12).
Горе всякому злословящему клеветнику. ( Глава CIV ст. 1).