Измаильский государственный гуманитарный университет
Измаильский государственный гуманитарный университет
кафедра зарубежной литературы
Зарубежный постмодернизм
5 курс фил.фак
к. филол. н., доц. Чепелик О. А.
План практического занятия № 1
Тема. Загадки тайных знаков в романе Умберто Эко «Имя розы»
1. Умберто Эко – писатель, теоретик, ученый.
2. Художественно-структурные особенности романа:
а) жанровая специфика (элементы детективного, исторического и философского романа);
б) интертекстуальность (ирония, пародийность, мистицизм, философичность, множественность прочтения образов);
в) хронотоп.
3. Основные концепты романа: Истина, Слово, Книга, Библиотека, Лабиринт, Наука, Любовь.
4. Критика религиозного фанатизма и лицемерия инквизиторов:
а) образ Хорхе как воплощения средневекового мракобесия;
б) границы божественного и дьявольского в произведении;
в) обжорство монахов;
г) характер «признаний» под страхом пытки (стр. 166 № 5).
5. Мотив смеха как выхода из тупика средневековой ментальности.
Задание: выписать значение символики розы и прокомментировать название произведения.
Литература:
1. Умберто Эко. Имя розы // Иностранная литература, № 8, 9,10. – 1988.
2. Всемирная литература (Х1Х-ХХ век). – М., 2001.
3. Назарець В. М., Василєв Є. М. Постмодернізм: Умберто Еко. До вивчення роману «Ім’я троянди» // Зарубіжна література в навчальних закладах. – 2002. – № 8. – С. 37.
4. Стеценко Т. В. Роман Умберто Еко «Ім’я троянди» у школі // Зарубіжна література в навчальних закладах. – 2002. - № 4. – С. 26.
5. Масімова Л. Загадки таємних знаків. Матеріали до вивченyя роману У.Еко “Ім’я троянди” // Всесвітня література та культура. – 2002. – № 3. – С. 25.
6. Интернет: w.w.w. Eco’s Home Page. ru
Измаильский государственный гуманитарный университет
кафедра зарубежной литературы
Зарубежный постмодернизм
5 курс фил.фак
к.филол.н., доц. Чепелик О. А.
План практического занятия № 2
Тема. Проблема «спора столетий» в романе Дж. Фаулза «Подруга французского лейтенанта»
1. Мотив «становления героя» в раннем творчестве Дж. Фаулза («Маг», «Подруга французского лейтенанта», «Дэниел Мартин»).
2. Художественно-структурные особенности романа «Подруга французского лейтенанта»: ироничный историзм, литературные аллюзии.
3. Художественная концепция викторианского общества, характеристика его типичных представителей.
4. Смыл протеста Сары против общественных условностей.
Задание: 1. Объяснить значение авторского отступления в 13 главе.
2. Выписать цитаты, характеризующие викторианскую эпоху:
стиль, жизненные принципы, мотив Долга.
3. Прокомментировать варианты концовки произведения.
Литература:
1. Дж. Фаулз «Маг».
2. Дж. Фаулз «Подруга французского лейтенанта».
3. Дж. Фаулз «Дэниел Мартин».
4. Долинина А. Паломничество Чарльза Смитсона: О романе Джона Фаулза
«Подруга французского лейтенанта» // Дж. Фаулз «Подруга французского лейтенанта».
5. Бушманова Н. Дерево и чайка в открытом окне. Беседа с Джоном Фаулзом // Вопросы литературы. - 1994. – Выпуск № 1. – С. 165.
6. Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века. – М., 1984. – С.444.
Измаильский государственный гуманитарный университет
кафедра зарубежной литературы
Зарубежный постмодернизм
5 курс фил.фак
к.филол.н., доц. Чепелик О.А.
План практического занятия № 3
Тема. Коллизия красоты и зла в романе П. Зюскинда «Парфюмер»
1. Роман «Парфюмер» в контексте постмодернистской эстетики: пародийность, философичность, гротескность.
2. Проблематика произведения, смысл центральной метафоры.
3. Образ Гренуя как развенчание модернистского мифа о возможностях художника и искусства.
4. Интертекстуальный аспект романа: литературные параллели.
5. Соотношение красоты и зла в романе.
Литература:
1. Зюскинд П. «Парфюмер». – М., 2002.
2. Венгерова Е. Послесловие к переводу романа П. Зюскинда «Парфюмер» // Иностранная литература. – 1991. - № 8. – С. 123.
3. Затонский Д. В. Модернизм и постмодернизм. – М., 2000.
4. Денисова Т. М. Феномен постмодернізму: контури; орієнтири \\ Слово; час. – 1995. – № 2.
5. Слово. Знак. Дискурс: Антологія світової літературно-критичної думки ХХ ст. – Львів. – 1996.
6. Бегун Б. Превратности парфюмерного искусства, или Апология и крах маргинализма // Вікно в світ. – 1999. – № 2. – С. 173.
7. Назарець В. М., Васильєв Є. М. “Монстр від самого початку” Роман П. Зюскинда “Запахи”. 11 клас. // Зарубіжна література в навчальних закладах. – 2002. – № 6. – С. 30.
8. Дитькова С. Ю. Запах краси, або Життя і смерть геніальної бактерії. Особливості вивчення роману Патріка Зюскінда “Запахи”. 11 клас // Зарубіжна література в навчальних закладах. – 2002. –№ 3. – С. 33.
9. Штейнбук Ф. Запашне мистецтво бути людиною (Патрік Зюскінд “Запахи”) // Зарубіжна література (газ.) – 2002. –№ 14. – С. 7.
7. Уліщенко В. Особливості аналізу епічних творів постмодернізму. Роман П.Зюскінда “Запахи” // Всесвітня література та культура. – 2002. - № 3. – С. 13.
Измаильский государственный гуманитарный университет
кафедра зарубежной литературы
Зарубежный постмодернизм
5 курс фил.фак
к.филол.н., доц. Чепелик О.А.
План практического занятия № 4
Тема. Идеалы поколения 90-х годов в романе Д. Коупленда
1. Сведения об авторе. Идея, проблемы и художественный конфликт романа «Поколение Х».
2. Цель протеста американской молодежи поколения 90-х годов ХХ века.
3. Образная система романа: характеристика героев по их имиджу и их историям.
4. «Подгруппы» поколения Х.
5. «Отцы и дети»: проблемы взаимоотношений поколения 60-х и 90-х годов.
6. Проблема ядерной опасности в романе.
Литература:
- Коупленд Д. «Поколение Икс» – Перевод с англ. В. Ярцева // Иностранная литература. – № 3. – 1998.
- Ванштейн О. Постмодернизм: история или язык? // Вопр. Философии. – 1996. – № 3.
- Ивбулис В. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на Западе. – М., 1988.
- Козловски П. Культура постмодерна. – М., 1997.
- Лотман Ю. Исторические закономерности и структура текста // Лотман Ю. Внутри мыслящих миров. Текст. Семиосфера. История. – М., 1999.