Природа философского знания: предмет, структура и основные проблемы.
Зарождение философии, формирование рационального философского мышления началось примерно в VII—VI вв. до н. э. на разных концах земного шара.
Философия в переводе с греческого означает любовь к мудрости. Однако любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем, хотя и является важным условием, чтобы стать философом.
Что такое мудрость? Каждый философ отвечает на этот вопрос по-своему. С этим и связано различное понимание смысла, предмета философии. Например, Пифагор, который первый дал объяснение понятия «философия», считал, что смысл философии – поиск истины. Разделял его мнение и Гераклит. А вот софисты считали, что главная задача философии – научить своих учеников мудрости, но мудрость они отождествляли не с достижениями истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считал правильным, выгодным. Для этого признавались любые средства, даже уловки и ухищрения. Поэтому суждения софистов часто строились на ложных суждениях. Аристотель же считал, что мудрость – наука об определенных причинах, началах; а философия – наука об исследованиях причин и принципов вещей. Эпикурейцы определяли философию как путь для достижения счастья посредством разума. В эпоху средневековья философия была служанкой богословия. Кант рассматривал философию как науку об отношении всего познания к целям человеческого разума. Гегель называл философией науку о разуме, постигающем самого себя.
Структура философского знания:
Все мыслители по-разному видели предмет, суть философии, что доказывает, что философию отличает разнообразие к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере. Философское знание не сводимо к одной парадигме, пусть даже и очень авторитетной. Однако это не означает. Что различным философским концепциям не присуще нечто общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные любому философскому знанию. Их 4:
1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. Философское учение о бытие – онтология;
2. Анализ наиболее общих вопросов познания. Философское учение о познании – гносеология;
3. Анализ наиболее общих законов развития и функционирования общества (социальная философия);
4. Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека (философская антропология).
Функци философии:
1.мировоззренческая ф.
2.методологическая ф.- философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее обищх методов познания и освоения действительности человеком.
3.прогностическая ф. – формулировка гипотез об общих тенденциях рзвития материи и сознания,человека и мира.
4.школы теоретического мышления и мудрости.
5.критическая ф.-принцип «подвергай все сомнению» положит значение имеет конструктивная критика,а не абстрактный нигилизм
6.аксиологическая ф.-оценка исследемого объекта с токи зр. различных ценностей.
7.социльная ф.- охватывает различные аспекты общественной жизни;объяснить социальное бытие и способствовать его матер. и духовн. изменению.
8.гуманитарная ф.-адаптационная и жезнеутверждающая роль для каждого индивидуума, способствовать формирофанию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни
9.функция интеллектуальной терапии – «справляться с теми страданиями, которые вызваны филос. Проблемами, поставленными перед челоовеком жизнью»
Гносеологическая — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности
Онтологическая функция: философия разрабатывает определенные «модели» реальности, сквозь «призму» которых ученый смотрит на свой предмет исследования
Этика - философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль, нравственность.
Эстетика - филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию.