О строении и свойствах материи

2. Понятие материи является фундаментальным как для философии, так и для естествознания. Многоликость и вместе с тем гармония окружающего человека действительности уже в античности породили стремление найти устойчивую, сохраняющуюся при любых изменениях, конечную основу многообразных вещей и явлений – субстанцию. Субстанция– есть философское понятие для обозначения реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития.

Историко-философский экскурс в генезис и развитие категории «материя» связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений. Впервые такую попытку постижения мира предприняли ионийские философы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), которые внесли изменения в мифологическую картину мира. Именно они впервые сделали вывод о том, что за текучестью, изменчивостью и многообразием мира стоят некое рациональное единство и порядок, поэтому задача состоит в том, чтобы обнаружить этот основополагающий принцип, или начало (arche), которое правит природой и составляет ее суть. Роль такой первоосновы материи как субстанции выполнял тот или иной субстрат, то, что является материальной основой единства всех процессов и явлений. Фалес пытался свести бесконечное многообразие видимого мира к такой первооснове как вода, Гераклит – к огню, Анаксимен – к воздуху, Анаксимандр – к «апейрону» (буквально – «бесконечное»). Однако каждый философ признавал свое особое начало. Любое из начал казалось одинаково правомерным, и нельзя было выделить предпочтительное. В то же время ни одно из них не было достаточным для объяснения всего существующего. Тем не менее, учение о стихиях явилось первой натурфилософской концепцией определения первоначала мира.

В поисках более адекватного описания мира следующее поколение древнегреческих материалистов приходит к признанию множественности начал. В рамках субстанционального подхода новой стратегией интерпретации устройства Вселенной стал атомизм. Он стал одним из самых плодотворных достижений человеческой мысли. Возникнув в V в. до н.э., атомистическая идея просуществовала более двадцати веков. Она позволила объяснить множество природных процессов и привела к таким открытиям, как закон Ньютона, молекулярно-кинетическая теория тепловых процессов, периодическая система Д.И. Менделеева. И сегодня трудно себе представить развитие различных областей естествознания без атомистики. При этом необходимо подчеркнуть, что атомистическая концепция материи выходит за рамки только вещного, субстратного толкования ее. Она содержит и другую идею, которая получила развитие в Новое время. Это был период зарождения классической науки, цель которой состояла в том, чтобы дать истинную картину природы как таковой путем выявления очевидных, наглядных, вытекающих из опыта принципов бытия.

Философы Нового времени в рамках учения о материи как субстанции акцентировали свое внимание на ее атрибутивных свойствах – массе, протяженности, непроницаемости и т.д. Реальным носителем атрибутивных свойств выступает та или иная структура первовещества («начало», «элементы», «корпускулы», «атомы»). Таким образом, материалистическая традиция в истории философии исходила в основном из двух принципов: материя рассматривалась или как всеобщая вещественная основа, или как совокупность специфических свойств. Следует заметить, что оба принципа воплощались в одной ее модели, которую можно назвать субстратно-атрибутивной. Однако такого рода представления не позволяли выразить понятие материи в непротиворечивой форме, так как каждое последующее открытие коренным образом изменяло представления о свойствах и строении конкретных веществ, приводило к «разрушению» установившегося понятия «материи».

Преодолеть бытовавшую долгие столетия подмену понятия материи одним из ее видов удалось французскому философу Нового времени П. Гольбаху, который полагал, что по отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным веществам, основываются на разных изменениях, производимых в нас этими веществами. Таким образом мы встречаемся с иной трактовкой материи – пониманием в ее отношении к сознанию, а это уже фиксация отношения субъекта и объекта.

Подготовительным этапом новой трактовки категории материи может рассматриваться концепция марксизма, формирующаяся как рационалистическая теория, которая ассимилировала диалектический метод Гегеля. Поэтому Маркс и Энгельс подвергают ревизии концепцию первоматерии, указывая на ее конкретно-научный, а не философский смысл. Они же трактуют материю как философскую абстракцию, определяют статус материи в рамках основного вопроса философии (об отношении мышления к бытию) и вводят практику как критерий познания и образования понятий.

Таким образом, материя – прежде всего реальность объективная, существующая вне и независимо от человека, но это такая реальность, которая может быть обнаружена только через ощущения. Такое определение материи выражает суть материализма как учения. Согласно ему, материя – основа бытия. Она объективна, первична и представляет собой наличное бытие, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – производные от материи. С точки зрения другой философской концепции – идеализма, ориентированного в интерпретации мироустройства и миропознания на доминирование духовного, признает, что материя существует, но лишь как продукт объективизации первичного идеального духа (Абсолютная идея, Мировой разум). Такой подход в истории философии определяется как объективный идеализм. А согласно субъективному идеализму, материя как самостоятельная реальность не существует, она лишь продукт субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа.

Категория материи является важнейшей методологической категорией, так как последовательное отстаивание материалистического мировоззрения оказывается существенным в конкретно-научных исследованиях. Здесь следует различать философское и конкретно-научное представления о материи. Если философский подход – это, в первую очередь, формулирование понятия материи и доказательство того, что единственное свойство материи – быть объективной реальностью, он характеризуется тем, что абстрагируется от свойств отдельных вещей и их совокупностей и в многообразии мира усматривает его материальное единство, то конкретно-научный подход – это учение о материи, выявляющее основные виды (вещество, поле) и свойства материи (всеобщность, неуничтожимость, неисчерпаемость и др.). С точки зрения конкретно-научного подхода, материя– это научное понятие, с помощью которого исследуются конкретные формы, состояния материальных объектов. Свойства, основные характеристики предметов, явлений, процессов природы, знания о материи опираются на данные физики, химии, биологии. Конкретно-научные представления о структуре и свойствах материи постоянно углубляются, расширяются и уточняются по мере развития человеческого знания (в том числе и социально-гуманитарного).

Методологическая роль категории материи имеет важное значение: во-первых, потому что по мере прогресса конкретных наук встают старые вопросы о понимании объективного мира и его законов, об отношении понятий и теорий к объективной реальности; во-вторых, исследование конкретных материальных форм наряду с частными вопросами выдвигает массу проблем философского характера, таких как соотношение прерывности и непрерывности бытия, неисчерпаемость объектов.

Философию интересуют общие закономерности материального мира, принципы его самоорганизации, способы существования. Поэтому проблема строения материи имеет философский статус. В истории философии она разрабатывалась в соответствии с двумя противоположными подходами: континуального (непрерывного) и прерывного(дискретного) строения мира. Последователи первого подхода признавали возможность бесконечного деления материи. Приверженцы прерывности исходили из того, что материя расчленена на множество образований, последних «неделимых» частиц материи.

Зародившаяся еще в классическом атомизме идея иерархического строения материи позволила показать, что материя структурно организована, что можно обнаружить в любом ее элементе. При этом структура материи не является одноуровневой, а представляет собой многообразие материальных форм различной степени сложности. Сложную структуру материального мира можно сравнить с гигантскими пирамидами с общим бесконечным основанием. В основании каждого конуса располагаются объекты неживой природы (геосфера). Из них и внутри них формируются биологические объекты, а на базе и внутри последних развиваются социальные системы. Каждый член иерархического ряда уровней строения материи представляет собой определенную ступень в ряду подчиненных друг другу материальных объектов различной сложности и в то же время служит строительным материалом для более высоких уровней структурной организации материи. Наличие структурных уровней материи выражает общее свойство материи – диалектическое единство прерывности и непрерывности.

Неисчерпаемость как свойство материи проявляется в бесконечности материи вширь и вглубь в количественном и качественном отношении, находит свое выражение в неисчерпаемости свойств, связей, взаимодействий и структур любых материальных систем.

Понятие неисчерпаемости материи в некотором смысле тождественно понятию бесконечности материи с той лишь разницей, что последнее выражает лишь одну сторону неисчерпаемости – бесконечность наличного и потенциального бытия.

Научно-реалистическое понимание материи мировоззренчески и методологически ценно не только для естествознания, но и для социальной практики, оно позволяет рассматривать общественную жизнь как функционирование и развитие сложной материальной системы – человеческого общества, которое представляет собой единство материальных и духовных факторов.

Наши рекомендации