Необходимость единства естественнонаучной и гуманитарной культур в современном обществе.

Гуманитарные и естественные науки, а также формирующиеся на их основе типы культур, как это видно из вышеизложенного, разделены весьма фундаментально. Однако они характеризуются уникальной взаимодополнительностью.

Размежевание естественно-научного и гуманитарного типов культур, хотя и приняло драматические формы, все же не может отменить факта их исходной взаимосвязи и взаимозависимости. Они нуждаются друг в друге, как наши правая и левая руки, как слух и зрение и т.д.

Введение постулата неразрывного единства гуманитарной и естественно-научной культур (и соответствующих типов наук) может быть оправдано несколькими соображениями.

А. Взаимодополнительность. И тот, и другой типы культур-суть творения разума и рук человеческих. А человек при всей своей обособленности от природы продолжает быть ее неотъемлемой частью. Он-существо биосоциальное. Эта объективная двойственность бытия человека отражается и во взаимодополнительности культур.

Б. Взаимодополнительность мировоззрений. Мировоззрение человека содержит общие представления о том, как устроен природный и социальный мир в целом и не может быть разорванным, половинчатым. Описываемые типы культур и составляющие их сердцевину науки активно формируют мировоззренческих людей (каждый - свою часть).

В. Взаимодополнительность проблем. Естественно-научный и гуманитарный типы культур и наук имеют массу «пограничных» проблем, предметная область которых едина для того и другого (проблемы экологии, антропосоциогенеза, генной инженерии (применительно к человеку).

Г. Рыночные отношения культур. Общественное разделение труда повышает его эффективность и порождает взаимозависимость людей. Этот «разделительный» процесс стягивает, консолидирует социальные общности гораздо сильнее, нежели выполнение одинаковых трудных функций. Нечто подобное происходит с размежеванием гуманитарной и естественно-научной культур. Разделение их «труда» порождает необходимость «обмена продуктами и услугами», а значит, работает в целом на единство, общность человеческой культуры.

Д. Единство Истины и Заблуждения. Единство типов культур и наук проявляется не только в стремлении к истине, но и в схожести заблуждений. Истина, проявленная в одном типе культуры, может трансформироваться в Заблуждение для другого типа культуры.

Е. Взаимосвязь и взаимозависимость типов культур.Не менее очевидна и корреляция между радикальными поворотами в судьбах естественно-научной и гуманитарной культур. Так, поворот естествознания от описания реальности «как она есть» к ее «реконструкции» в соответствии с целями и возможностями субъекта познания удивительнейшим образом напоминает борьбу авангардизма с «реализмом» в искусстве, экспансию релятивизма и субъективизма в историю, социологию, философию и т.д.

Ж. Целостность культуры.Неклассический этап развития естественных и гуманитарных наук выявил относительность критериев их разграничения. Выяснилось, что строгое разделение субъекта и объекта познания невозможно не только в обществознании, но и в исследованиях микромира (теоретическое описание квантового объекта обязательно включает ссылку на наблюдателя и средства наблюдения).

Таким образом, перечисленные выше аргументы единство естественно-научной и гуманитарной культур подтверждают достаточно очевидно. Их строгая демаркация, характерная для XIX - первой половины XX вв., в наши дни все больше ослабевает. Тенденция к преодолению пугающего разрыва двух типов культур формируется объективно, «естественным» ходом развития событий в социокультурной сфере.

Итак, единство и взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур и соответствующих типов наук реально проявляется в последней четверти XX в. в следующем:

• в изучении сложных социоприродных комплексов, включающих в качестве компонентов человека и общество, и формировании для этой цели «симбиотических» видов наук: экологии, социобиологии, биоэтики и др.;

• в осознании необходимости и реальной организации «гуманитарных экспертиз» естественно-научных программ, предусматривающих преобразования объектов, имеющих жизненное значение для человека;

• в формировании общей для гуманитарных и естественных наук методологии познания, основанной на идеях эволюции, вероятности и самоорганизации;

• в гуманитаризации естественно-научного и технического образования, а также в фундаментации естествознанием образования гуманитарного;

• в создании дифференцированной, но единой системы ценностей, которая позволила бы человечеству четче определить перспективы своего развития в XXI в.

Заключение

В результате мы приходим к выводу, что данные области культуры нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Учитывая их самобытные особенности, необходимо использовать их взаимосвязь, которая поможет правильно сориентировать современного человека в огромном информационном мире науки, создать объективную научную картину мира и в целом научное мировоззрение.

Жаркие споры между представителями двух типов культур «физиками» и «лириками» в середине, в конце прошлого века, сегодня поутихли. При этом актуальность данной дискуссии не уменьшилась. Мы видим, что происходит в окружающем мире: рост преступности, межнациональная вражда, экологический кризис. Бесспорно, что объяснение указанных глобальных проблем нельзя свести к единичным причинам. Но можно ли среди этих причин одной из основных назвать конфликт между «физиками» и «лириками»? Вполне возможно. Конечно, данный конфликт не выражается в том, что представители этих двух культур стенка на стенку отстаивают свои исключительные права на главенство в объяснении явлений и процессов. Но если посмотреть на выражение этого конфликта в западной, а теперь и российской, системе образования многое становится ясным. Вспомним, как в школе преподаются предметы: биология, физика, химия - это отдельный блок, в котором просматриваются внутренние и межнаучные связи; история, обществоведение, литература - это другой, отдельный блок. Между этими двумя блоками, чаще всего, учителя школ не демонстрируют никакой связи. Сегодня необходимо показывать все возможные связи между естественным и гуманитарным блоками. Например, говорится, что человек это биосоциальное существо. То есть он принадлежит природе, но при этом формируется как человек только в обществе (вспомним Маугли). Так вот и изучение человека в школе нужно проводить всесторонне - с одной стороны это биология, анатомия, физиология и т.д.; с другой история, обществоведение и т.д.

Сняло ли бы гармоничное научно-техническое и духовное развитие человека (в семье, в школе, в вузе) все глобальные проблемы - это еще вопрос, но значительную часть их - вне сомнения. Таким образом, представители двух культур, чувствуя ответственность перед будущими поколениями, должны подумать о путях объединения, тем более, что такие науки, как синергетика, дают для этого поводы.

Список литературы

1. Музыка О.А., Попов В.В. «Постнеклассическая наука: концепции современного естествознания: Учебное пособие» / Таганрог, 2005 г.

2. Гавриков Д.Е. Возвращаясь к конфликту "физиков" и "лириков" // Концепции современного естествознания. Сборник научных трудов / Под ред. Д.Е. Гаврикова /Иркутск, 2006 г.

3. Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов / М., 2004 г.

4. Концепции современного естествознания / Под ред. Лавриненко В.Н. и Ратникова В.П. / М., 2004 г.

Наши рекомендации