Специфика философского мировоззрения
Философия в системе культуры
Основные термины и понятия
Философия, философствование, основание, мировоззрение, мифология, религия, рефлексия, критика, онтология, гносеология, методология, философская антропология, социальная философия, творчество, традиция, материализм, идеализм, агностицизм.
Глоссарий к разделу
Гносеология –раздел философии, исследующий сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания.
Дуализм –философское учение, считающее в противоположность монизму, материальную и духовную субстанции равноправными началами.
Идеализм – тип философствования, исходящий из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического.
Критика - выявление достоинств и недостатков, оценка, на основании которой вносятся предложения по устранению недостатков, преобразованию.
Материализм –тип философствования,признающее объективность, первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, которая существует вне и независимо от сознания и выступает первоосновой действительности.
Методология(в философии) – раздел философии, изучающий средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности.
Мировоззрение– совокупность предельно общих представлений человека о мире, своем предназначении, ценностях и смыслах, управляющих действиями и поступками; посредством мировоззрения человек объясняет, понимает и переживает мир.
Мифология– форма мировоззрения, способ понимания природной и социальной действительности, распространенный на ранних стадиях общественного развития и характеризующийся неотчетливым различением субъекта и объекта, вещи и слова, существа и его имени, происхождения и сущности, безразличием к логическим противоречиям.
Онтология –раздел философии, рассматривающий бытие, его начала, первопричины, формы; учение о бытии в его данности человеку.
Основание –мыслимая предельная реальность, к которой сводятся явления жизни при их описании и представлении.
Рационализм– тип философствования, признающий разум основой познания, устройства мира и поведения людей.
Религия– форма мировоззрения, основывающаяся на вере в существование (одного или нескольких) богов, наделенных сверхъестественной силой и управляющих миром, тем самым исходящая из признания раздвоения мира на естественный и сверхъестественный.
Рефлексия– философский метод, состоящий в осмыслении предельных оснований бытия, познания, практики, культуры.
Социальная философия –раздел философии, исследующий общество и место человека в нем.
Структура –взаимосвязь или отношение между элементами материальной или концептуальной системы.
Творчество –человеческая активность, представляющая собой создание (порождение) нового.
Традиция –механизм воспроизводства социальных институтов и норм, передача духовных ценностей от поколения к поколению; общественные отношения, отличающиеся определенной исторической устойчивостью, повторяемостью, общностью.
Философия –форма духовной рационально-теоретической активности человека, направленная на постановку и решение мировоззренческих вопросов.
Философствование –непосредственный акт мыслительной деятельности, содержанием которого является реализация связи того, кто мыслит и как мыслит, с тем, что мыслится.
Философская антропология – раздел философского знания, в котором изучается человек как особый род сущего, анализируются проблемы природы человека и модусы его существования.
Функция –роль, которую выполняют различные процессы и структуры по поддержанию целостности и устойчивости систем, частями которых они являются.
Специфика философского мировоззрения
Философия начинается с осознания того, чем она являлась и является в качестве духовного образования. Выяснение необходимых и достаточных условий ее возникновения, а также способов функционирования в общественной жизни и той роли, которую она играет в ее духовной сфере, - это первое, что следует понять. Многочисленные определения философии в известной мере характеризуют ее полифункциональность, многомерность и смысловую нагруженность. В круг вопросов, необходимых для рассмотрения, можно включить следующие:
· Что представляет собой философия как явление культуры?
· Каково соотношение философии с другими областями жизни человека и общества?
· Какие вопросы являются философскими?
· Какие можно выделить специфические черты философии?
· Каковы предметная область, структура и функции философии?
В точном переводе с греческого слово «философия» означает «любовь к мудрости». Так впервые это понятие объяснил Пифагор, а в качестве названия особой науки стал использовать древнегреческий философ Платон. Но что такое мудрость, к которой тянется душа философа, ради которой он читает и пишет книги, ведет беседы, поискам которой посвящает дни и ночи жизни? К мудрецам — а таких людей всегда было не очень много — издревле приходили за жизненным советом. Мудрыми называли тех, кто способен врачевать душевные раны, кто может помочь найти смысл жизни, указать цели и пути к ним. Но для того, чтобы помогать другим, сам мудрец должен был уже обладать огромными духовными и умственными возможностями. Тот, кто указывает цели и ценности, не может не быть причастен к таким тайнам бытия, которые не очевидны для обычного человека. Мудрым может быть назван тот, кто познал законы мироустройства и человеческой души, кто находится в гармонии со Вселенной и может научить других, как жить в мире и в счастье.
Философия — это не сама мудрость, а поиск мудрости и размышление о ней. Мудрости как таковой научить нельзя (она или есть, или нет), а философии — можно. Человек способен приобрести хорошие и добротные философские знания, но станет ли он после этого мудрым, зависит, по большей части, от него самого. Если он удачно переплавит философские знания с собственным жизненным опытом, научится так ориентироваться в мире, что сумеет еще и помогать другим, тогда он сделается мудрецом.
Рассмотрение вопроса о специфике философии можно начать с ее определения. В самом общем плане философию можно определить следующим образом:
Философия - форма духовной активности человека, направленная на постановку и решение мировоззренческихвопросов.
Данная формулировка нуждается в пояснениях.
Во-первых, философия является одной из форм духовной активности человека. Существование человека в мире состоит в постоянном достижении определенного соответствия между жизненными потребностями человека и теми "весьма динамичными в современных условиях" обстоятельствами, которые складываются в ходе реализации своей жизнедеятельности. Поэтому человек вынужден быть активным, чтобы выживать в мире, адаптироваться к изменяющимся условиям и - что более важно подчеркнуть - изменять существующие ситуации в соответствии со своими намерениями и целями. Среди множества форм проявления активности человека активность в виде духовного освоения мира является совершенно необходимой для собственно человеческого существования. Человек не может не размышлять, приступая к какому-либо делу (кстати, чем масштабнее мероприятия, тем выше требования к продуманности и обоснованности их содержания, а также к осмысленности и предвидению вызываемых ими последствий). Человек не может не осмысливать существующее положение вещей, если он хочет определить свое место среди них. Человек не может не переживать ситуации, если он оказывается их участником (часто помимо его воли и желания), а тем более, если он сознательно становится их активным агентом. При этом философия отличается от всех других форм духовной активности.
Во-вторых, философия ставит перед собой и решает мировоззренческие вопросы. Философия, какой она была изобретена в античной культуре, есть определенный тип мыследеятельности, это абстрактно-теоретическое мышление. В ней осмысливается и в абстрактно-теоретической форме выражается (прежде всего, в понятиях, категориях, принципах, законах и т.д.) отношение Человека и Мира. Это такие вопросы, в которых либо спрашивается о том, какое место занимает человек в мире, либо задаются возможные варианты его отношения к миру. Выясняя свое место в Мире, человек одновременно мыслит о том, какое место он в принципе может занять в нем, кем и чем он может быть в Мире, на что он может надеяться, на что рассчитывать и как ему вести себя по отношению к Миру в целом или по отношению к "возможным мирам", которые мыслятся, а потом и созидаются самим человеком.
Многообразное проявление отношения и связей Человека и Мира составляют предметную область философствования, а полученные результаты осмысления этой области в виде взглядов, представлений, суждений, утверждений, сформулированных принципов, систем знания и даже целых учений составляют сферу весьма мозаичного знания, которая и именуется философией.
Из этого следует, что философия представлена многими направлениями, течениями, мировоззренческими позициями и различными систематиками знания.
Главным отличительным признаком философского знания и философствования (в виде размышлений, рассуждений, обоснования тех или иных утверждений и т.д.) является выраженное в них отношение или связь Человека и Мира. Это само отношение проявляется в различных формах. Оно может быть прагматическим, познавательным, ценностным, эстетическим, нравственно-этическим, религиозным, экологическим и т.д.
Мировоззрение - совокупность взглядов человека на мир и свое место в нем, ставшая для человека убеждением и служащая ему программой поведения.
Помимо ценностей, которыми руководствуется человек, мировоззрение включает в себя знания о мире и самом себе; идеалы, в которых человек интегрирует свое отношение к миру и придает ему осознанный характер; нравственно-этические нормы, которые усваиваются человеком в обществе. Мировоззрение – своего рода духовный каркас и личности, и общества, поскольку определяет принципы поведения и деятельности, формирует идеалы и ориентации.
Мировоззренческие вопросы подразумевают возможность различных вариантов своего решения. Это обеспечивает возможность в довольно широких пределах строить объяснительные схемы, а вместе с тем и выражать личностное мировидение. У каждого есть свои ценностные предпочтения. То, что ценно для одного человека, для другого может таковым не являться.
Исторически сложились такие виды мировоззрения, как мифологическое, религиозное и философское.
Мифологическое мировоззрениекак первая попытка образного синкретического объяснения явлений окружающего мира и коллективной жизни, оправдания определенных общественных установок, санкционирования определенных типов верований и поведения. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов был генетический: проблема рождения мира и человека сводилась к рассказу о том, кто кого породил (вспомните, к примеру, картины, рисуемые в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера или представления древних евреев по Библии – в Книге Бытия). Мифы были важными стабилизаторами общественной жизни, они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом, обеспечивая внутреннее согласие человеческой жизни.
Религиозное мировоззрение характеризуется верой в сверхъестественные силы, которые играют главенствующую роль в жизни людей, разделением мира на земной и небесный. Религия тоже стремится ответить на вопросы: «в чем смысл жизни?» и «как устроен мир?», — но ее ответы заранее предопределены и предрешены. Будь то христианство, ислам или буддизм, иудаизм или новая современная секта, берущая ото всего понемножку, в любом случае религия предполагает Священное писание, традицию и авторитет духовного главы. В этом смысле религия догматична (догмат-основное положение вероучения, которое является обязательным для всех верующих, признается непреложной истиной и не подлежит сомнению или критике). Например, догматом любой религии является положение о бытии Бога (богов, духов или иных сверхъестественных существ). Любой верующий, будь то христианин, мусульманин или буддист, прежде всего признает бытие своего Бога. В противном случае, едва ли такого человека можно считать верующим. Религия основана на вере, на живом открытом переживании богоприсутствия и на строгом следовании принятым нормам понимания и действия. Только тот крепок в вере, кто не рассуждает, а радостно доверяется отцам церкви, слову ее святых и текстам, написанным тысячу лет назад. Религия зовет к молитве, а не к дискуссии.
Основным элементом религии является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Главная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то вечного, абсолютного, тем самым придавая смысл и знание, а значит, и устойчивость бытию, помогая преодолевать житейские трудности.
Итак, мифологически-религиозное мировоззрение, предшествовавшее философскому, носило духовно-практический характер.
Философское мировоззрениепредставляет собой рациональное объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе. Своей устремленностью к фундаментальным вопросам бытия, загадкам человеческого сознания и деятельности, философия сближается с мифологией, религией, искусством. Однако, в отличие от них, она обращается не к чувствам, догматам и иррациональной вере, а к разуму; для философии характерны доказательность, логическая обоснованность, аргументированность, системный характер знаний. Поэтому философия, формируя целостное понимание мира, является ядром мировоззрения, его теоретической основой.
В буквальном смысле философские вопросы - это вопрошание человека, обращенность к бытию с целью снять неопределенность своего существования. Это становится возможным при выяснении оснований. С помощью оснований строятся объяснительные схемы, которые обеспечивают более или менее надежные способы действия в той или иной ситуации. Чтобы "добраться" до оснований, т.е. установить, что именно необходимо принять в качестве оснований, нужно выстроить целую цепочку вопросов. Установление оснований, поиск предельной реальности касается не только способов описания жизни человека, но и природы, общества, политики, науки, техники и т.д., - в общем, всего, к чему может проявляться философский интерес. Можно сделать вывод: философия спрашивает об основаниях, т.е. о том, что является изначальным, исходным и фундаментальным для тех или иных явлений мира.
Философия в качестве интеллектуально-мыслительного установления предельных оснований получила статус метафизики. Философия в форме метафизики - это постоянное осмысление (и переосмысление) предельных оснований существующего и его описание в понятиях абстрактно-теоретического мышления. Первоначально философия в форме метафизики была представлена Аристотелем. Она называлась "первой философией" и определялась как учение о первоначалах бытия и познания. Итак, специфику философского мышления нельзя адекватно определить без уяснения его универсализма и принципиальной рефлексивности, т.е. обращенности на поиск предельный оснований бытия, познания, практики, культуры.
В отличие от частных наук, различных формообразований культуры и обыденного сознания философия, как правило, стремилась зафиксировать в языке своих категориальных определений интегральные представления о культуре как целостности и выразить их в совокупности предельных оснований культуры.
Творческая и продуктивная природа философского мышления убедительно обнаруживает себя в процедурах генерации и обоснования потенциально возможных социальных миров и понятийно-категориальных каркасов будущих состояний культуры. Философия представляет собой уникальный духовный феномен, поскольку ее фундаментальной духовной интенцией является проблематизация, осмысление и рационализация различных образов мира и человека, сложившихся в важнейших сферах духовной культуры.
Также одной из особенностей философии является и то, что она направлена на переосмысление общепринятых положений. В повседневной жизни человек обычно руководствуется стереотипами, - устойчивыми, обобщенными и стандартизированными представлениями о действительности. Стереотипы воспринимаются как нечто должное, само собой разумеющееся, и используются без перепроверки своего содержания. Существует масса стереотипов, они пронизывают самые разные стороны жизни. Вот только некоторые примеры стереотипного мышления: "Женщины управляют автомобилем хуже, чем мужчины", "Мужчины не умеют готовить", "Лица кавказской национальности представляют угрозу" и т.д. Часто человек опирается на «общее мнение», стереотипы и клише, укоренившиеся предрассудки и заблуждения, которые упрощают и ускоряют его жизнеориентацию. Устойчивость стереотипов объясняется тем, что обычно (но не всегда) они находят подтверждение в жизни. Однако это не дает никакого права считать стереотипы чем-то безусловно правильным и не подлежащим сомнению; напротив, при критическом рассмотрении очевидность стереотипов оказывается мнимой.
Философия парадоксальна и критична, любое, даже кажущееся очевидным положение, может подвергнуться переосмыслению. С философской точки зрения, все может быть подвергнуто сомнению. Принцип универсального сомнения выдвинул французский философ Р. Декарт. Он предложил такую формулу: во всем следует сомневаться. Это значит, что ни одно положение не может быть принято как данность без его критического рассмотрения. Конечно, нельзя сразу сомневаться во всем; но и не следует слепо верить всему, что говорится. Критическое отношение к действительности не означает, что человек все отрицает. Ведь критика не обязательно предполагает отказ от какого-либо убеждения. Скорее, критика направлена на его корректировку или преобразование. Возможно и такое, что переосмысливаемое положение может быть и вовсе оставлено без изменений.
Критичность философского мышления приобретает особое значение в современном мире. Способность к критическому восприятию помогает человеку устоять перед огромными информационными потоками, которые поступают из разных источников и зачастую поставляют противоречащую друг другу информацию.
Сделаем вывод: философия способствует развитию критичности мышления. Вследствие этой критичности в философии отсутствуют какие-либо обязательные нормы или правила. Правда, философы могут придерживаться определенных установок, применять систему понятий или формулировать законы, но это делается лишь для того, чтобы лучше изложить свои взгляды, а не для того, чтобы другие в обязательном порядке использовали эти установки, понятия и законы. Это отличает философию не только от науки, которая имеет свои законы, но и от религии, которая придерживается определенных догматов.
Особенностью философского мировоззрения является также и то, что его положения, утверждения и выводы приобретают определенную социально-культурную и индивидуально-личностную окраску. Подход к решению философских вопросов в значительной мере зависит от исторической эпохи, социальной и политической ситуации, духовно-идеологического климата, от самого человека, его индивидуальности, ведь он решает их для себя, и потому решит по-своему. Другой же человек может не согласиться с его точкой зрения и предложить собственное решение.
Однако здесь можно возразить: если все решают философские вопросы по-своему и все эти решения будут индивидуальны и самоценны, тогда как можно говорить о великих философах - Платоне, Августине, Канте - ведь их решения подходят лишь для них самих и с ними можно соглашаться или не соглашаться?!
Дело в том, что тот, кто решает философские вопросы (а с этим рано или поздно сталкиваются почти все люди), не обязательно является профессиональным философом. Да, люди могут философствовать, но при этом их философствование, скорее всего, будет ограничиваться их собственной жизнью. Они вряд ли заинтересуются проблемами бытия, познания или общества. Они вряд ли смогут по-новому сформулировать философские вопросы, предложить новые понятия и образы для описания действительности. Этим занимаются лишь профессиональные философы. Заслуги классиков философской мысли состоят в том, что они или впервые, или в наиболее совершенном виде сформулировали идеи, принципы, концепции, ставшие общезначимыми и эффективными при решении многих проблем человеческого бытия.
Таким образом, выделенные особенности философии определяют ее специфику. Подчеркнем следующие моменты.
Во-первых, философия предполагает вариативный характер вопрошания, которое направлено на уяснение условий бытия человека в мире и, одновременно, на выявление возможностей самореализации человека в мире. Во-вторых, философия предполагает постановку и решение мировоззренческих вопросов, которые выражаются в индивидуально-личностной форме. В-третьих, в философии устанавливаются (выбираются, принимаются, утверждаются) предельные основания существующего, при помощи чего строятся объяснительные схемы, а вместе с тем, разрабатываются проектные схемы деятельности человека. В-четвертых, философия предполагает критическое отношение к представлениям о действительном мире, человеке и его месте в нем, следствием чего является их постоянное переосмысление.
Философия особым образом вплетена в ткань жизни человека и общества. Изменения в философии влекут за собой изменения в духовном мире человека или духовной сфере общества, а изменения в последних - изменения в состояниях жизни человека и общества.