Обоснования
А как обстоит дело с метаэтикой? Предположим, что вы согласились со всем, что я высказал до сих пор. Разумеется, это ничего не говорит нам о том, что мы должны делать, в противоположность тому, что мы в действительности делаем и тому, что считаем для себя должным. Допустим, например, что моя биология обусловливает мое чувство того, что я должен быть справедлив к другим людям. Значит ли это, что я на самом деле должен быть справедлив к ним? Может создаться впечатление, что я представил лишь объяснение морали с генетических позиций, но ничего не сказал в оправдание такого подхода.
Коль скоро речь идет о происхождении человеческой морали, то адекватное метаэтическое понимание природы человеческой морали становится достижимым. В частности, я утверждаю - хотя это может показаться невольным трюком - что, поскольку мы говорим о биологических истоках морали, мы видим, что метаэтического обоснования субстантивной этики может и не существовать. Я не имею в виду, что не существует субстантивной этики - ее наличие очевидно. Но я настаиваю, что у нее нет обоснования. Я полагаю, что в тех случаях, когда каким-то убеждениям пытаются дать каузальное объяснение, обнаруживается, что требование обоснованного оправдания является незаконным или по крайней мере чем-то таким, в правдоподобии чего можно усомниться.
Поясню свою мысль на аналогии. В окопах первой мировой войны погибло множество молодых людей с обеих сторон. Оставшиеся в живых жены, возлюбленные, родители, дети часто обращались за утешением к спиритам. И пошли вертящиеся столы отбивать заверяющие послания:
«Все в порядке, мама! Я счастлив теперь! Не беспокойся обо мне! Я только жду тебя и папу!» Как относиться сегодня к этой ситуации, когда мы (как я думаю) понимаем, что это было обманом от начала до конца? Позволю себе утверждать, что никто не станет требовать обоснованного оправдания от таких посланий: покойный рядовой Хиггинс сообщил, что он блаженствует, пребывая в раю в окружении ангелов. Скорее, нам следовало бы в подобном случае прибегнуть к психологическому объяснению склонности людей к самообману в условиях переживаемого ими сильного потрясения.
Подобным же образом, я считаю, поскольку мы взялись за биологическое объяснение происхождения человеческой морали, требования оправдания (в смысле обоснования) являются незаконными. Скорее, эволюционно-этическая позиция ориентирует на то, что чаще известно как «этический скептицизм» или «моральный нигилизм». Мы исповедуем наши моральные убеждения потому, что иметь такие убеждения для нас полезно в адаптивном смысле - только и всего. Мораль обладает не большим онтологическим значением, чем иные полезные человеку средства адаптации, такие, как рука или глаз.
Заметим себе, что упомянутый здесь скептицизм не отрицает существования субстантивной этики. Никто не говорит, что эволюционная этика непременно предполагает картину безжалостной войны всех против всех, этакого Фразимаха наших дней. Скорее, она предполагает скептическое отношение к тем обоснованиям, которые, как предполагают, должна иметь мораль. Мораль, если угодно, это коллективная иллюзия, порожденная нашей биологией для того, чтобы обеспечить наше социальное существование,
Наконец, еще один момент, на котором я хотел бы остановиться. Подлинный альтруизм работает, только если мы в него верим. Если я знаю, что в действительности не существует такой вещи, как мораль,— морали, которая в известном смысле входит в мою плоть и кровь, или, если угодно, морали, которая «объективна»,— то я, пожалуй, все брошу и буду жить только своими сиюминутными эгоистическими интересами. Если бы дело обстояло таким образом, то мораль очень скоро потерпела бы крушение. На протяжении жизни если и не одного, то нескольких поколений моральные существа были бы уничтожены эгоистами. Так что проиграли бы мы все. (Иначе говоря, в последнем счете в проигрыше оказался бы каждый в отдельности ели по крайней мере подавляющее большинство из нас.)
Таким образом, я полагаю, что, по-видимому, паста биология обусловила не только способность к моральному мышлению, но также и убежденность в том, что мораль в известном смысле составляет сущность нас самих. Или, если употребить философское понятие, введенное покойным Джоном Макки8, в морали мы «объективируемся». Мы придаем такой статус нашим субъективным убеждениям, что мыслим их существующими объективно. На самом деле они не существуют объективно, но мораль работает только потому, что мы мыслим их таковыми. Я предвижу, что по этой причине, не говоря уже о других, вы сочтете тот подход к пониманию морали, который я как эволюционист здесь развиваю, интуитивно неправдоподобным. К таким интуициям ведет нас наша биология, и только заглянув по ту сторону самих себя, только вглядываясь в то, изучения чего не ожидала от нас наша биология, мы можем вскрыть истинное положение дел.