Тема № 4.4. Философия истории

Вопросы:

1. Закономерности развития общества (формация и цивилизация).

2. Субъекты и движущие силы истории.

3. Будущее человечества: перспективы исторического развития в современных футурологических концепциях.

4. Глобальные проблемы человечества.

Методические рекомендации:

вопрос «Закономерности развития общества (формация и цивилизация)» довольно сложный, так как требует уже наработанных знаний по истории философии и теории философии. Необходимым представляется анализ не только механизмов смены общественно-экономических формаций (К. Маркса), стадиально-технологического развития общества (У. Ростоу, Э. Тоффлер), но и цивилизационного принципа в понимании общества (А. Тойнби, Н.Я. Данилевский, К. Ясперс, О. Шпенглер).

Рассматривая вопрос «Субъекты и движущие силы истории», следует обратить внимание на такие понятия как «народ», «народные массы», «классы», «нации», «личность», «великая личность». Изучите феномен «толпы» и ее роль в общественных процессах (Г. Тард, Г. Лебон). На основе исторических примеров и знаний, полученных в теме «Диалектика», проанализируйте значение необходимости (закономерности) и случайности в истории.

При подготовке к вопросу «Будущее человечества: перспективы исторического развития в современных футурологических концепциях» покажите специфику информационного общества. Рассмотрите две противоречивые тенденции современности: глобализацию и дифференциацию. Рассмотрите свойства и приведите примеры этих явлений. Определите перспективы ноосферной цивилизации, используя подходы В.И. Вернадского и П. Тейярда де Шардена.

Ответ на вопрос «Глобальные проблемы человечества» надо начинать с усвоение признаков, сущности, содержания понятия «глобальные проблемы», которые затрагивают интересы каждого народа и каждого человека в отдельности, решение их возможно лишь совместными усилиями стран и народов. Отдельно необходимо проанализировать экологические и демографические проблемы, угрозу ядерной войны и международного терроризма, отмечая, при этом, особенности их разрешения и возможность формирования нового планетарного мышления

Вопросы для самопроверки:

1.В каких смыслах в научной литературе используется понятие «цивилизация»? Можно ли утверждать, что в настоящее время существует единая мировая цивилизация?

2. Известный социолог и культуролог Хантингтон в своей работе «Столкновение цивилизаций» говорил о том, что ХХI век будет веком войн между цивилизациями. Согласны ли Вы с ним или нет? Обоснуйте свой ответ.

3. Каковы перспективы развития России в ХХI веке?

Назовите характерные черты современности, качественно отличающие ее от прошлых исторических эпох.

4.Что такое глобализация и как она проявляется в современном мире? В какой степени глобализация выражает единство человечества, а в какой его разобщенность?

5. Возможно ли предсказать будущее человечества? Могут ли «сценарии» будущего быть научными?

6. Назовите основные положения концепции безопасного и устойчивого развития мирового сообщества, принятой в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Дайте оценку ее реалистичности.

7. Каковы исторические перспективы России в ХХI веке: национально-самобытная, евразийская, либеральная или социалистическая? Какой ответ даст Россия на исторический вызов постиндустриальной (информационной) цивилизации? Попытайтесь обосновать свою позицию.

Темы сообщений:

1. «Открытое» общество как западная модель глобального мира.

3. Футурология, её возможности и пределы.

4. Человек перед лицом глобальных проблем.

5. Современная экологическая ситуация и ее перспективы.

6. Философия и ее миссия в спасении человечества.

7. России в мировом сообществе: проблема самоопределения.

Основные понятия темы:

народ, историческая личность, масса, толпа, личность, человечество, эволюция, революция, модернизация, планетарная цивилизация, глобализация, глобальные проблемы, формация, цивилизация.

Учебная литература:

1. Миронов В. В. Философия: учебник. М.: Проспект, 2011. 240 с.

2. Спиркин А. Г. Философия: учебник для бакалавров. М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2012. 828 с.

3. Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. М.: Проспект, 2010. 672 с.

4. Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2014. 575 с. (Бакалавр. Базовый курс).

5. Философия: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. В. Н. Асташов, Н. В. Дрянных, Н. С. Оботурова, О. В. Агафонова. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2014. 161 с.

Дополнительная литература:

1. Ахмедова Т.Т. Политические и экономические аспекты Глобализации // Вопросы философии. 2012. № 3.

2. Батурин В.К. Проблемы развития российской цивилизации (обзор Всероссийского философского форума) // Вопросы философии. 2012. № 7.

3. Бехманн Г. Общество знания – краткий обзор теоретических поисков // Вопросы философии. 2010. № 2. С. 113–126.

4. Бехманн Г., Горохов В.Г. Социально-философские и методологические проблемы обращения с технологическими рисками в современном обществе // Вопросы философии. 2012. № 7, 8.

5. Гезалов А.А. Глобализация и мировоззрение // Вопросы философии. 2012. № 7.

6. Ефременко Д. В. Концепция общества знания как теория социальных трансформаций: достижения и проблемы // Вопросы философии. 2010. № 1. С. 49–61.

7. Киселев Г.С. История и ее подобие // Вопросы философии. 2012. № 3.

8. Мариносян Х. Э. Истоки и сущность глобального кризиса. Задачи государства в построении нового миропорядка // Философские науки. 2009. № 1. С. 5–24.

9. Мотрошилова Н. В. О современном понятии гражданского общества // Вопросы философии. 2009. № 6. С. 12–32.

10. Пигалев А. И. Постмодернистская апокалиптика как упреждающее обновление цивилизационного проекта // Вопросы философии. 2011. № 5.

11. Тощенко Ж. Т. Теоретические и прикладные проблемы исследования новых явлений в общественном сознании и социальной практике // СОЦИС. 2010. № 7. С. 3–6.

12. Федотова В. Г. Социальные инновации как основа процесса модернизации общества / В.Г. Федотова // Вопросы философии. 2010. № 10. С. 3–16.

13. Фельдман Д.М. О правилах мировой политики // Вопросы философии. 2012. № 5.

14. Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. П. В. Алексеев. М.: Проспект, 2008. 576 с.

15. Чумаков А.Н. Глобалистика в системе современного научного знания // Вопросы философии. 2012. № 7.

16. http://www.philosophy.ru/ Библиотека Института философии, журнала «Вопросы философии», энциклопедии, справочники по философским дисциплинам.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЗАДАНИЕ № 1. Философия, её предмет и роль в жизни человека и общества

Вариант 1 Что такое мировоззрение? Как соотносятся философия и мировоззрение?
Вариант 2 Какова структура мировоззрения? Охарактеризуйте его основные уровни и формы.
Вариант 3 В чем, на Ваш взгляд, состоит специфика мифологического миропонимания?
Вариант 4 В чем, на Ваш взгляд, состоит специфика религиозного миропонимания?
Вариант 5 Какова, на Ваш взгляд, специфика научного мировоззрения?
Вариант 6 Каков предмет и структура философского знания? Назовите его основные разделы.
Вариант 7 Назовите основные функции философии и раскройте их содержание.
Вариант 8 Каково соотношение философии и науки? Можно ли считать философию наукой?
Вариант 9 Каков предмет и структура философского знания? Назовите его основные разделы.
Вариант 10 Назовите основные функции философии и раскройте их содержание

Учебная литература

1. Алексеев П. В. История философии: учебник. М.: Проспект, 2010. 240 с.

2. Миронов В. В. Философия: учебник. М.: Проспект, 2011. 240 с.

3. Спиркин А. Г. Философия: учебник для бакалавров. М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2012. 828 с.

4. Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. М.: Проспект, 2010. 672 с.

5. Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2014. 575 с. (Бакалавр. Базовый курс).

Дополнительная литература

1. Афанасьева О. В. Нужна ли философия современному специалисту? // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 5. С. 314–327.

2. Бобков А. Н. Современные подходы к пониманию мировоззрения // Философские науки. 2005. № 3. С. 133–147.

3. Груздева Е. Н., Калмыкова В. В. «Властелин колец» как миф постиндустриального, сетевого и информационного общества // Вопросы философии. 2011. № 8.

4. Исаев А. А.Философия как экзистенциальный выбор // Философские науки. 2005. № 6. С. 59–72.

5. Кувакин В. А. Научное мировоззрение и гуманизм // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2006. № 4. С. 84–92.

6. Малахов В. А. Философия и время: вектор сопротивления // Вопросы философии. 2011. № 1.

7. Мамчур Е. А. Должна ли философия быть обязательным предметом в вузе? // Высшее образование в России. 2012. № 4. С. 127–135.

8. Ойзерман Т. И. Основные вопросы философии // Вопросы философии. 2005. № 11. С. 37–47.

9. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М.: Наука, 1991. 462 с.

10. Рорти Р. От религии через философию к литературе: путь западных интеллектуалов // Вопросы философии. 2003. № 3.

11. Философия как история философии: (Круглый стол в связи с книгой В. В. Соколова "Историческое введение в философию" // Вопросы философии. 2006. № 3. С. 3–35.

ЗАДАНИЕ № 2. Исторические типы философии

Вариант 1 Назовите основные положения учения Конфуция о человеке и обществе.
Вариант 2 Какова картина мира в философии Платона?
Вариант 3 В чем проявилось своеобразие философской мысли Средневековья?
Вариант 4 Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, философского мировоззрения эпохи Возрождения?
Вариант 5 Укажите главные отличительные особенности философии Нового Времени. Определите сущность эмпиризма и рационализма.
Вариант 6 Каковы основные положения учений о социальном прогрессе в философии Просвещения? Подтвердилась ли просветительская трактовка социального прогресса в ХХ в.
Вариант 7 Раскройте основные проблемы философии Г. В. Ф. Гегеля.
Вариант 8 Какие новые философские идеи нашли обоснование и развитие в творчестве К. Маркса и Ф. Энгельса?
Вариант 9 Объясните, что означает основное положение экзистенциализма: «существование предшествует сущности»? Согласны ли Вы с ним?
Вариант 10 В чем сущность «русской идеи».

Учебная литература

1. Алексеев П. В. История философии: учебник. М.: Проспект, 2010. 240 с.

2. Миронов В. В. Философия: учебник. М.: Проспект, 2011. 240 с.

3. Спиркин А. Г. Философия: учебник для бакалавров. М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2012. 828 с.

4. Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. М.: Проспект, 2010. 672 с.

5. Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2014. 575 с. (Бакалавр. Базовый курс).

Дополнительная литература

1. Аверьянова Е. Ю. Русская идея в общественном сознании России XIX века // Философия права. 2011. № 6. С. 126–130.

2. Длугач Т. Б. Надо ли сегодня задумываться над Марксом? // Вопросы философии. 2011. № 7.

3. Жаворонков А. Г. «Воля власти» и наследие Ф. Ницше // Вопросы философии. 2009. № 12.

4. Жить не по лжи. Споры вокруг этики Иммануила Канта // Человек. 2008. № 4. С. 30–56.

5. Крушинский А. А. Стиль мышления древнего Китая: логико-методологический аспект // Вопросы философии. 2009. № 1. С. 104–108.

6. Лунгина Д. А. Учение о культуре у Канта и Гегеля // Вопросы философии. 2010. № 1. С. 153–165.

7. Пантин И. К. Марксизм: историческое самопознание // Вопросы философии. 2009. № 7. С. 12–24.

8. Плимак Е. Г., Сабурова Т.А. «Русская идея» Николая Бердяева как наследие русской интеллигенции // Вопросы философии. 2006. № 9.

9. Родин А. В. Рационализм и релятивизм // Вопросы философии. 2008. № 9. С. 55–76.

10. Самылов О. В. Становление принципа историзма в немецкой классической философии (Кант и Гегель) // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 4. С. 56–67.

11. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто // Философские науки. 1989. №1.

12. Семенов В. С. Забытый Маркс: о революции, социализме, человеке // Вопросы философии. 2009. № 6. С. 33–46.

13. Современная западная философия: словарь / сост. В. С. Малахов, В. П. Филатов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Остожье, 2000. 512 с.

14. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1991.

15. Чесноков Г. Д. Судьба рационализма в истории философии и науки Нового времени // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 6. С. 66–77.

ЗАДАНИЕ № 3. Философское понимание мира и его развития (онтология и диалектика)

Вариант 1 Какие концепции бытия сложились в истории философской мысли?
Вариант 2 Назовите и кратко характеризуйте основные формы бытия.
Вариант 3 Как соотносятся философское и естественнонаучное представления о материи?
Вариант 4 Раскройте содержание категории «идеальное» с точки зрения различных философских концепций.
Вариант 5 Дайте определение движения, назовите его всеобщие свойства.
Вариант 6 Какие концепции пространства и времени Вам известны?
Вариант 7 Что такое диалектика? Как изменялось содержание этого понятия в истории философии?
Вариант 8 Что общего и в чем различие между диалектикой объективной и субъективной?
Вариант 9 Каковы основные принципы диалектического миропонимания?
Вариант 10 Раскройте содержание основных законов диалектики.

Учебная литература

1. Алексеев П. В. История философии: учебник. М.: Проспект, 2010. 240 с.

2. Миронов В. В. Философия: учебник. М.: Проспект, 2011. 240 с.

3. Спиркин А. Г. Философия: учебник для бакалавров. М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2012. 828 с.

4. Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. М.: Проспект, 2010. 672 с.

5. Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2014. 575 с. (Бакалавр. Базовый курс).

Дополнительная литература

1. Ань Цинянь. Ленинское определение материи и анализ выражения «показание органов чувств» // Вопросы философии. 2011. № 11

2. Васильев Л. С. "Основной вопрос философии": идеи и интересы // Общественные науки и современность. 2008. № 5. С. 152–162.

3. Дынин Б. С. Онтологическая диалогичность мира: признание трансцендентного // Вопросы философии. 2010. № 5. С. 105–114.

4. Кутырев В. А. Крик о небытии // Вопросы философии. 2007. № 2. С. 66–79.

5. Суркова Л. В. Сознание в квантовом мире: новый диалог философии и науки // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2007. № 6. С. 50–68.

6. Чупахин Н. П. Смысл бытия // Философские науки. 2005. № 2. С. 144–155.

7. Аршинов В. И. Синергетика конвергирует со сложностью // Вопросы философии. 2011. № 4.

8. Бузгалин А. В. Диалектика: реактуализация в мире глобальных трансформаций // Вопросы философии. 2009. № 5. С. 20–35.

9. Кузнецова Н. А. Основания синергетики и ее возможности // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 4. С. 324–330.

10. Синергетика: перспективы, проблемы, трудности: (материалы "круглого стола") / В. А. Лекторский. // Вопросы философии. 2006. № 9. С. 3–34.

11. Лебедев С. А. Научная картина мира в ее развитии // Вестник Московского университета Сер. 7. Философия. 2012. № 3. С. 3–27.

ЗАДАНИЕ № 4. Проблема сознания в философии

Вариант 1 Связано ли решение проблем сознания с мировоззрением исторических эпох? Аргументируйте свой ответ.
Вариант 2 Как соотносятся понятия «сознание» и «отражение»?
Вариант 3 Назовите биологические предпосылки формирования сознания.
Вариант 4 Перечислите основные социальные факторы формирования сознания.
Вариант 5 Можно ли понять природу сознания человека, изучая только нейрофизиологические процессы, происходящие в мозге?
Вариант 6 Какие точки зрения на природу идеального существуют в современной философской литературе?
Вариант 7 Как соотносятся идеальное и материальное в деятельности человека?
Вариант 8 Какие компоненты входят в структуру сознания?
Вариант 9 В чем сущность фрейдистского и неофрейдистского решения проблемы бессознательного?
Вариант 10 Как связаны мышление и язык? Может ли существовать мышление без языка?

Учебная литература

1. Алексеев П. В. История философии: учебник. М.: Проспект, 2010. 240 с.

2. Миронов В. В. Философия: учебник. М.: Проспект, 2011. 240 с.

3. Спиркин А. Г. Философия: учебник для бакалавров. М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2012. 828 с.

4. Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. М.: Проспект, 2010. 672 с.

5. Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2014. 575 с. (Бакалавр. Базовый курс).

Дополнительная литература

1. Аронов Р.А. Сознание и квантовый мир// Вопросы философии. 2005. № 6.

2. Косилова Е. В. От суггестии к сознанию // Вопросы философии. 2012. № 3. С. 15–26.

3. Павлов К.А. Существует ли неискусственный интеллект? // Вопросы философии. 2005. № 4.

4. Суркова Л. В. Сознание в квантовом мире: новый диалог философии и науки // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2007. № 6. С. 50–68.

5. Яковлев А. И. Учение Платона о сознании // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 4. С. 43–54.

6. Яковлев А. И. Диалектика сознания: в поисках методологии исследования: [попытки изучения сознания в свете материалистической диалектики] // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 5. С. 291–309.

7. Яковлев А. И. Диалектика материального и духовного // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 1. С. 68–84.

ЗАДАНИЕ № 5. Философские проблемы познания (гносеология)

Вариант 1 Какие варианты решения проблемы познаваемости мира сложились в истории философии?
Вариант 2 В чем состоит роль объекта и субъекта в процессе познания?
Вариант 3 Какова сущность познания? Можно ли согласиться с трактовкой познания как отражения объективной реальности?
Вариант 4 Назовите и охарактеризуйте основные неотражательные процедуры познавательной деятельности.
Вариант 5 Какие теории истины Вам известны, в чем их специфика и взаимосвязь?
Вариант 6 Каково соотношение абсолютного и относительного моментов в истинном знании?
Вариант 7 Охарактеризуйте основные формы чувственного познания, в чем, по Вашему, заключается их роль в познании?
Вариант 8 Чем отличается рациональное познание от чувственного, каковы его основные формы?
Вариант 9 Какие факторы способствуют проявлению интуиции?
Вариант 10 Проанализируйте высказывание В. Дильтея: «Природу мы объясняем, душевную жизнь понимаем».

Учебная литература

1. Алексеев П. В. История философии: учебник. М.: Проспект, 2010. 240 с.

2. Миронов В. В. Философия: учебник. М.: Проспект, 2011. 240 с.

3. Спиркин А. Г. Философия: учебник для бакалавров. М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2012. 828 с.

4. Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. М.: Проспект, 2010. 672 с.

5. Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2014. 575 с. (Бакалавр. Базовый курс).

Дополнительная литература

1. Касавин И. Т. Дэвид Юм. Парадоксы познания // Вопросы философии. – 2011. № 3.

2. Лекторский В.А. Теория познания // Вопросы философии. 1999. № 8.

3. Маркова Л. А. Субъект как наблюдатель // вопросы философии. 2011. № 4.

4. Микешина Л.А. Философия познания: диалог и синтез подходов // Вопросы философии. 2001. № 4.

5. Петренко В. Ф. Медитация как форма неопосредованного познания // Вопросы философии. 2008. № 8. С. 83–101.

6. Салин Ю. С. Гносеологический релятивизм категории времени // Вопросы философии. 2010. № 3. С. 66–79.

7. Сачков Ю. В. Вероятность как загадка бытия и познания // Вопросы философии. 2006. № 1. С. 80–94.

8. Степанянц М. Т. Знание и вера // Вопросы философии. 2007. № 2. С. 3–13.

ЗАДАНИЕ № 6. Природа человека и смысл его существования (философская антропология)

Вариант 1 Как Вы понимаете высказывание Н. Бердяева: “Человек есть принципиальная новизна в природе...”?
Вариант 2 Каковы особенности человека как биологического существа?
Вариант 3 Почему орудийная деятельность, труд является главным фактором становления человека?
Вариант 4 Почему наряду с трудом и языком важным фактором антропосоциогенеза является нравственность?
Вариант 5 Может ли человек сформироваться вне общества?
Вариант 6 Почему люди, живущие в одном социуме, ведут себя по-разному?
Вариант 7 Является ли агрессивное поведение человека филогенетически запрограммированным или оно имеет иные корни?
Вариант 8 Раскройте содержание понятий “человек”, “индивид”, “личность”. Каковы, на Ваш взгляд, главные признаки личности?
Вариант 9 В чем состоит противоречивость свободы? Как взаимосвязаны свобода и ответственность личности?
Вариант 10 Согласны ли Вы с тем, что ценности выступают ориентирами деятельности личности? Аргументируйте свой ответ.

Учебная литература

1. Алексеев П. В. История философии: учебник. М.: Проспект, 2010. 240 с.

2. Миронов В. В. Философия: учебник. М.: Проспект, 2011. 240 с.

3. Спиркин А. Г. Философия: учебник для бакалавров. М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2012. 828 с.

4. Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. М.: Проспект, 2010. 672 с.

5. Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2014. 575 с. (Бакалавр. Базовый курс).

Дополнительная литература

1. "Круглый стол": "Свобода и ответственность": обзор материалов
// Государство и право. 2007. N 3. С. 109–127.

2. Бегматов А. С. О динамике взаимосвязи общества и личности // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 1. С. 149–158.

3. Бросова Н.З. Судьба метафизики и судьба человека // Вопросы философии. 2005. № 1.

4. Брудный А. А. Воля, эго и очевидность // Вопросы философии. 2011. № 8.

5. Власова В. Б. Человек как творец социальной сферы // Философские науки. 2009. № 4. С. 114–122.

6. Кайдаков С. В. Человек в своей метафизической сущности // Человек. 2009. № 2. С. 48–61.

7. Корсаков С. Н.Об универсальности и уникальности человека // Вопросы философии. 2012. № 3. С. 167–175.

8. Марков Б. В. Образ человека в постантропологическую эпоху // Вопросы философии. 2011. № 2.

9. Назарова Е. В. Понятие ответственности как социального феномена // История государства и права. 2008. № 5. С. 12–15.

10. Попова О. В. "Быть телом" или "иметь тело" // Человек. 2007. № 6. С. 18–30.

11. Рыбалка Е. А. Пространства самореализации личности: опыт философской концептуализации // Философия права. 2008. № 3. С. 92–96.

12. Секацкая М. А. Этические идеалы, логические ограничения и проблема свободы // Вопросы философии. 2012. № 2. С. 81–91.

13. Тищенко П. Д. Институт человека как философская идея // Человек. – 2008. № 6. С. 30–42.

14. Фетискин В. В. Деятельностная парадигма человека // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 4. С. 95–106.

15. Хоружий С.С. Человек и его три дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта // Вопросы философии. 2003. №1. С.38–62.

ЗАДАНИЕ № 7. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)

Вариант 1 Какова природа ценностей? Какую роль они играют в жизни человека и общества?
Вариант 2 Проведите сравнительный анализ понятий: ценность и истина, ценность и оценка, ценность и норма.
Вариант 3 Почему происходит смена ценностей в истории человечества? Существуют ли общечеловеческие ценности?
Вариант 4 Чем отличается нравственное регулирование общественных отношений от правового? Охарактеризуйте основные функции морали?
Вариант 5 Что такое искусство? Назовите социально значимые функции искусства.
Вариант 6 В чем состоят главные особенности религиозного сознания, характерные для любой религии?
Вариант 7 Какова природа ценностей? Какую роль они играют в жизни человека и общества?
Вариант 8 Проведите сравнительный анализ понятий: ценность и истина, ценность и оценка, ценность и норма.
Вариант 9 Почему происходит смена ценностей в истории человечества? Существуют ли общечеловеческие ценности?
Вариант 10 Чем отличается нравственное регулирование общественных отношений от правового? Охарактеризуйте основные функции морали?

Учебная литература

1. Алексеев П. В. История философии: учебник. М.: Проспект, 2010. 240 с.

2. Миронов В. В. Философия: учебник. М.: Проспект, 2011. 240 с.

3. Спиркин А. Г. Философия: учебник для бакалавров. М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2012. 828 с.

4. Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. М.: Проспект, 2010. 672 с.

5. Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2014. 575 с. (Бакалавр. Базовый курс).

Дополнительная литература

1. Абишев А.К. О понятии «ценность» // Вопросы философии. 2002. № 3.

2. Беспалова Т. В. Патриотизм как духовное состояние в социально-философской интерпретации И. А. Ильина // Философия права. 2009. № 3. С. 59–61.

3. Братусь Б. С. Любовь как психологическая презентация человеческой сущности // Вопросы философии. 2009. № 12. С. 30–42.

4. Васильев В. А. Н. А. Бердяев о происхождении добра и зла // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 2. С. 162–178.

5. Васильев В. А. Г. Лейбниц о добре, зле и добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 3. С. 260–274.

6. Зинченко В. П. Ценности в структуре сознания // Вопросы философии. 2011. № 8.

7. Иванченко Г. В. Три грани совершенной любви // Человек. 2006. № 2. С. 70–81.

8. Киселев Г. С. Религиозные смыслы мира человека // Вопросы философии. 2011. № 5.

9. Мюрберг И. И. Политика-свобода-мораль: опыт связывания понятий // Вопросы философии. 2007. № 4. С. 24–35.

10. Остапенко А. С. Некоторые аспекты регулирования общественных отношений моралью и правом // Философия права. 2007. № 5. С. 116–119.

11. Слободчиков В. И. Духовные проблемы человека в современном мире // Педагогика. 2008. № 9. С. 33–39.

ЗАДАНИЕ № 8. Учение об обществе (социальная философия)

Вариант 1 В чем состоит специфика философского подхода к изучению общества в сравнении с социологией и историей?
Вариант 2 Назовите и дайте краткую характеристику основным концептуально-теоретическим моделям, используемым в социальной философии для объяснения общества.
Вариант 3 Наличие каких признаков (характеристик) общества позволяет рассматривать его как системное образование?
Вариант 4 Можно ли рассматривать человеческую деятельность субстанцией общественной жизни? Что побуждает людей к деятельности и определяет их цели?
Вариант 5 Что представляют собой общественные отношения, какова их роль в жизни людей?
Вариант 6 Что представляют собой социальные институты? Какую роль они играют в жизни человека и общества?
Вариант 7 Назовите основные сферы (подсистемы) общества и охарактеризуйте их функциональное предназначение для существования и развития общества как целостного системного образования.
Вариант 8 В чем состоит специфика философского подхода к изучению общества в сравнении с социологией и историей?
Вариант 9 Назовите и дайте краткую характеристику основным концептуально-теоретическим моделям, используемым в социальной философии для объяснения общества.
Вариант 10 Наличие каких признаков (характеристик) общества позволяет рассматривать его как системное образование?

Учебная литература

1. Алексеев П. В. История философии: учебник. М.: Проспект, 2010. 240 с.

2. Миронов В. В. Философия: учебник. М.: Проспект, 2011. 240 с.

3. Спиркин А. Г. Философия: учебник для бакалавров. М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2012. 828 с.

4. Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. М.: Проспект, 2010. 672 с.

5. Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2014. 575 с. (Бакалавр. Базовый курс).

Дополнительная литература

1. Ахиезер А. С. Социальная философия в усложняющемся мире // Общественные науки и современность. 2005. № 3. С. 137–143.

2. Бляхман Б. Я. Гражданское общество: теоретическая конструкция или практическая реальность? // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2005. № 4. С. 32–49.

3. Горохов В. Г. Наноэтика: значение научной, технической и хозяйственной этики в современном обществе // Вопросы философии. 2008. № 10. С. 33–49.

4. Горохов В. Г. Научно-техническая политика в обществе не-знания // Вопросы философии. 2007. № 12. С. 65–80.

5. Ельчанинов М. С. Проблема взаимодействия порядка и хаоса в социальной философии Н. Макиавелли и Т. Гоббса // Социально-гуманитарные знания. – 2007. № 4. С. 70–84.

6. Кемеров В. Е. Меняющаяся роль социальной философии и антиредукционистские стратегии // Вопросы философии. 2006. № 2.

7. Кравченко И. И. Государство и общество // Вопросы философии. 2007. № 7. С. 19–35.

8. Кучуради И. Справедливость – социальная и глобальная// Вопросы философии. 2003. № 9. С.17–29.

9. Махаматов Т. М. Что угрожает демократии в эпоху массового общества // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2006. № 5. С. 44–58.

10. Пирогов Г. Г. Социальная справедливость: генезис идей // СОЦИС. 2008. № 9. С. 3–11.

11. Пырин А. Г. Природная среда как социально-философское понятие // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2006. № 5. С. 59–64.

12. Спиридонова В. И. Российское и европейское понимание развития демократических ценностей // Философские науки. 2009. № 5. С. 18–29.

ЗАДАНИЕ № 9. Жизнь общества как исторический процесс

Вариант 1 Назовите и охарактеризуйте основные философские традиции понимания истории.
Вариант 2 Как объяснял человеческую историю Августин Аврелий?
Вариант 3 Назовите основные положения философии истории Гегеля.
Вариант 4 Раскройте сущность формационного подхода к пониманию истории. Применима ли "формационная" модель Маркса для осмысления современной эпохи?
Вариант 5 Какой критерий выделения исторических типов общества лежит в основе концепций "индустриального" ("постиндустриального" и "информационного") общества? Назовите авторов этих концепций.
Вариант 6 Какой период в истории человечества К. Ясперс назвал "осевым временем"? Как он объясняет причины осевого времени?
Вариант 7 Назовите основные положения, раскрывающие сущность концепций "локальных" культур и цивилизаций О. Шпенглера, А. Тойнби и П. Сорокина.
Вариант 8 Если признать, что в истории человечества наблюдается прогресс, то каковы его критерии? Можно ли говорить о существовании универсальных, одинаковых для всех стран и народов критериев прогресса?
Вариант 9 Кто является субъектом исторического процесса?
Вариант 10 Можно ли согласиться с утверждением, что социальная революция, как насильственная форма разрешения социально-классовых конфликтов, выступает в качестве одного из главных двигателей общественного прогресса?

Учебная литература

1. Алексеев П. В. История философии: учебник. М.: Проспект, 2010. 240 с.

2. Миронов В. В. Философия: учебник. М.: Проспект, 2011. 240 с.

3. Спиркин А. Г. Философия: учебник для бакалавров. М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2012. 828 с.

4. Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. М.: Проспект, 2010. 672 с.

5. Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2014. 575 с. (Бакалавр. Базовый курс).

Дополнительная литература

1. Бахтин М. В. Модели истории М. Вебера и К. Поппера // Философия права. 2011. № 6. С. 67–70.

2. Бердяев Н. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 175 с.

3. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т.13. С. 6–7.

4. Самылов О. В. Становление принципа историзма в немецкой классической философии (Кант и Гегель) // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 4. С. 56–67.

5. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

6. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. 736 с.

7. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1.Гештальт и действительность. М.: Мысль, 1993. 663 с.

8. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. С. 28–287.

ЗАДАНИЕ № 10. Проблемы и перспективы современного человечества

Вариант 1 Назовите характерные черты современности, качественно отличающие ее от прошлых исторических эпох.
Вариант 2 Что такое глобализация и в чем она проявляется в современном мире?
Вариант 3 Дайте характеристику основных глобальных проблем современности и объясните причины их возникновения.
Вариант 4 Дайте оценку суждения, высказанного К.Ясперсом: "Отказ от будущего ведет к тому, что образ прошлого становится окончательно завершенным и, следовательно, неверным. Без осознания будущего вообще не может быть философского осознания истории".
Вариант 5 Что такое глобализация и в чем она проявляется в современном мире?
Вариант 6 Возможно ли предсказать будущее человечества? Могут ли "сценарии" будущего быть научными?
Вариант 7 Дайте оценку наиболее известным "сценариям" будущего: русского космизма, пределов роста, гипотезы ноосферы, информационного общества, коэволюции человека и природы.
Вариант 8 Назовите основные положения концепции безопасного и устойчивого развития мирового сообщества.
Вариант 9 Каковы исторические перспективы России в ХХI веке: национально-самобытная, евразийская, либеральная или социалистическая? Какой ответ даст Россия на исторический вызов "постиндустриальной" ("информационной") цивилизации?
Вариант 10 Дайте характеристику основных глобальных проблем современности и объясните причины их возникновения.

Учебная литература

1. Алексеев П. В. История философии: учебник. М.: Проспект, 2010. 240 с.

2. Миронов В. В. Философия: учебник. М.: Проспект, 2011. 240 с.

3. Спиркин А. Г. Философия: учебник для бакалавров. М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2012. 828 с.

4. Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. М.: Проспект, 2010. 672 с.

5. Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2014. 575 с. (Бакалавр. Базовый курс).

Дополнительная литература

1. Бестужев-Лада И. В. Глобальный технологический поргноз на ХХI век // СОЦИС. 2007. № 4. С. 22–33.

2. Бехманн Г. Общество знания – краткий обзор теоретических поисков // Вопросы философии. 2010. № 2. С. 113–126.

3. Бранский В. П. Глобализация и синергетическая философия истории // Общественные науки и современность. 2006. № 1. С. 109–120.

4. Ефременко Д. В. Концепция общества знания как теория социальных трансформаций: достижения и проблемы // Вопросы философии. 2010. № 1. С. 49–61.

5. Капица С. П. Историческое время, информация, демографическая революция и будущее человечества // Общественные науки и современность. 2006. № 4. С. 137–147.

6. Мариносян Х. Э. Истоки и сущность глобального кризиса. Задачи государства в построении нового миропорядка // Философские науки. 2009. № 1. С. 5–24.

7. Межуев В. М. Диалог как способ межкультурного общения в современном мире // Вопросы философии. 2011. № 9. С. 65–73.

8. Пигалев А. И. Постмодернистская апокалиптика как упреждающее обновление цивилизационного проекта // Вопросы философии. 2011. № 5.

9. Чумаков А. Н. Глобалистика в системе современного научного знания // Вопросы философии. 2012. № 7. С. 3–16.

10. Шупер В. А. Россия в глобализованном мире: // Вопросы философии. – 2008. № 12. С. 3–21.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.

2. Особенности философского мировоззрения, его структура. Функции философии.

3. Предмет и структура философии, специфика постановки и решения основных мировоззренческих проблем различными философскими направлениями.

4. Место социально-нравственной проблематики в философии Древнего Китая.

5. Основные принципы философского мышления в Древней Индии.

6. Особенности древнегреческой философии. Основные этапы развития.

7. Эллино-римский период античной философии.

8. Проблема мира и человека в средневековой культуре и философии.

9. Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.

10. Материализм и эмпиризм Ф. Бэкона. Рационализм Р. Декарта.

11. Т. Гоббс и Д. Локк о государстве и естественных правах человека.

12. Основные идеи Просвещения XVIII века.

13. Немецкая классическая философия, ее основные проблемы и представители.

14. Философия марксизма возникновение, основные идеи, современная оценка.

15. Философия позитивизма – сущность, основные этапы развития.

16. «Философия жизни» и ее разновидности (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон).

17. Философия экзистенциализма о бытии человека и бытии мира (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

18. Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм).

19. Рационализм XX века: особенности неокантианства и неогегельянства.

20. Просветительская мысль в России и философское осознание ее пути (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы).

21. Идеи космизма в русской философии (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).

22. Русская религиозная философия, ее основные проблемы и представители (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, В.В. Розанов, К.Н. Леонтьев и др.).

23. Философские проблемы бытия. Основные формы бытия и их соотношение.

24. Понятие материи. Основные формы материи и ее свойства. Философское и естественнонаучное представление о материи.

25. Пространство и время как философские категории.

26. Понятие диалектики, ее исторические формы и современные разновидности. Диалектика и метафизика.

27. Категории, принципы и законы диалектики. Понятие прогрессивного и регрессивного развития.

28. Общие положения о самоорганизации и системности.

29. Человек как объект философского осмысления. Природное и социальное в человеке.

30. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.

31. Смысл человеческого предназначения, философское понимание счастья, любви, свободы и творчества.

32. Человек, индивид, личность. Свобода и ответственность как условия существования личности.

33. Понятие общества. Специфика социального познания.

34. Общество как социальная реальность. Строение общества, его основные сферы и их взаимосвязь.

35. Природа и общество, их взаимодействие. Экологические проблемы современности и пути их решения.

36. Направленность общественного процесса, различные подходы к его пониманию. Будущее человечества.

37. Природа ценностей и их классификация. Ценности личности и ценности общества.

38. Познание как взаимодействие субъекта и объекта. Основные концепции познания. Социокультурная природа познания.

39. Истина: понятие и основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.

40. Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Глобальные проблемы современности.

41. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Место и роль России в мировом сообществе.

42. Общество и глобальные проблемы XX века.

ТЕМЫ ЭССЕ (ТРЕТИЙ ВОПРОС)

1. Роль философского мировоззрения в решении профессиональных задач юриста.

2. Истина и правосудие.

3. Свобода и ответственность в профессиональной деятельности юриста.

4. Антропоогический аспект проблемы уголовного наказания.

5. Аксиологический аспект проблемы уголовного наказания.

6. Социальные проблемы и право в современной России.

7. Смертная казнь: за или против.

8. Гуманизм как основа совершенствования уголовной политики в современной России.

9. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА (ДЛЯ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ) 5

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ (ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ФЗО) 6

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 7

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 39

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ.. 52

ТЕМЫ ЭССЕ (ТРЕТИЙ ВОПРОС) 54

Наши рекомендации