Каков, по Гегелю, предмет науки логики? В чем он видит значение логики и философствования для духовного развития человека?
Логика есть наука о чистой идее, т.е. об идее в абстрактной стихии мышления. Гегель считал, что предметом логики является истина. Польза логики для человека определяется тем, насколько она развивает ум, направляя его на достижение целей.
Что Гегель имеет в виду, когда говорит об «объективных мыслях»? Почему он утверждает, что логика совпадает с наукой о вещах?
То, что получается при размышлении, есть продукт нашего мышления. С другой стороны, однако, мы рассматриваем всеобщее, законы как противоположность чему-то лишь субъективному и познаем в нем существенное, истинное и объективное вещей.
Согласно этим определениям, мысли могут быть названы объективными мыслями; причем к ним следует причислять также и формы, которые рассматриваются в обычной логике и считаются обыкновенно лишь формами сознательного мышления. Логика совпадает поэтому с метафизикой – наукой о вещах, постигаемых в мыслях, за которыми признается, что они выражают существенное в вещах.
Каковы три ступени движения мышления, или основные моменты логического? Есть ли рациональный смысл в там, что Гегель выделяет такие три момента?
Логическое по своей форме имеет три стороны;
а) абстрактную, или рассудочную,
б) диалектическую, или отрицательно-разумную,
в) спекулятивную или положительно-разумную.
Как Гегель понимает диалектику, «диалектическое»?
Гегель разработал идеалистическую форму диалектики: он рассматривает диалектику категорий, их связи и переливы друг в друга, развитие «чистой мысли» – абсолютной идеи. Он понимает развитие как самодвижение, как саморазвитие, происходящее на основе взаимопроникновения противоположностей: поскольку явление противоречиво, оно обладает движением и развитием. У него каждое понятие находится во внутренней необходимой связи со всеми остальными: понятия и категории взаимно переходят друг в друга. Так, возможность в процессе развития превращается в действительность, количество – в качество, причина – в следствие и обратно. Он подчеркивает единство противоположных категорий – формы и содержания, сущности и явления, случайности и необходимости, причины и следствия и т. п
Диалектическое является вообще принципом всякого движения, всякой жизни и всякой деятельности в сфере действительности.
Какова, по Гегелю, роль противоречия в бытии и мышлении?
Гегель различает абстрактно-всеобщее и конкретно-всеобшее, имея в виду, в первую очередь, два типа знания. Абстрактно-всеобщее — это как раз те наши общие представления. Другое дело конкретно-всеобщее, на которое опирается всякая серьезная наука.
Таким образом, Гегель противопоставляет разум как способность постигать и разрешать противоречия. Но, для того чтобы утвердить разум в своих правах, Гегель обосновывает новый взгляд на саму суть противоречий. “Ведь традиционная логика видела в противоречии синоним непонимания и заблуждения". Гегель утверждает противоположное. Противоречие у него становится орудием истины, а отсутствие противоречий — симптомом заблуждения.
И каждый раз, когда в познающем мышлении возникает противоречие, мы должны ставить вопрос о том, является ли оно объективным противоречием. Гегель был первым, кто заговорил об объективных противоречиях, выражающих противоречивость самой действительности. Объективные противоречия он отличает от таких противоречий, которые являются следствием ошибки.
Движение мышления есть, по Гегелю, не что иное, как восхождение от абстрактного к конкретному. Какой смысл Гегель вкладывает в понятия «абстрактное», «конкретное»? Какова суть метода восхождения от абстрактного к конкретному?
Абстрактным, неразвитым мышлением является "первобытное" мышление, исходное в истории развития общества, точно так же, как абстрактным является "детское" мышление, исходное в истории развития индивида. Абстрактное мышление берет предмет лишь со стороны его простейших, очевидных характеристик, но не способно охватить предмет во всей совокупности этих характеристик, т.е.
конкретно.
Любое обозначение предмета, будь то слово естественного языка или понятие научно-теоретического языка, - абстрактно. Поэтому мышление, реализующееся в языке, всегда имеет дело с более или менее конкретными (содержательными) абстракциями. Однако именно в обыденной речи мы пользуемся абстрактными понятиями значительно чаще, чем принято считать - таков вывод из статьи Гегеля "Кто мысли абстрактно?" Когда ребенок хочет, чтобы ему дали какую-либо вещь, он показывает на нее и говорит: "Это!" Но словом "это" можно обозначить и детскую игрушку, и яблоко, и чашку с молоком - вообще какой угодно предмет. Таким образом, слово "это" - пример наиболее абстрактного определения: оно слишком всеобще, а потому никак не конкретизировано ("бессодержательное", или "пустое", по Гегелю, определение). Абстрактное мышление соответствует "рассудочной" форме логического.
"Мыслить конкретно" - значит воспроизводить предмет максимально полно, всесторонне, целостно ( = конкретно). Гегель показал, что конкретное мышление осуществляется восхождением от простейших, а потому в значительной степени "пустых", определений ко все более содержательным, воссоздающим "теоретическую модель" познаваемого предмета, определениям. Метод конкретного мышления - диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному. Конкретное мышление, диалектический метод соответствуют "положительно-разумной форме" логического.
В диалектической логике под "абстрактным" понятием понимается понятие, описывающее предмет односторонне, усеченно, неполно, фиксируя наиболее общие (абстрактные) характеристики предмета вне их взаимосвязи и взаимообусловленности; под "конкретным" - понятие, описывающее предмет наиболее всесторонне, полно, исчерпывающе, фиксируя противоречивое единство (конкретное единство) противоположных характеристик предмета в их взаимообусловленности и взаимосвязи.
Определение знания в качестве конкретного или абстрактного — относительно и имеет смысл лишь в сопоставлении двух знаний, отнесённых к одной и той же реальности. Получение всё более и более конкретного знания является целью исследования. Восхождение от абстрактного к конкретному как метод исследования применим только для изучения целого, представимого как органическая система связей. Первым шагом является при этом выделение основной или исходной связи и её исследование при отвлечении — изоляции — этой связи от других существенных связей. Последующее исследование связей — конкретизация предмета изучения — проводится уже не изолированно, а с учётом результатов предшествующего анализа. Способ учёта и последовательность привлекаемых к анализу связей всегда определяются спецификой изучаемого предмета.