Понятие общества, его признаки и особенности

На поставленный вопрос о сущности общества можно ответить следующим образом. Общество- это высшая ступень в эволюции материи, относительно независимое от природы духовно-материальное образование, сущест­вование которого связано с разнообразными формами деятельности человека. Оно является продуктом деятель­ности людей и их взаимодействия. К.Маркс подчерки­вал, что «общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу». Предложенное нами определе­ние носит пока достаточно общий и неразвернутый ха­рактер. Поэтому дальнейшее раскрытие сущности обще­ства как системы отношений мы сделаем посредством характеристики его специфики (своеобразия). Итак, что же характерно для общества как специфического явле­ния?

В социальной философии общество характеризуется как высшая формадвижения материи из всех известных до сих пор науке. Решающим фактором его становления явился труд, представляющий собой орудийную деятель­ность людей. Благодаря труду человек постепенно со­здал совершенно иную, нежели природа, реальность. Этот новый мир, созданный трудом человека, и есть общест­во. Об этом в стихотворной форме сказано словами Н.За­болоцкого:«Два мира есть у человека:/ Один, который нас творил,/ Другой, который мы от века/ Творим по мере наших сил». Труд играет особую роль в обществен­ной жизни. Он есть истоки основаниеобщества. Да и вся всемирная история — это не что иное, по словам К.Маркса, как «порождение человека человеческим тру­дом».

Общество представляет собой сверхсложный орга­низм.Носителем всех форм и проявлений общественной жизни является человек. Он — творец общества и его истории, центральная точка в пространстве обществен­ной жизни. Человек в социальном мире есть автор, ре­жиссер и актер своей собственной драмы.«Весь мир — театр, все женщины, мужчины в нем — актеры», — так выразился об этом У.Шекспир. Общество — это весьма пестрый мир, единство многообразного:потребностей и интересов людей, их идеалов и поступков. Оно есть един­ство больших и малых социальных групп, личностей выдающихся и незаметных, единство политики и эконо­мики, науки и религии, морали и права, прошлого и на­стоящего.

Несмотря на кажущуюся хаотичность, общество все же является системойс упорядоченными связями и от­ношениями, с собственной структурой и логикой разви­тия. Характеризуя общество, социальная философия выделяет в нем ряд сфер,или областей.

Во-первых, это экономическая сфера,или «мир ма­териального производства», место создания человеком совокупности необходимых ему материальных благ (вещи, одежда, жилье и др.) с помощью знаний, специальных орудий труда и техники. Экономика является двигате­лем прогресса общества, условием его существования.

Во-вторых, в обществе имеется социальная сфера,или «мир социальных групп». Она возникла и существует всегда на конкретно-историческом экономическом осно­вании. Данная сфера представляет собой совокупность социальных групп (общностей) людей с их интересами и взаимоотношениями.

В-третьих, — политическая сфера,или мир управле­ния. Это та область жизнедеятельности людей, которая связана с их участием в управлении государством и дру­гими социальными институтами. Политика есть борьба за власть, за обладание государством как центром власти в обществе.

В-четвертых, в обществе существует и духовная сфе­ра,и «мир чувств и идей». Она играет весьма важную роль, обеспечивая сознательностьисторического процес­са. Данная сфера включает в себя прежде всего формы общественного сознания — науку, религию, искусство и другие. Сюда входят процессы воспитания и образова­ния человека, информационные процессы. Духовное бук­вально пронизывает все клеточки общественного орга­низма.

Названные нами выше сферы представляют собой те области, в которых человек действует и проявляет свои сущностные силы. Будучи системой, общество не упро­щается, а наоборот, постоянно усложняется. Это проис­ходит по мере роста народонаселения, активного освоения природы и космического пространства, развития науки и техники.

Непременным условием существования общества как организма является природа. Она есть сама возможностьфункционирования и развития общества. Общественный организм живет лишь за счет активного преобразования внешней среды, приспособления природы к удовлетворе­нию своих потребностей. Всем нам никогда не следует забывать о том, что мы являемся «детьми» и «потребите­лями» природы.

С возникновением общества природа как бы раздвои­лась. Наряду с ней возникла новая реальность Дух, Разум, идеальное, которые стали мощными источниками развития социального мира. Отныне эволюция Космоса в пределах нашей планеты стала происходить в значи­тельной степени с участием знания и под его контролем. Во многом благодаря знаниям человек стал цивилизо­ванным существом, которое обрело огромную власть над окружающим миром. Фактически в обществе ничто не делается без сознательных намерений и целей людей.

В отличие от животных, люди активно преобразуютприроду, а не просто ею пользуются. Являясь исходной клеточкой общественной жизни, труд универсален, т.е. позволяет находить и применять любые способы дейст­вий, изготавливать любые нужные человеку вещи. Это усиливает энергию человека и раздвигает рамки его сво­боды. Общественная жизнь по сути своей есть свобод­наяжизнь. Масштабы орудийной деятельности человека постоянно расширяются, и в результате история челове­ческого рода уже давно стала всемирной.Все страны и народы мира образовали единый общепланетарный ор­ганизм. Более того, в XX в. человечество постепенно пре­вращается в космическуюсилу, осваивая новое простран­ство и чуждую для себя среду обитания.

Для общества характерно многообразие источников и движущих сил развития. К их числу принято относить народные массы, классы и слои. На исторический про­цесс большое влияние оказывают политические партии и движения, общественные организации и коллективы лю­дей. Все они создают материальную и духовную культуру, решают назревшие проблемы. Следует упомянуть и о значительной роли так называемых выдающихся («исто­рических») личностей в истории. Их деятельность ха­рактеризуется большими масштабами и кипучей энергией, способностью видеть дальше других и хотеть больше дру­гих, решать узловые вопросы общезначимого характера.

Очевидно, что появление жизни и человека означало крупнейшие повороты, революции в истории нашей пла­неты. Однако история человечества не только триумфаль­на(например, достижения науки и техники), но и глубо­ко трагичнаодновременно. Человеческий разум стал ис­точником творчества и великого созидания, но он ока­зался причастным, увы, и к различным проявлениям зла (например, многочисленные войны), Об этом не должно забывать человечество, вступая в новое тысячелетие своей истории.

Особенность общественной жизни состоит также и в том, что человек своими действиями создает мир культу­ры(«вторая природа») как особый механизм хранения и передачи социального опыта. Сюда относятся прежде всего знания, язык, способы и орудия деятельности. С помо­щью культуры обеспечивается преемственность в исто­рии и сохранение общества как организма, а значит, и бессмертие человеческого рода. В этом смысле у челове­чества в принципе существуют все возможности для самовоспроизводства и дальнейшей жизни. Разрушить культуру означает подорвать сами основы существова­ния человеческого общества.

Наши рекомендации