Понятие общества, его признаки и особенности
На поставленный вопрос о сущности общества можно ответить следующим образом. Общество- это высшая ступень в эволюции материи, относительно независимое от природы духовно-материальное образование, существование которого связано с разнообразными формами деятельности человека. Оно является продуктом деятельности людей и их взаимодействия. К.Маркс подчеркивал, что «общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу». Предложенное нами определение носит пока достаточно общий и неразвернутый характер. Поэтому дальнейшее раскрытие сущности общества как системы отношений мы сделаем посредством характеристики его специфики (своеобразия). Итак, что же характерно для общества как специфического явления?
В социальной философии общество характеризуется как высшая формадвижения материи из всех известных до сих пор науке. Решающим фактором его становления явился труд, представляющий собой орудийную деятельность людей. Благодаря труду человек постепенно создал совершенно иную, нежели природа, реальность. Этот новый мир, созданный трудом человека, и есть общество. Об этом в стихотворной форме сказано словами Н.Заболоцкого:«Два мира есть у человека:/ Один, который нас творил,/ Другой, который мы от века/ Творим по мере наших сил». Труд играет особую роль в общественной жизни. Он есть истоки основаниеобщества. Да и вся всемирная история — это не что иное, по словам К.Маркса, как «порождение человека человеческим трудом».
Общество представляет собой сверхсложный организм.Носителем всех форм и проявлений общественной жизни является человек. Он — творец общества и его истории, центральная точка в пространстве общественной жизни. Человек в социальном мире есть автор, режиссер и актер своей собственной драмы.«Весь мир — театр, все женщины, мужчины в нем — актеры», — так выразился об этом У.Шекспир. Общество — это весьма пестрый мир, единство многообразного:потребностей и интересов людей, их идеалов и поступков. Оно есть единство больших и малых социальных групп, личностей выдающихся и незаметных, единство политики и экономики, науки и религии, морали и права, прошлого и настоящего.
Несмотря на кажущуюся хаотичность, общество все же является системойс упорядоченными связями и отношениями, с собственной структурой и логикой развития. Характеризуя общество, социальная философия выделяет в нем ряд сфер,или областей.
Во-первых, это экономическая сфера,или «мир материального производства», место создания человеком совокупности необходимых ему материальных благ (вещи, одежда, жилье и др.) с помощью знаний, специальных орудий труда и техники. Экономика является двигателем прогресса общества, условием его существования.
Во-вторых, в обществе имеется социальная сфера,или «мир социальных групп». Она возникла и существует всегда на конкретно-историческом экономическом основании. Данная сфера представляет собой совокупность социальных групп (общностей) людей с их интересами и взаимоотношениями.
В-третьих, — политическая сфера,или мир управления. Это та область жизнедеятельности людей, которая связана с их участием в управлении государством и другими социальными институтами. Политика есть борьба за власть, за обладание государством как центром власти в обществе.
В-четвертых, в обществе существует и духовная сфера,и «мир чувств и идей». Она играет весьма важную роль, обеспечивая сознательностьисторического процесса. Данная сфера включает в себя прежде всего формы общественного сознания — науку, религию, искусство и другие. Сюда входят процессы воспитания и образования человека, информационные процессы. Духовное буквально пронизывает все клеточки общественного организма.
Названные нами выше сферы представляют собой те области, в которых человек действует и проявляет свои сущностные силы. Будучи системой, общество не упрощается, а наоборот, постоянно усложняется. Это происходит по мере роста народонаселения, активного освоения природы и космического пространства, развития науки и техники.
Непременным условием существования общества как организма является природа. Она есть сама возможностьфункционирования и развития общества. Общественный организм живет лишь за счет активного преобразования внешней среды, приспособления природы к удовлетворению своих потребностей. Всем нам никогда не следует забывать о том, что мы являемся «детьми» и «потребителями» природы.
С возникновением общества природа как бы раздвоилась. Наряду с ней возникла новая реальность Дух, Разум, идеальное, которые стали мощными источниками развития социального мира. Отныне эволюция Космоса в пределах нашей планеты стала происходить в значительной степени с участием знания и под его контролем. Во многом благодаря знаниям человек стал цивилизованным существом, которое обрело огромную власть над окружающим миром. Фактически в обществе ничто не делается без сознательных намерений и целей людей.
В отличие от животных, люди активно преобразуютприроду, а не просто ею пользуются. Являясь исходной клеточкой общественной жизни, труд универсален, т.е. позволяет находить и применять любые способы действий, изготавливать любые нужные человеку вещи. Это усиливает энергию человека и раздвигает рамки его свободы. Общественная жизнь по сути своей есть свободнаяжизнь. Масштабы орудийной деятельности человека постоянно расширяются, и в результате история человеческого рода уже давно стала всемирной.Все страны и народы мира образовали единый общепланетарный организм. Более того, в XX в. человечество постепенно превращается в космическуюсилу, осваивая новое пространство и чуждую для себя среду обитания.
Для общества характерно многообразие источников и движущих сил развития. К их числу принято относить народные массы, классы и слои. На исторический процесс большое влияние оказывают политические партии и движения, общественные организации и коллективы людей. Все они создают материальную и духовную культуру, решают назревшие проблемы. Следует упомянуть и о значительной роли так называемых выдающихся («исторических») личностей в истории. Их деятельность характеризуется большими масштабами и кипучей энергией, способностью видеть дальше других и хотеть больше других, решать узловые вопросы общезначимого характера.
Очевидно, что появление жизни и человека означало крупнейшие повороты, революции в истории нашей планеты. Однако история человечества не только триумфальна(например, достижения науки и техники), но и глубоко трагичнаодновременно. Человеческий разум стал источником творчества и великого созидания, но он оказался причастным, увы, и к различным проявлениям зла (например, многочисленные войны), Об этом не должно забывать человечество, вступая в новое тысячелетие своей истории.
Особенность общественной жизни состоит также и в том, что человек своими действиями создает мир культуры(«вторая природа») как особый механизм хранения и передачи социального опыта. Сюда относятся прежде всего знания, язык, способы и орудия деятельности. С помощью культуры обеспечивается преемственность в истории и сохранение общества как организма, а значит, и бессмертие человеческого рода. В этом смысле у человечества в принципе существуют все возможности для самовоспроизводства и дальнейшей жизни. Разрушить культуру означает подорвать сами основы существования человеческого общества.