Просвещения. немецкая классическая философия
(4 часа)
Вопросы
1. Проблемы метода в философии Нового времени (Ф.Бэкон). Эмпиризм и рационализм в европейской философии 17-18 вв.
2. Онтологическая проблема: сущность взглядов Б. Спинозы (монизм); Р. Декарта (дуализм); Г. Лейбница (плюрализм).
3. Основные философские идеи эпохи Просвещения (Франция, Англия).
Литература
1. Бессмертие философских идей Декарта. – М., 1997.
2. Мир философии. – М., 1991. Т. 1,2.
3. Длугач Т.Б. Дени Дидро. - М., 1986.
4. Заиченко Г.А. Джон Локк. – М., 1988.
5. Кузнецов В.Н. и др. Западноевропейская философия 18 в. – М., 1986.
6. Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. – М., 1987.
7. Хесле В. Гении философии Нового времени. – М., 1992.
8. Философия: учебник для бакалавров / Б.И. Липский, Б.В. Марков – 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Издательство Юрайт, 2014.
Источники
1. Беркли Дж. Соч. – М., 1978.
2. Бэкон Ф. Соч. в 2-х т. – М., 1998.
3. Вольтер. Собр. соч. в 3-х т. – М., 1998.
4. Гоббс Т. Соч. в 2-х т. – М., 1991.
5. Декарт Р. Соч. в 2-х т. – М., 1994.
6. Лейбниц Г. Соч. в 4-х т. – М., 1982-1989.
7. Локк Дж. Соч. в 3-х т. – М., 1985-1988.
8. Руссо Ж.-Ж. Избранное. – М., 1996.
9. Спиноза Б. Соч. в 2-х т. – СПб., 1999.
Темы докладов и рефератов
1. Проблема познания – центральная проблема в Новоевропейской философии.
2. Учение Ф.Бэкона о методе и путях познания.
3. Эволюция английского эмпиризма (Дж. Локк).
4. Проблема бытия и субстанции в философии 17 в. (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
5. Французский материализм эпохи Просвещения (18 в.) о природе, обществе, человеке.
6. Ж.– Ж. Руссо о своеобразии исторического процесса.
7. Механистический материализм 17 в. (Ламетри Ж. «Человек – машина»).
8. Французские энциклопедисты (Д.Дидро, Вольтер, Руссо Ж.– Ж.).
Методические рекомендации и комментарии
В вопросе 1 необходимо обратить внимание на тот факт, что дискуссия о соотношении единичного и общего, ведущаяся между номиналистами и реалистами в средние века, в 17 в. продолжилась между представителями двух течений: рационализма и эмпиризма, а в науке Нового времени приняла математическую форму (дифференциальное и интегральное исчисление, математическая логика, механика Ньютона).
Рационализм (лат. – ratio – разум) – направление в философии, согласно которому основой бытия и познания является разум.
Эмпиризм – (лат. –empirio – опыт) – направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познания лежит опыт. Основатель эмпиризма Ф. Бэкон – английский философ и политический деятель (лорд-канцлер). Ф. Бэкон выдвинул новаторскую идею об индукции как главном методе познании.
Под индукцией понималось обобщение множества частных явлений и получение на их основе общих выводов (от частного к общему). Достоинство нового метода – в интенсификации процесса познания. Формируется новый образ науки, основанный на экспериментальной практике. Лозунг «Знание – сила».
В вопросе 2 раскрывается проблема связи онтологии и гносеологии в философии 17в. Новоевропейская философия базируется на объективно-субъективном отношении к миру, что нашло отражение во взглядах: Р. Декарта (дуализм – тождество мышления и бытия – 2 субстанции); Б. Спинозы – учение об одной субстанции и множестве модусов этой субстанции (пантеизм); Г. Лейбница – множественность субстанций (монадология).
Вопрос 3. В данном вопросе акцент делается на анализе основных идей французской философской мысли 18 в.
В философии Просвещения выделяются 3 главных направления: деизм, атеистически-материалистическое; утопически-социалистическое. Представители деизма: Вольтер, Монтескье, Кондильяк.
Деизм – направление в философии, сторонники которого:
- отвергали идею личного Бога;
- не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизм);
- считали, что Бог – первопричина сущего и не более;
- отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей.
Сторонники материалистического направления: Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах – отрицали саму идею существования Бога, объясняли происхождение мира и человека с материалистических позиций.
Утопически-социалистическое направление сосредоточило усилия на проблеме построения идеального общества, основанного на равенстве, справедливости (Мабли, Бабёф, Оуэн, Сен-Симон, Фурье).
Основные понятия
- эмпиризм | - гилозоизм |
- рационализм | - монизм |
- деизм | - плюрализм |
- пантеизм | - индукция |
- дуализм | - модус |
- монада | |
- субстанция |
Вопросы для повторения и дискуссии
1. Почему в 17 в. изменилась проблематика и способ философствования?
2. В чем суть дилеммы «рационализм – эмпиризм»?
3. Как понимается «субстанция» в натурфилософии Нового времени?
4. В чем состоят сильные и слабые стороны механицизма в философии Нового времени и 18 в.?
5. Что означал лозунг «Знание – сила», предложенный Ф.Бэконом?
6. Как понимала общественная мысль эпохи Просвещения проблемы мира, общества, человека?
7. Приведите пример картезианского сомнения.
Вопросы
1. Философия И. Канта. Предмет и задачи критической философии. Нравственный выбор.
2. Немецкий идеализм. Диалектика «Я» не Я» И.Фихте; натурфилософия Ф.Шеллинга.
3. Система и метод философии Г.Гегеля.
4. Теория антропологического материализм Л. Фейербаха.
Литература
1. Асмус В. Иммануил Кант. – М., 1987.
2. Бурханов Р.А., Любутин К.Н. Классическая немецкая антропология. И. Кант и Л. Фейербах. – Екатеринбург, 1995.
3. Виндельбанд В. От Канта до Ницше. – М., 1988.
4. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.
5. Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. – М., 1990.
6. Ойзерман Т.И., Нарский И.С. Теория познания Канта. – М., 1991.
7. Философия Гегеля и современность. – М., 1973.
8. История философии. Запад – Россия – Восток. Кн. 2. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М., 1996.
9. Философия: учебник для бакалавров / Б.И. Липский, Б.В. Марков – 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Издательство Юрайт, 2014.
Источники
1. Гегель Г. Феноменология духа. – СПб., 1992.
2. Кант И. Критика практического разума. – СПб., 1995.
3. Кант И.. Критика чистого разума. – М., 1994.
4. Фейербах Л. Соч. В 2-х т. – М., 1995.
5. Фихте И. Соч. В 2-х т. – СПб., 1993.
6. Шеллинг Ф. Философия искусства. – М., 1999.
Темы докладов и рефератов
1. Основные направления немецкой философии XIX в.
2. Гносеология И.Канта. Априорное и апостериорное знание, “вещь в себе”.
3. Моральный закон (категорический императив). “Критика практического разума” И. Канта.
4. Диалектика Г. Гегеля.
5. Философия абсолютного идеализма Г.Гегеля.
6. Философия И.Фихте: субъективный идеализм.
7. Философия Ф. Шеллинга.
8. Проблема Бога в философии Л. Фейербаха.
Методические рекомендации и комментарии
Немецкая классическая философия 19 в. – уникальное явление мировой философии. В ней представлены три ведущих философских направления: объективный идеализм (Гегель, Кант); субъективный идеализм (Фихте); материализм (Шеллинг, Фейербах).
Немецкая философия разработала учение о развитии (диалектика); обогатила логико-теоретический аппарат философии; исследовала проблему сущности человека, осмыслила историю как целостный процесс.
В вопросе 1 следует обратить внимание на то, что основоположник НКФ И.Кант в философских трудах («Критика чистого разума») критического периода (70-е 18 в. – 1804г.) осуществил попытку разрешения противоречий между рационализмом и эмпиризмом, развивая учение о познавательных способностях человека. Кант отстаивает идею ограниченности познавательных возможностей человека, идею агностицизма (вещь в себе); указывает наличие антиномий (неразрешенных противоречий) разума. Человеческое сознание («чистый разум») включает в себя 3 уровня – чувственность, рассудок, разум.
Чистый разум, способность суждения, подчинены практическому разуму («Критика практического разума»). Практический разум – нравственность, моральный закон (категорический императив), который гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства».
Во 2-ом вопросе раскрываются взгляды представителей идеализма – Иоганна Фихте и Фридриха Шеллинга.
И. Фихте внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной реальностью для человека является он сам, его сознание («Я – концепция»); вне мышления, вне «Я» самостоятельной окружающей действительности не существует; «Я» – это не просто сознание человека, а движущая, творческая, творящая сила (абсолютное «Я»). Возникающая триада («Я» – «не Я» - «Я – измененное») дает развитие последующей (гегелевской) диалектике по схеме «тезис – антитезис – синтез».
Фридрих Шеллинг обосновал понимание природы (натурфилософия) с позиций объективного идеализма; выдвинул идею, согласно которой свобода, справедливость изначально заложены в природе.
В вопросе 3 следует обратить внимание на разработку Г. Гегелем всеобщего философского метода – диалектики.
Диалектика по Гегелю – основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им мира (объективный идеализм). Диалектический метод исходит из того, что каждое понятие внутри себя содержит противоположное (тезис – антитезис), взаимодействуя с которым, оно развивается, обогащается (синтез). Единство и борьба противоположностей – основа всеобщего существования и развития.
Ключевыми онтологическими понятиями системы Гегеля являются понятия Абсолютной идеи и отчуждения. «Абсолютный дух» отчуждает себя через мышление (Логика), природу (Философия Природы), человека (Философия Духа). Реализация Абсолютным Духом себя через мышление и деятельность человека – есть возвращение Абсолютного Духа к самому себе. Человек – носитель Абсолютной идеи (конечный дух). Сознание каждого человека – частица Абсолютного Духа (Абсолютного Разума). Выражением Абсолютного Духа в человеке являются искусство, религия, философия. Философия – полное раскрытие всех истин («мир, схваченный мыслью»), соединение начала Абсолютной идеи с ее концом.
В вопросе 4 следует иметь в виду, что Л. Фейербах развивает идею антропологического материализма, преложенную французскими материалистами 18 в. в новых условиях, на уровне мировоззрения XIX в. Философия Л. Фейербаха считается завершающим этапом немецкой классической философии, разновидностью атеистической философии.
Основные понятия
- «вещь в себе» | - Абсолютная идея |
- антиномия | - триада Гегеля |
- априорное знание | - «Я – концепция» |
- категорический императив | - антропологический материализм |
- апостериорное знание | - атеизм |
Вопросы для повторения и дискуссии
1. Каковы особенности немецкой классической философии?
2. Как выглядит процесс познания с точки зрения И.Канта?
3. Актуально ли Кантовское понимание морали?
4. Концепцию И.Канта сравнивают с революцией в астрономии, совершенной Н.Коперником – почему?
5. Субъект в философии И. Фихте и Ф. Шеллинга. В чем расхождение позиций философов?
6. Почему Гегелевскую концепцию мироздания называют абсолютным идеализмом, панлогизмом?
7. В чем противоречие системы и метода в философии Гегеля?
8. В чем проявился материализм философии Л. Фейербаха?