Контррационалистическая тенденция в западной философии XIX – XX вв
В философских учениях вместо «разума» на первый план выдвигаются:
§ Шопенгауэр – «Воля к жизни»;
§ Ницше – «Воля к власти»;
§ Бергсон – «Жизненный порыв», «интуиция»;
§ Кьеркегор– «Жизнь», «смерть», «страх», «вина»;
§ Блаватская, Безант,
Штейнер – «Духовная интуиция», «скрытые духовные силы»;
§ Мах, Авенариус – «Ощущения»;
§ Фрейд, Адлер, Юнг – «Бессознательные инстинкты»
Философской реакцией на позитивизм является экзистенциализм (лат. existentia – существование) – философия существования.
Социальным источником философии экзистенциализма были те процессы социально-экономической, политической и духовной жизни буржуазного Запада, которые воплотились в различных формах отчуждения человека. Феномен отчуждения человека выражается в том, что собственная деятельность человека становится для него чужой, противостоящей ему силой, которая его угнетает, вместо того чтобы он господствовал над нею.
Гносеологическим источником экзистенциализма являются проблемы бытия, существования человека, соотношение рациональных и нерациональных форм самопостижения человека.
В философии экзистенциализма различают две основные школы – немецкую, положившую начало данному течению в 20-е годы XX века и представленную Карлом Ясперсом, Мартином Хайдеггером; французскую, возникшую в годы второй мировой войны и связанную, прежде всего, с именами Жана поля Сартра, Альбера Камю, Габриеля Онора Марселя. В России идеи экзистенциализма содержатся в произведениях Л.И. Шестова и Н.А. Бердяева.
Экзистенциализм делится на религиозный (Ясперс, Марсель) и атеистический (Хайдеггер, Сартр), но различия между ними незначительны.
Экзистенциализм - философия особого рода. Она не претендует на научность и общезначимость, отрицает возможность создания целостного научного мировоззрения.
Предметом философии является человек, его существование, бытие. Однако наука о человеке, по мнению экзистенциалистов, невозможна, поэтому философия представляет собой вненаучное, внетеоретическое рассмотрение человеческого бытия, интимные переживания отдельного человека.
Экзистенциалисты утверждают, что человек есть тайна, и философия должна заниматься не проблемами, а тайнами, она не дает решение каких-то вопросов, ведет поиски не в сфере рационального сознания, а в сфере эмоций, переживаний.
Центральной категорией в данном учении выступает экзистенция, или существование. Под ним понимается переживание субъектом своего бытия в мире, индивидуальные смысло-жизненные вопросы (вины и ответственности, решения и выбора, бытия и ничто (т.е. призвание и смерть).
Спасение человека в его окружающем кошмарном мире – только он сам, его неповторимая Самость, или ядро таинственной и непознаваемой экзистенции. Человек должен спасти себя, прийти к своей свободе. Самость может реализоваться только в свободном решении и выборе человека.
Обретение человеком сущности, свободы, познания вещей внешнего мира возникает в «пограничных ситуациях»: перед лицом смерти, в страданиях, через чувство вины, в борьбе, т.е. тогда когда человек оказывается на границе между бытием и небытием. Именно «пограничные ситуации» действительно заставляют людей задумываться о смысле и содержании своей жизни, переоценивать свои ценности. Жизнь бессмысленна, абсурдна, от существования человек испытывает отвращение и страх, и поэтому стремится к небытию, смерти как высшей свободе.
ü К. Ясперс (1883-1969).
Выдвигает вариант религиозного экзистенциализма. Человек является свободным, поскольку он стремится ее обрести через общение, коммуникацию с другими людьми и с Богом, т.е от экзистенции уникальной личности идет к трансценденции (внешнему более высокому бытию, к которому он становится причастным). Обретение человеком сущности, свободы, познания вещей внешнего мира возникает в «пограничных ситуациях»: перед лицом смерти, в страданиях, в борьбе, через чувство вины, т.е. тогда, когда человек оказывается между бытием и небытием.
ü М. Хайдеггер (1889-1976)
Бытие внешнего мира формируется через бытие мира внутреннего, личностного. Творит внешнее бытие время. Язык – дом бытия. Главная проблема и забота человека – отстоять свою идентичность в поглощающем человека окружающем мире, только в этом случае он будет свободным.
ü Ж.-П. Сартр (1905-1980).
Центральное понятие «для-себя-бытие» - высшая реальность для человека, приоритетность для него, прежде всего, его собственного внутреннего мира. Осознание человека происходит через «для другого-бытие», через отношение к нему «другого». Свобода человека абсолютна (то есть безотносительна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть.
А. Камю (1913-1960).
Жизнь человека, в сущности, бессмысленна, абсурд. Смысл жизни находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека; обрести свободу можно восстав против всемирного абсурда. Бунт и свобода нераздельны.
Философия экзистенциализма является выражением глубокого кризиса буржуазной цивилизации в XX веке. Именно экзистенциализм вскрыл абсурдность существования человека в современном мире. Трагический пессимизм этой философии далеко не случаен. В центре внимания оказался человек, не познающий и преобразующий мир, а человек страдающий, одинокий, глубоко несчастный и в то же время стремящийся к свободе и отвечающий за все свои поступки.
Тестовые задания для самопроверки по теме № 8 «Западноевропейская философия в культуре XIX- XXвв. - канун XXI в.»
1. Основатели диалектико-материалистической философии:
A. Левкипп и Демокрит
B. К.Маркс, Ф.Энгельс
C. Ф.Бэкон и Р.Декарт
D. Г.В.Плеханов и В.И.Ленин
E. П.Гольбах и К.Гельвеций
2. Открытие материалистического понимания истории принадлежит:
A. К. Марксу
B. К. Ясперсу
C. Гегелю
D. Дж. Локку
E. В. И.Ленину
3. Что, по мнению Энгельса, является основой антропосоциогенеза?
A. труд
B. абстрактное мышление
C. сознание, способность к познанию
D. бессознательное
E. наличие инстинкта самосохранения
4. Философское направление, основанное Огюстом Контом в XIX в., преувеличивающее роль «положительного», т. е. позитивного знания»:
A. фрейдизм
B. марксизм
C. интуитивизм
D. позитивизм
E. прагматизм
5. Философское течение ХХ в., представляющее собой третью историческую форму позитивизма:
A. неопозитивизм
B. феноменология
C. постпозитивизм
D. структурализм
E. эмпириокритицизм
6. Какое из приведенных определений характеризует герменевтику, являющуюся одной из основных течений философии ХХ в.?
A. философия индивидуально-человеческого бытия
B. философия истолкования, понимания текстов
C. философия структурных оснований культуры
D. философия бессознательного
E. философия языковой реальности
7. Иррационализм означает признание ведущей роли:
A. разума
B. интуиции
C. опыта
D. веры
E. врожденных идей
8. Автор произведений «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихрист»:
A. Шопенгауэр
B. Ницше
C. Ясперс
D. Шелер
E. Шеллинг
9. Какая из форм бытия находится в центре философии экзистенциализма?
A. бытие природы
B. бытие сознания
C. бытие общества
D. индивидуальное бытие человека
E. бытие культуры
10. Анализ какого феномена способствовал возникновению психоанализа З.Фрейда:
A. специфика бессознательного
B. особенности религиозного сознания
C. специфика рационального мышления
D. своеобразие нравственного сознания
E. особенности эстетического вкуса