Раздел 4. Философия техники. Социальная оценка техники как прикладная философия техники. Этические аспекты инженерной деятельности

Тема 11. Становление и развитие философии техники.

Становление философии техники (Э. Капп, Ф. Бон, А. Эспиноза, П.К Энгельмейер). П.К. Энгельмейер как основатель отечественной философии техники. «Инженерная» и «гуманитарная» философия техники. Философы XX в. О технике и научно-техническом развитии. Современная аналитическая философия техники. Проблема соотношения науки и техники. Концепция устойчивого развития в контексте формирования новой парадигмы научно-технического развития.

Тема 12. Технонаука и NBICS-технологии

Технонаука как новый этап развития и принцип организации современной науки. Взаимосвязь фундаментального знания и технологических проектов науки. Онтологические и эпистемологические основания технонауки. NBICS-технологии и проблема конвергентного характера развития современной науки и техники.

Тема 13. Экологическая и социально-экономическая экспертиза научно-технических проектов

Социальная оценка техники (TechnologyAssessment) как прикладная философия техники. Сближение идеалов научно-технического и социально-гуманитарного познания. Новые этические проблемы техногенной цивилизации. Проблема гуманитарного контроля в технонауке и высоких технологиях. Экологическая и этическая экспертиза научно-технических проектов.

Тема 14. Проблема гуманитаризации инженерного образования.

Концепция гуманитаризации инженерного образования: философско-методологический анализ. Техническая этика. Этика ответственности в эпоху «высоких технологий»

Итоговый контроль по дисциплине проводится в форме экзамена/дифференцированного зачета.

Дифференцированный зачёт:

- проводится устно в форме собеседования – каждый студент должен ответить на два теоретических вопроса;

- оценка выставляется с учётом результатов промежуточного контроля.

Экзамен:

- Экзамен по дисциплине проводится в устной форме по билетам. Билет содержит два теоретических вопроса и одно практическое задание.

- Экзаменационная оценка выставляется с учётом результатов промежуточного контроля.

2.3.2 Теоретические вопросы к дифференцированному зачёту/экзамену:

1. Античная философия в ее связи с наукой (общая характеристика).

2. Майевтика Сократа как прототип метода научного дискурса.

3. Философия Платона о познании.

4. Философия Аристотеля. Виды научного познания.

5. Античная философия о познании.

6. Античная логика и математика.

7. Реализм, номинализм, концептуализм и эмпиризм в средневековой христианской философии.

8. Проблема techne в античной и средневековой христианской философии.

9. Философско-методологические основания коперниковской революции.

10. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.

11. Предпосылки возникновения экcпериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.

12. Эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт) в новоевропейской философии.

13. Классическая немецкая философия. Кант о познании. «Пролегомены».

14. Позитивизм – неопозитивизм – постпозитивизм (общая характеристика)

15. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения.

16. Особенности эмпирического и теоретического языков науки.

17. Верификация vs фальсификация (сравнительный анализ)

18. Структура эмпирического знания.

19. Эксперимент и наблюдение. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

20. Структура теоретического знания.

21. Что такое научный закон и научная теория?

22. Чем отличается аксиома от гипотезы?

23. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний.

24. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории.

25. Роль математики в классическом и неклассическом естествознании.

26. Математическое моделирование в технических науках и инженерных разработках.

27. Конструктивистский подход в современной технонауке.

28. Методы научного познания и их классификация.

29. Научные революции как перестройка оснований науки. Структура научных революций.

30. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

31. Эволюционно-синергетическая парадигма современной науки.

32. Философские основания научных картин мира.

33. Предмет и структура философии экономики. Эволюция понятия «хозяйство» в историко-философской перспективе.

34. Диалектическая взаимосвязь различных типов хозяйственно-экономической деятельности.

35. Становление философии техники (Э Капп, Ф. Бон, А. Эспиноза). «Органопроекция» Э. Каппа.

36. «Гуманитарная» и «инженерная» философия техники.

37. Фундаментальная онтология Хайдеггера о науке и технике. Учение о «поставе».

38. Современная аналитическая философия техники. Теория технической деятельности.

39. Техника и общество. Социальная оценка техники как прикладная философия техники

40. Социальная оценка техники и социально-экологическая экспертиза.

41. Новые этические вызовы техногенной цивилизации.

42. Научно-технический прогресс и концепция устойчивого развития.

Критерии и методы оценки дифференцированного зачета/экзамена

Аттестация Балл Уровень освоения Критерии оценивания уровня усвоенных знаний
Аттестация по данному виду контроля пройдена Максимальный уровень Студент правильно ответил на вопросы билета, правильно соотнес теорию с практическим материалом по заданной теме. Показал отличные знания в рамках усвоенного учебного материала. Ответил на все дополнительные вопросы.
Средний уровень Студент при ответе на вопросы билета и при соотнесении теоретического и практического материалов допустил небольшие неточности. Показал хорошие знания в рамках усвоенного учебного материала. Ответил на большинство дополнительных вопросов.
Минимальный уровень Студент ответил на вопросы билета с существенными неточностями, при соотнесении теоретического и практического материалов допустил существенные неточности. Показал удовлетворительные знания в рамках усвоенного учебного материала. При ответах на дополнительные вопросы было допущено много неточностей.
Аттестация по данному виду контроля не пройдена Минимальный уровень не достигнут При ответе на вопросы билета студент продемонстрировал недостаточный уровень знаний. При ответах на дополнительные вопросы было допущено множество неправильных ответов.

Наши рекомендации