Раздел 4. Философия техники. Социальная оценка техники как прикладная философия техники. Этические аспекты инженерной деятельности
Тема 11. Становление и развитие философии техники.
Становление философии техники (Э. Капп, Ф. Бон, А. Эспиноза, П.К Энгельмейер). П.К. Энгельмейер как основатель отечественной философии техники. «Инженерная» и «гуманитарная» философия техники. Философы XX в. О технике и научно-техническом развитии. Современная аналитическая философия техники. Проблема соотношения науки и техники. Концепция устойчивого развития в контексте формирования новой парадигмы научно-технического развития.
Тема 12. Технонаука и NBICS-технологии
Технонаука как новый этап развития и принцип организации современной науки. Взаимосвязь фундаментального знания и технологических проектов науки. Онтологические и эпистемологические основания технонауки. NBICS-технологии и проблема конвергентного характера развития современной науки и техники.
Тема 13. Экологическая и социально-экономическая экспертиза научно-технических проектов
Социальная оценка техники (TechnologyAssessment) как прикладная философия техники. Сближение идеалов научно-технического и социально-гуманитарного познания. Новые этические проблемы техногенной цивилизации. Проблема гуманитарного контроля в технонауке и высоких технологиях. Экологическая и этическая экспертиза научно-технических проектов.
Тема 14. Проблема гуманитаризации инженерного образования.
Концепция гуманитаризации инженерного образования: философско-методологический анализ. Техническая этика. Этика ответственности в эпоху «высоких технологий»
Итоговый контроль по дисциплине проводится в форме экзамена/дифференцированного зачета.
Дифференцированный зачёт:
- проводится устно в форме собеседования – каждый студент должен ответить на два теоретических вопроса;
- оценка выставляется с учётом результатов промежуточного контроля.
Экзамен:
- Экзамен по дисциплине проводится в устной форме по билетам. Билет содержит два теоретических вопроса и одно практическое задание.
- Экзаменационная оценка выставляется с учётом результатов промежуточного контроля.
2.3.2 Теоретические вопросы к дифференцированному зачёту/экзамену:
1. Античная философия в ее связи с наукой (общая характеристика).
2. Майевтика Сократа как прототип метода научного дискурса.
3. Философия Платона о познании.
4. Философия Аристотеля. Виды научного познания.
5. Античная философия о познании.
6. Античная логика и математика.
7. Реализм, номинализм, концептуализм и эмпиризм в средневековой христианской философии.
8. Проблема techne в античной и средневековой христианской философии.
9. Философско-методологические основания коперниковской революции.
10. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.
11. Предпосылки возникновения экcпериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.
12. Эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт) в новоевропейской философии.
13. Классическая немецкая философия. Кант о познании. «Пролегомены».
14. Позитивизм – неопозитивизм – постпозитивизм (общая характеристика)
15. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения.
16. Особенности эмпирического и теоретического языков науки.
17. Верификация vs фальсификация (сравнительный анализ)
18. Структура эмпирического знания.
19. Эксперимент и наблюдение. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.
20. Структура теоретического знания.
21. Что такое научный закон и научная теория?
22. Чем отличается аксиома от гипотезы?
23. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний.
24. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории.
25. Роль математики в классическом и неклассическом естествознании.
26. Математическое моделирование в технических науках и инженерных разработках.
27. Конструктивистский подход в современной технонауке.
28. Методы научного познания и их классификация.
29. Научные революции как перестройка оснований науки. Структура научных революций.
30. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
31. Эволюционно-синергетическая парадигма современной науки.
32. Философские основания научных картин мира.
33. Предмет и структура философии экономики. Эволюция понятия «хозяйство» в историко-философской перспективе.
34. Диалектическая взаимосвязь различных типов хозяйственно-экономической деятельности.
35. Становление философии техники (Э Капп, Ф. Бон, А. Эспиноза). «Органопроекция» Э. Каппа.
36. «Гуманитарная» и «инженерная» философия техники.
37. Фундаментальная онтология Хайдеггера о науке и технике. Учение о «поставе».
38. Современная аналитическая философия техники. Теория технической деятельности.
39. Техника и общество. Социальная оценка техники как прикладная философия техники
40. Социальная оценка техники и социально-экологическая экспертиза.
41. Новые этические вызовы техногенной цивилизации.
42. Научно-технический прогресс и концепция устойчивого развития.
Критерии и методы оценки дифференцированного зачета/экзамена
Аттестация | Балл | Уровень освоения | Критерии оценивания уровня усвоенных знаний |
Аттестация по данному виду контроля пройдена | Максимальный уровень | Студент правильно ответил на вопросы билета, правильно соотнес теорию с практическим материалом по заданной теме. Показал отличные знания в рамках усвоенного учебного материала. Ответил на все дополнительные вопросы. | |
Средний уровень | Студент при ответе на вопросы билета и при соотнесении теоретического и практического материалов допустил небольшие неточности. Показал хорошие знания в рамках усвоенного учебного материала. Ответил на большинство дополнительных вопросов. | ||
Минимальный уровень | Студент ответил на вопросы билета с существенными неточностями, при соотнесении теоретического и практического материалов допустил существенные неточности. Показал удовлетворительные знания в рамках усвоенного учебного материала. При ответах на дополнительные вопросы было допущено много неточностей. | ||
Аттестация по данному виду контроля не пройдена | Минимальный уровень не достигнут | При ответе на вопросы билета студент продемонстрировал недостаточный уровень знаний. При ответах на дополнительные вопросы было допущено множество неправильных ответов. |