Философия французского просвещения

Тема 4. Философия эпохи Возрождения и Нового времени

Основные черты эпохи Возрождения, мыслители Возрождения

Формирование философии Нового времени

Философия французского просвещения

1. Средние века закончились XIV веком, и начинается эпоха Возрождения, которая длится два века, в XVII веке наступает Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм. В философии эпохи Возрождения два центра – Бог и человек, так как эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени. В эпоху Нового времени в центре философии стоит человек (с греч.– антропос). Термин «Возрождение», по французской форме – «Ренессанс» охватывает культурный период в Европе с XIV до XVII веков. Родина Ренессанса – Италия. Внимание философов Возрождения направлено на человека. Мыслителей интересуют сам человек, его природа, его самостоятельность, творчество и красота.

В эпоху Возрождения человек стремится максимально расширить круг своей деятельности. Леонардо да Винчи – живописец и изобретатель, Микеланджело – живописец и поэт, оба к тому же талантливые философы. Необычайного расцвета достигает живопись: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти («Сикстинская мадонна») и др. Идейной основой ренессанской культуры был гуманизм – рационалистическое мировоззрение. Гуманизм (с лат. гуманос – человечный) – есть воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, истинное благородство человека.

Мыслители Возрождения Данте, Петрарка, Леонардо да Винчи и другие не только создали свои оригинальные системы, но и давали новые решения вопросам, поставленным в античности.

Франческо Петрарка(1304–1374), величайший итальянский поэт. В его творчестве утверждение светских начал, осмысление права человека на радость земной жизни – наслаждение красотой окружающего мира, любовь к женщине, стремление к славе становится принципиальной позицией художника. Значение Петрарки в истории гуманизма: положил основание всем направлениям ранней гуманистической литературы с глубоким интересом к жизни человека

Николай Кузанский (Кребс) (1401–1464) – философ, теолог, ученый, церковно-политический деятель, родился в Южной Германии По месту рождения он и получил прозвание – Кузанский или Кузанец. Онтологическаяпроблематика отражена в соотношении Бога и мира. Это центральная проблема его философии. Кузанский выступал в пользу изучения естественных наук, рационального знания и вмешательства теологии в эту сферу деятельности человека. Он разрабатывает целостное философское учение о противоположностях. Человека Кузанский ставит очень высоко. Бог как бы присутствует в человеке, во всем, прежде всего в природе. Бог – это центр Вселенной и ее предел, он – целое, а Вселенная – часть.

К середине XVI века Натурфилософы понимали мир как единство материи и духа. Это был важный шаг на долгом пути человечества к материалистическому пониманию мироздания.

Никколо Маккиавелли(1469–1527, Флоренция) – итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532г., автор других военно-теоретических трудов. Макиавелли один из деятелей эпохи Возрождения, кто затронул вопрос о роли личности правителя. Исходя из реалий современной ему Италии, страдавшей от феодальной раздробленности, он считал, что лучше сильный государь во главе единой страны, чем соперничающие удельные правители. Таким образом, Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности.

2. С XVII в. начинается период в развитии западноевропейской философии, который обычно называют философией Нового времени– это эпоха, которая охватывает XVII, XVIII и XIX вв. Началом Новой истории считается Английская буржуазная революция 1640 г., которая ознаменовала собой начало нового периода – эры капитализма или буржуазных отношений, или индустриальной цивилизации.

Формирование новой европейской философии определили наряду с социально-экономическим фактором (разложение феодальных и зарождение капиталистических отношений) – возрождение античных культурных ценностей и развитие естествознания.

Они обусловили постановку задачи исследования последних оснований бытия, познания и деятельности человека, способствовали освобождению философии от теологической проблематики и установлению тесной связи философии с наукой. Религия утрачивает монопольное положение в духовной сфере общества и возникает новое мировоззрение, отвечающее интересам науки о природе.

Важнейшая отличительная черта философии Нового времени по сравнению со схоластикой – это новаторство. Первые философы Нового времени были учениками неосхоластов.

В развитии науки этого времени значительную роль сыграли успехи математики, приведшие к возникновению алгебры, аналитической геометрии, дифференциального и интегрального исчислений, астрономии, физики, химии и т.д.

Эмпиризм(от греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, которое все знания выводит из чувственного опыта (эмпирии). Одним из первых, кто противопоставил схоластической философии, спекулятивным рассуждениям о Боге, природе и человеке доктрину «естественной» философии, базирующейся на опытном познании, был Фрэнсис Бэкон (1561–1626) – английский философ, историк, политический деятель, основоположник английского эмпиризма. Бэкону принадлежит знаменитый афоризм: «Знание – сила», в котором выражена направленность науки. По его мнению, теоретические науки основываются на рассудке, исторические – на памяти, а творческие – на способности воображения. Его работы являются основанием индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. Метод – это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит нормального человека, бегущего по бездорожью. Метод был предложен в сочинении Бэкона «Новый Органон».

Джон Локк (1632–1704) – английский философ. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, на разработку американской конституции. Локк был первым современным мыслителем. Его способ рассуждения резко отличался от мышления средневековых философов. Ум Локка отличался практичностью, эмпиризмом, это ум предприимчивого человека. Он не верил в чудеса и с отвращением относился к мистике. Не верил людям, которым являлись святые, а также тем, кто постоянно думал о рае и аде. Локк полагал, что человек должен выполнять свои обязанности в том мире, где он живет. Основное внимание в своих философских трудах Локк уделяет теории познания.В этом отразилась общая ситуация в философии того времени, когда последняя стала больше заниматься личностным сознанием, индивидуальными интересами людей. Локк обосновывает гносеологическую направленность своей философии тем, что указывает на необходимость максимального приближения исследований к интересам человека.

Бенедикт Спиноза (1632–1677) Барух де Спиноза родился в Голландии в Амстердаме Необходимым условием разработки этики Спиноза считал предварительное познание телесных процессов и связей в человеке. Он приблизил метод психологии к методам механики и физики, свел все многообразие к двум простым началам – разуму и страстям (аффектам).

На натуралистических основаниях решается и проблема свободы. Решение этой проблемы является завоеванием его философской мысли. Спиноза ограничил всесилие государственной власти требованиями свободы и разума. Власть, способная управлять людьми посредством страха, не может быть признана добродетельной.

Родоначальником новой философии считается французский философ и ученый Рене Декарт, который, основной задачей философии считал увеличение человеческого могущества путем познания окружающего мира и господство над природой.

Рене Декарт (1596–1650) – французский философ. Разработал новую философию и новую методологию. Он выдвигает гипотезу о естественном развитии планетной системы и о развитии жизни на Земле согласно законам природы. Он рассматривал тела животных и человека как сложные машины, повинующиеся законам механического движения. Вопросы физики и космологии, вопросы математики Декарт разрабатывал не только как философ, но как ученый-математик и естествоиспытатель.

3. XVIII в. вошел в историю под названием «века Просвещения» Просвещение было общеевропейским явлением, но более всего оно развернулось во Франции.

Знаменитыми французскими просветителями были Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро, Гольбах и др. Каждый из них написал немалое количество сочинений и изложил свои воззрения по различным философским вопросам. Каждый выступил с критикой теистической христианской религии как мировоззрения.

Для всех философов Просвещения центральной реальностью и главным объектом изучения был физический мир или природа, которую можно понять и объяснить из нее самой, т.е. найти естественные причины всего существующего и происходящего и не прибегать к понятиям о потустороннем, таинственном и неведомом.

Эта характерная черта их мировоззрения называется натурализмом (от лат. natura – природа). Самым же совершенным существом природы является, по их мнению, человек. Эта особенность представляет собой антропоцентризм. Человек же вполне способен постичь окружающий мир, поставить его себе на службу. У познания нет границ и препон: тайны Вселенной должны открыться перед могуществом человеческого интеллекта.

Просветительская философия отличалась оптимизмом и рационализмом, ее представители безгранично верили в совершенство Разума, всесилие Науки и безусловность Прогресса. Рационализм (от лат. рацио – разум) – это убежденность в том, что мир сам по себе разумен, а поэтому познаваем средствами разума. Как философское направление – это учение, признающее разум основой познания и поведения человека.

Вольтер (1694–1778 г. Париж, Франция) – один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник. Вольтер издал «Карманный философский словарь». В этом труде Вольтер проявил себя как борец против идеализма и религии, опираясь на научные достижения своего времени. В многочисленных статьях он дает яркую и остроумную критику религиозных представлений христианской церкви, религиозной морали, обличает преступления, совершенные христианской церковью.

Жан-Жак Руссо(1712–1778), французский философ, писатель, композитор, Разработал прямую форму правления народа государством – прямую демократию, которая используется и в настоящее время (в Швейцарии). В 1762 г. вышел в свет роман-трактат Руссо «Эмиль, или О воспитании». Он создал автору мировую известность. В нем Руссо показал путь воспитания свободного человека нового, т.е. буржуазного, общества. Руссо занимал важное место среди философов-просветителей в идеологической подготовке французской революции 1789 г.

Наши рекомендации